План работы кружка "Веселый карандаш "
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему
Цель: формировать художественное мышление через различные способы художественного творчества
Задачи:
1. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно – прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
3. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
4. Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Веселый карандаш»
по художественно-эстетическому развитию дошкольников
(для детей 5-6 лет)
Руководитель кружка:
воспитатель
Зайцева Марина Александровна
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Творя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Учебно-тематический план работы кружка расписан на 36 учебных недель. Авторская программа И. А. Лыковой «Цветные ладошки» (конспекты занятий в ИЗО студии) рекомендована: Ученым Советом Федерального государственного образовательного учреждения Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Книга «Занятия в ИЗО студии» содержит систему занятий изобразительным творчеством с детьми старшего дошкольного возраста.
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Актуальность
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Поэтому содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Новизна программы состоит в том, что актуальная проблема формирования у дошкольников эстетического отношения к действительности впервые разработана в связи с генезисом изобразительной деятельности, направленной на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе личностного роста ребенка – дошкольника.
Цель: формировать художественное мышление через различные способы художественного творчества
Задачи:
1. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно – прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
3. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
4. Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Организация занятий кружка.
Кружок запланирован на год
Одно занятие в неделю по 25 минут.
Ожидаемые результаты: овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности, обеспечивающими детям радость творчества. Дети научатся использовать разнообразный материал и разную технику творчества при создании своей работы.
Методические приёмы
- Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
- Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия.
- Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
- Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
- Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды
- подставка для кисточек;
- глина;
- пластилин;
- стеки;
- доски для лепки;
- цветная бумага;
- клей
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Название раздела | Темы | теория | практика |
сентябрь | Натюрморт | «Ветка рябины в вазе» | 1 | |
«Чудо-гриб» | 1 | |||
"Осенняя береза" | 1 | |||
«Что созрело в огороде» | 1 | |||
октябрь | Пейзаж | "Хмурая осень. Ветреный день" | 1 | |
«На свете нет некрасивых деревьев» | 1 | |||
«Листопад» | 1 | |||
«Хлебное поле» | 1 | |||
ноябрь | Архитектура | "Сказочный дом-гриб" | 1 | |
«Цветочный город Незнайки» | 1 | |||
«Замок для Золушки» | 1 | |||
«Терем - Теремок! | 1 | |||
декабрь | Сюжетное изображение | «Снеговик-почтовик» | 1 | |
«Две сестрички рукавички» | 1 | |||
«Елочка–красавица» | 1 | |||
«Открытка новогодняя» | 1 | |||
январь | Графика | "Расстелила зимушка-зима белоснежные узоры" | 1 | |
"Трусишка зайка беленький" | 1 | |||
«Поколдуем над капельками-кляксами" | 1 | |||
февраль | Декоративная роспись | "Жостовский поднос" | 1 | |
"Роспись силуэтов дымковских игрушек" | 1 | |||
Открытка папе с 23 февраля «Самолет». | 1 | |||
«Солдат на посту» | 1 | |||
март | Портрет | "Портрет мамы" | 1 | |
Поздравительная открытка "Мимоза" | 1 | |||
«Автопортрет» | 1 | |||
«Портрет весны» | 1 | |||
апрель | Скульптура | "Летающие тарелки и пришельцы из космоса" | 1 | |
"В космосе" | 1 | |||
"Полет к луне" | 1 | |||
«Морская азбука» | 1 | |||
май | Стиль, мода, красота | «Первые цветы» | 1 | |
"Цветет сирень" | 1 | |||
«Бабочка» | 1 | |||
"Нарядное платье" | 1 | |||
Итоговая выставка рисунков за год | 1 | |||
Итого: | 36 |
Наименование темы | Содержание (темы занятий, формы работы) | Сроки реализации |
Натюрморт
| «Ветка рябины в вазе» Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | сентябрь |
«Чудо-гриб» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом (картон). | сентябрь | |
"Осенняя береза! Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона) осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании. | сентябрь | |
«Что созрело в огороде» Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного лис бумаги; закрашивать | сентябрь |
Пейзаж | "Хмурая осень. Ветреный день" Учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, и др.; располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка) | октябрь |
«Хлебное поле» Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции. | октябрь | |
«На свете нет некрасивых деревьев» Развивать способность к образному восприятию красоты природы и ей передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цветов. | октябрь | |
«Листопад» Аппликация. Познакомить детей с техникой изобразительной деятельности "рваная" мозаика; учить детей изображать крону дерева с помощью цветной бумаги, видеть контур. Познакомить детей с картинами русских художников на тему «Осень». Вспомнить жанры изобразительной деятельности (пейзаж, натюрморт). | октябрь |
Архитектура " | "Сказочный дом-гриб" Учить самостоятельно придумывать и изображать сказочный дом-гриб, в котором живут маленькие человечки гномики, упражнять детей в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша, получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании и рисовании мелких деталей. Развивать воображение, фантазию. | ноябрь |
«Цветочный город Незнайки» Коллективная работа. Учить детей аккуратному закрашиванию готовых форм – сказочных домов-цветов. Учить коллективной работе. Продолжать учить аккуратно с клеем. Развивать фантазию. | ноябрь. | |
«Замок для Золушки» Аппликация с использованием крашеного песка. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. Создавать композицию. | ноябрь | |
"Терем-теремок" Аппликация. Повторить с детьми все изученные ранее приемы, развивать фантазию, самостоятельность, вызвать желание продолжать заниматься, создавать новое. | ноябрь, |
Сюжетное изображение | «Снеговик-почтовик» Учить рисовать снеговика используя геометрические фигуры (круги разной величины). Учить передавать настроение персонажу. Дать возможность пофантазировать о своем рисунке. | декабрь |
«Елочка–красавица» Учить детей рисовать елочку(праздничное дерево нового года). используя знакомые приемы и навыки. Создавать предпраздничное настроение. Следить за правильной осанкой при рисовании. | декабрь | |
«Две сестрички рукавички» Аппликация. Учить работать в паре, составлять одинаковый узор из геометрических фигур. Закреплять умении вырезать круг из квадрата путем закругления углов, разрезать квадрат по диагонали. Добиваться точности составления одинаковых узоров. Расширять представления детей об одежде, упражнять в составлении узоров. Развивать мелкую моторику рук. | декабрь | |
«Открытка новогодняя» Учить детей продумывать эскиз открытки, далее согните бумагу пополам и набросайте примерный план расположения декоративных элементов. Оставить место для поздравительного сообщения - сразу же определите его размер и способ оформления (например, наклеенные газетные буквы занимают больше места, чем рукописный текст). На обороте открытки поместить крупную композицию, с обратной стороны добавить символичные элементы, а третью часть открытки «отдайте» под поздравление. Последняя сторона открытки обычно украшается небольшими деталями. | декабрь |
графика | "Расстелила зимушка-зима белоснежные узоры" Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра. Продолжать учить рисовать концом кисти, использовать знакомые приемы при рисовании (тампонирование, тычком) | январь |
«Трусишка зайка беленький" Аппликация. Закреплять умение составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (по типу оригами), выполнять сгибы аккуратно, продолжать учить работать в парах постоянного состава, оказывать помощь друг другу, контролировать выполнение задания. | январь | |
«Поколдуем над капельками-кляксами" Познакомить детей с таким способом изображения как пятно, показать его выразительные возможности, поупражнять детей в его освоении. Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к творческой деятельности. Следить за правильной осанкой при рисовании. | январь | |
«Праздничный торт» Аппликация. Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность. | январь |
Декоративная роспись " | "Жостовский поднос" Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народно творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет. | февраль |
"Роспись силуэтов дымковских игрушек" Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания. | февраль | |
Открытка папе с 23 февраля «Самолет». Аппликация Последовательность выполнения работы: нарисуй и вырежь основу самолёта, крылья, окно, пропеллер. Сделай аппликацию на картоне. Вырежь и приклей белые облака. След от самолёта сделай так: вырежь кружочек с волнистыми краями. Потом ножницами вырежь из него спираль. Один конец спирали приклей к правому боку открытки, другой — к левому. Когда открытку будут открывать, след от самолёта будет удлиняться. | февраль | |
«Композиция с цветами, ягодами по мотивам хохломской росписи" Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, располагать ветку вдоль изделия, наклеивать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки), сочетать цвета, характерные для хохломской росписи; закреплять умение вырезать из сложенной в несколько раз бумаги. | февраль |
Портрет | «Портрет мамы» Знакомить детей с портретной живописью, овладевать приемами контурного рисования карандашом, учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы. | март |
Поздравительная открытка «Мимоза» Аппликация. Тренировать в выполнении наклеивания комочков из бумаги, закреплять умение мелкие надрезы, симметричное вырезание предметов. Продолжать учить выполнять объемную аппликацию. Воспитывать желание порадовать своих мам, бабушек, сотрудников д/с в праздник 8 Марта. Воспитывать аккуратность, терпение, стремление доделать работу до конца. | март | |
«Автопортрет» Закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Способствовать развитию собственного художественного творчества. Закрепить понятия одиночный портрет и групповой. Дать понятие: автопортрет. | март | |
«Портрет весны» Аппликация. Коллективная работа. Побудить детей создать портрет весны, используя технику обрывания. Продолжать учить детей работать совместно. | март |
"Летающие тарелки и пришельцы из космоса" Направить детей на поиск новых способов фантастических образов; развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую ситуацию. | апрель | |
"В космосе" Учить новой технике рисования набрызг. Учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету. | апрель | |
«Полет к луне» Аппликация. Продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, самостоятельно придумывать композицию работы, рисовать эскиз, вырезать по контуру, наклеивать в определенной последовательности. Развивать творчество, художественный вкус, чувство цвета. | апрель | |
«Кораблик в море Рисование «по - сырому». Продолжать учить детей тонировать лист бумаги. Следить за правильной осанкой при рисовании. | апрель |
«Первые цветы» Аппликация. Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать цветы нарисованные на светлом картоне. Развивать мелкую моторику. | май | |
"Цветет сирень" Рисунок Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; учить смешивать краски для получения сиреневого цвета. | май | |
«Бабочка» Знакомить детей с монотипией. Использовать полученные знания для изображения бабочки. | май | |
"Нарядное платье" Аппликация. Учить детей передавать форму одежды (платья), расположения частей и величину (длинное, короткое, широкое, узкое), самостоятельно выбирать бумагу для элементов украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету. Закреплять умение вырезать из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной несколько раз. Закреплять умения обращаться с ножницами. Развивать вкус, чувство цвета. | май | |
Итоговая выставка рисунков за год Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные высказывания | май |
Методическое обеспечение кружковой программы
Нетрадиционные способы рисования
- Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок, накладывание их друг на друга.
- Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
- Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек, платьев и др.
- Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую при рисовании зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
- Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
- Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научит ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться, необходимо аккуратно хранить работу. Если размывать краски, то выпуклость уходит, но зато можно дать разные оттенки и получить новый способ рисования.
- Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков вместе с детьми.
- «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
- «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
- Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
- На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
- На белый лист сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.
- Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
- На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
- «Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.
Примерный перечень репродукции картин известных художников, используемых на занятиях:
- Игорь Грабарь:
- Грачиные гнезда
- Февральская лазурь
- Хризантемы
- Луч солнца
- Под березами
- Сентябрьский снег
- Мартовский снег
- Михаил Врубель:
- Сирень
- Портрет
- Царевна – лебедь
- Алексей Венецианов:
- Крестьянская девушка с теленком
- Крестьянка с васильками
- На жатве. Лето
- На пашне. Весна
- Федор Васильев:
- Волжские лагуны
- Возвращение стада
- После дождя (1867)
- Вечер
- Заброшенная мельница
- Мокрый луг
- Ручей в лесу
- После дождя (1869)
- В Крымских горах
- Иван Шишкин:
- Дубы. Вечер. Этюд для картины «Дубовая роща»
- Стадо под деревьями
- Сосны, освещенные солнцем
- Рожь
- Цветы на опушке леса
- Дождь в дубовом лесу
6. Михаил Нестеров:
- Осенний пейзаж
- Девушка у пруда
- Василий Тропинин:
- Капитон Эсленцов. Мальчик с кувшином
- Портрет сына художника
- Золотошвейка
- Кружевница
- Портрет Булахова
- Василий Поленов:
- Ранний снег
- На Тивериадском озере
- Белая лошадка
- Московский дворик
- Золотая осень
- Заросший пруд
- Бабушкин сад
- Виктор Борисов – Мусатов:
- Майские цветы
- Венки васильков
- Последний луч
- Водоем
- Эйфелева башня
- Агава
- Дама в голубом
- Иван Крамской
- Букет цветов. Флоксы
- Неутешное горе
- Неизвестная
- Лунная ночь
- Валентин Серов:
- Летом. Портрет О.Ф. Серовой
- Октябрь. Домотканово
- Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой
Примерный перечень музыкальных произведений известных композиторов, используемых на занятиях:
- П.И.Чайковский. Из цикла «Времена года»:
- Август. Жатва
- Ноябрь. На тройке
- Май. Белые ночи
- Февраль. Масленица
2. С.С.Прокофьев. Из цикла «Детская музыка»:
- Утро
- Ходит месяц над лугами
3. С.С.Прокофьев. Фрагменты из балета «Золушка»:
- Вариация феи Весны
- Монолог Феи Лета
- Вариация Феи Осени
- Вариация Феи Зимы
4. А.Вивальди. Из цикла «Времена года»
- «Лето»,
- «Осень»;
- «Зима»;
- «Весна».
5. М.И.Глинка. Жаворонок. Большой детский хор.
6. П.И.Чайковский. Фрагменты из балета «Спящая красавица»:
- Фея Сирени;
- Вальс (фрагмент);
- Вариация Авроры;
- Симфонический антракт «Сон» (фрагмент);
- Фея Серебра.
Примерный перечень литературных произведений известных поэтов, используемых на занятиях:
1. А.С. Пушкин «Унылая пора»;
- «Уж небо осенью дышало»;
- «За весной – красой природы… осень поздняя…»
- К. Бальмонт «Осень»;
- И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
- Н. Греков «Приметы осени».
- А.С. Пушкин «Идет волшебница зима»;
- А.С. Пушкин «Под голубыми небесами»;
- А.С. Пушкин «Зимний вечер»;
- Я. Аким «Первый снег»;
- И. Суриков «Белый снег пушистый»;
- С. Есенин «Белая береза»;
- Ф. Тютчев «Чародейка зима»
- А.С. Пушкин «Только что на проталинах»;
- А.С. Пушкин «Улыбкой ясною»;
- А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»;
- И. Бунин «Весеннее»;
- Ф. Тютчев «Весенние воды»;
- А. Майков «Весна»
Игровые упражнения:
Грусть.
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, развитие внимательного отношения друг к другу, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей, развитие творческого потенциала.
Материалы: гуашь, акварель, кисти разной толщины, цветные карандаши, восковые карандаши, фотографии, иллюстрации с изображением разных человеческих эмоций, листы с нарисованной окружностью, сухие листья, клей ПВА в тюбиках, листы бумаги на каждого ребенка, пиктограммы эмоций.
Ход. Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Садитесь поудобнее, возьмите друг друга за руки и поздороваемся с вами необычным с вами способом. Мы будем передавать привет легким пожатием руки по кругу. И так, я посылаю вам привет.
Во время наших встреч мы будем говорить о ваших чувствах и настроениях. Сегодня поговорим о грусти. По вашему мнению, что такое грусть? Когда вам бывает грустно? (Дети отвечают)
Изобразите лицо грустного человека. Какое же лицо бывает у грустного человека? Есть ли на нем улыбка? Давайте найдем среди картин, фотографий, лицо грустного человека. Как вам кажется почему он грустит? (Ответы детей)
«Радость»
ЦЕЛЬ: настройка на совместную продуктивную деятельность, развитие творческих способностей, создание атмосферы доверия, психологического комфорта, снятие эмоционального напряжения, закрепление нового опыта положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, уверенности в себе, ознакомление детей с эмоцией радости, формирование умения работать в группе.
Материалы: краски, кисти, карандаши, мелки, вода, тряпочки, ватман, нетрадиционные материалы для рисования, бумажные заготовки, колпачков, веревочки, степлер, аксессуары клоуна, пиктограммы эмоций.
Игра «Доброе животное»
Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Мы одно «доброе животное». Давайте, послушаем как оно дышит. Прислушаемся к своему дыханию и к дыханию своего соседа.
А теперь подышем все вместе
Вдох – все делаем шаг вперед
Выдох – все делаем шаг назад
Вдох – все делаем 2 шага вперед
Выдох – все делаем 2 шага назад.
Так дышит не только животное, но так же бьется его сердце
Стук – все делаем шаг вперед
Стук – все делаем шаг назад
Стук – все делаем 2 шага вперед
Стук – все делаем 2 шага назад.
Релаксация «Волшебный сон»
А сейчас я прошу вас закрыть глаза:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно глубоко.
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем,
И повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись!
(дети открывают глаза. Стихотворение читается медленно, тихим голосом под спокойную музыку).
Список используемой литературы
- Рози Дикинс (перевод с английского Е.Егоровой) «Твоя первая книга об искусстве. Учимся понимать искусство.» М. Эксимо 2008.
- Т. Давыдова «Рисуем пальчиками» М.: «Стрекоза» 2010.
- Т. Давыдова «Рисуем ладошками» М.: «Стрекоза» 2010.
- Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М. : ТЦ Сфера, 2005.
- И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», Карапуз – дидактика, М. 2007.
- А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб.: КАРО 2007.
- А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009. ( Детский сад: день за днём. Практическое приложение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка "Весёлый карандаш"по изобразительной деятельности.
Составленый план по изобразительной деятельности для кружковой работы с детьми. В плане занятия по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. для развития творческих способностей....
ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "ВЕСЁЛЫЕ КАРАНДАШИ"
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский В современном образо...
МКОУ «Карымкарская СОШ» План работы по взаимодействию с родителями детей средней группы «Малыши карандаши» на 2021-2022 учебный год.
1. Консультация «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге».2. Памятка «Что нельзя приносить в детский сад» 3. Консультация &laqu...
МКОУ «Карымкарская СОШ. Перспективный план работы по ОБЖ в средней группе «Малыши карандаши» 2021-2022уч. год.
Поплотнее кран закрой- осторожен будь с водой Детские шалости с огнем и их последствия (по сказке «Кошкин дом») «Съедобные и несъедобные грибы»...
МКОУ «Карымкарская СОШ». Перспективный план работы по ПДД в средней группе «Малыши карандаши»
Тема: «Знакомство с улицей».Задачи: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учрежде...
План работы кружка "Весёлый карандаш" за 2021-2022г.
Пятилетние дети начинают проявлять творческий подход к своим рисункам. Именно на этом этапе можно начинать обучение осознанному рисованию. Рисунки пятилетних детей включают в себя: основные формы, тре...