Педагогическая поддержка как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Алексеева Ольга Сергеевна

В данном материале представлены разработаная и апробированая  система  работы по развитию  творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в  изобразительной деятельности. За основу взята педагогическая поддержка. Мной в ходе работы, была  проанализирована самостоятельная изобразительная деятельность детей старше-подготовительной группы. Вывод был однозначный: дети данной группы не имеют возможности  в достаточной мере реализовать свой творческий потенциал в силу недостаточного разнообразия материалов, слабых изобразительных возможностей детей, использования «заученных» графических образов, ограниченности в свободном времени (Приложение 1). Надо было решать проблемму. Я решила ознакомить  детей  с вариантами художественных техник, для обогащения их  изобразительных возможностей и умений. И посмотрите что получилось (Приложение 2). Так же я размещаю примерные занятия, которые я проводила для решения проблеммы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая поддержка как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Воспитатель МБДОУ № 156 Алексеева О.С.

Слайд 2

1 этап работы. Самостоятельная изо деятельность детей.

Слайд 3

2 этап работы. 1 цикл занятий – рисование « штампами» «Картина для мамы»

Слайд 4

«Подводный мир» (Совместная работа)

Слайд 5

2 цикл занятий- рисование в технике «набрызг» (воздушными фломастерами) «натюрморт»

Слайд 6

«Летний луг» (Совместная работа)

Слайд 7

3 цикл занятий- рисование восковым мелком и акварелью «Веселый барашек, весь из кудряшек»

Слайд 8

«Воздушные шары» (Совместная работа)

Слайд 9

4 цикл занятий – рисование в технике «монотипия»

Слайд 10

«Божья коровка» (Совместная работа)

Слайд 11

3 этап работы Самостоятельные работы детей по 1 циклу занятий Рисование «штампами»

Слайд 13

Самостоятельные работы детей по 2 циклу занятий рисование в технике «набрызг»

Слайд 15

Самостоятельные работы детей по 3 циклу занятий рисование восковым мелком и акварелью

Слайд 17

Самостоятельные работы детей по 4 циклу занятий рисование в технике «монотипия»

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Циклы занятий по стимулированию детского изобразительного творчества

В процессе работы над проблемой было  спланировано четыре цикла занятий.  Каждый  цикл включает в себя  три занятия:

- знакомство с техникой изображения;

- совместная работа воспитателя с детьми в новой технике;

- самостоятельная работа детей.

В таблице № 1 определены темы занятий и виды используемых изобразительных техник.

                                                                                                            Таблица 1.

п/п

Наименование изобразительной техники

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

Знакомство с техникой

Совместная работа детей

Самостоятельная работа

1.

Рисование «штампами»

«Картина для мамы»

«Подводный мир»

На свободную тему

2.

«Набрызг» (по новому, с помощью воздушных фломастеров и трафаретов)

«Натюрморт»

«Летний луг»

На свободную тему

3.

Рисование восковым мелком и акварелью

«Веселый барашек, весь из кудряшек»

«Воздушные шары»

На свободную тему

4.

Монотипия

«Весна»

«Божья коровка»

На свободную тему

Каждому первому и второму занятию из цикла предшествовала предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций, репродукций картин известных художников, наблюдения в природе, чтение художественной и познавательной  литературы,  просмотр фильмов и презентаций на заданные темы, прослушивание музыкальных произведений. По окончании каждого занятия оформлялась выставка детских работ, проводилась коллективная или индивидуальная беседы с детьми. Каждый раз, приходя на следующий день после занятия, дети рассказывали о том, что они нарисовали дома, как они это делали, понравились ли близким их работы. Такой самоанализ позволял повысить самооценку ребенка, придать ребенку уверенности при исполнении работ. Педагогическая поддержка детей воспитателем  в группе осуществлялась на протяжении всего процесса исследования. Для родителей была оформлена консультация по нетрадиционным техникам рисования и их влияние на творческий потенциал детей. Так же с родителями были проведены индивидуальные беседы по формированию у них положительного и позитивного отношения к проявлению самостоятельности в процессе изобразительной деятельности ребенка.

Содержание работы по первому  циклу занятий

Занятие № 1. Ознакомление  с новой  нетрадиционной  техникой  «рисование штампами»

Тема: «Картина для мамы»

Программные задачи:

Познакомить с новой техникой - рисование штампами, с особенностями, правилами  использования материала;

Вызвать эмоциональный отклик на новую технику рисования, желание рисовать.

Развивать познавательный интерес;

Материал:

«волшебная коробочка» с образцами  работ, различные колпачки, крышки, формочки, коробочки,  набор производственных штампов из бумаги «пенки» на пластиковой ножке, набор гуаши 12 цветов, кисти, поддоны для краски, вода, белый матовый картон или бумага для черчения, салфетки для рук.

Предварительная работа:

Показ познавательного фильма «Мамин праздник», чтение художественной литературы Е. Благина «Вот какая мама!»,  «Посидим в тишине»; рассматривание картин и иллюстраций на тему: «Мамин праздник», «Любимая мама»; беседа «Я и моя мама», «Что подарить маме?»;  составление рассказа о маме.

Ход занятия:

Вношу яркую, незнакомую детям «волшебную коробочку».

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я вам принесла — это «волшебная коробочка». Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Ребята подходят, и вместе рассматривают содержимое коробочки.

Эти крышечки, колпачки, фигурки на пластиковой ножке называются штампами. Как вы думаете, как  можно использовать все это для создания картины, что можно  делать этими штампами?

Да-да этими колпачками, крышками можно создавать красивые картины. Главное уметь фантазировать. Посмотрите, что я нарисовала с помощью этих штампов.

Показываю готовую работу, обсуждаем, какие штампы я использовала.

Сегодня я познакомлю вас с новой техникой -  рисование  штампами,

расскажу и покажу, как можно использовать все эти штампы, чтобы получилась картина.

Показываю последовательность работы в новой технике, объясняя при этом последовательность создания целостной картины с помощью нетрадиционной техники:

Дети перед началом работы надо определиться, что хочешь нарисовать, подобрать нужные штампы выбрать краски нужного цвета;

Как только вы придумали, что хотите нарисовать маме, наберите  на кисть краску нужного цвета и обведите только контур фигуры, если хотите отпечаток только контура. Если хотите отпечатать всю поверхность штампа, предварительно размажьте краску по поддону, опустите выбранный вами штамп в краску.

Вот-так (Показ)! А теперь штамп  приложите к листу  и аккуратно  поднимите, чтобы не смазать получившийся след.

И дальше создаем картину, последовательно изображая  задуманное.

Дети выполняют работы.

Анализ детских работ: Ребята, какие красивые картины у вас получились! Вам понравилась новая техника рисования? Напомните, как она называется?   Что вам понадобится, чтобы сделать работу в такой технике? На следующем занятии мы сделаем совместную работу. Молодцы!

Занятие №2 Продолжение ознакомления с техникой - рисование штампами и печатками, создание  совместной работы в новой технике

Тема: «Подводный мир»

Программные задачи:

продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования;

вызвать желание сделать  совместную работу;

развивать воображение, умение подбирать необходимые штампы и   цветовую гамму;

развивать способность работать совместно и выполнять работу в определенной теме;

воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материал:

демонстрационный: варианты готовых работ из «волшебной коробочки»;

раздаточный:  лист ватмана, наборы гуаши 12 цветов, кисти, стаканы с водой, штампы по теме, геометрические штампы (овал, треугольник, полукруг, ромб), поддоны, салфетки для рук.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Разнообразие подводного мира»; отгадывание загадок про подводных обитателей;  рассказы детей, имеющих дома аквариумы,  про подводный мир; рассматривание картинок по заданной теме.

Ход занятия:

Вношу «волшебную коробочку», привлекаю внимание детей.

Ребята, посмотрите, что я принесла. Вам уже знакома это коробочка. Вспомните, что в ней лежит? Что ими можно делать?

Сегодня мы сделаем одну общую работу и повесим ее на стенд в раздевалке, чтобы родители посмотрели и удивились. Вы им потом расскажите, как вы рисовали. Только перед тем, как начнете, напомните мне с чего надо начать работу? (определиться с темой рисунка, отобрать штампы и подобрать цветовую гамму). Что нужно закрашивать у штампа? (закрашивать только контур или окрасить весь штамп). Как правильно оставлять след на бумаге? (перевернуть штамп на лист в нужном месте, немного подержать и аккуратно убрать его, чтобы не повредить получившийся контур).

Предлагаю сначала потренироваться на отдельном листе.

У вас хорошо получается. Теперь давайте приступим к созданию нашего подводного мира.

Скажите ребята, кто живет под водой?  (рыбки, осьминоги, акула и другие ответы детей). А что еще мы можем нарисовать на нашей картине? (камешки, рифы, песок, водоросли). Правильно, давайте подбирать нужные штампы, цветовую гамму, распределим, кто, что будет рисовать и где надо это расположить.

В ходе работы помогаю детям, советую, напоминаю, уточняю, если что-то непонятно, слежу за правильностью работы в новой технике.

Анализ детских работ: Когда работа закончена,  вместе рассматриваем получившиеся работы.

Ребята как вы замечательно передали все богатство подводного мира, вы очень удачно выбрали штампы, работали очень аккуратно, поэтому у вас получились хорошие отпечатки. Какая красочная работа получилась, цвета подобраны замечательно, давайте повесим  работу на стенд.

Занятие №3 Самостоятельная работа в технике — рисование штампами

Программные задачи:

закрепить полученные знания о нетрадиционной технике «рисование штампами»;

совершенствовать навык работы в этой технике;

формировать умение работать самостоятельно и выполнять работу в   одной технике;

Материал:

демонстрационный: «волшебная коробочка» с разнообразными рисунками в технике рисования штампами, готовая работа, выполненная совместно.

Раздаточный: плотные листы бумаги, наборы гуаши 12 цветов, баночки с водой, кисти, штампы, поддоны, салфетки для рук.

Ход занятия:

Вношу «волшебную коробочку».

Ребята, напомните,  в какой технике мы с вами делали общую работу? Сегодня вы будете настоящими художниками и сделаете каждый свою неповторимую работу. Ваши работы мы повесим в галерее нашего детского сада и пригласим всех детей из других групп на нашу выставку. Посмотрите внимательно, у каждого на столе лежит бумага, краски, кисти,  штампы, поддоны, салфетки.

Ребята не торопясь придумайте, что вы будете рисовать? Расскажите о своих задумках? Какие цвета будете использовать? Выполняйте работу аккуратно, старайтесь.

Анализ детских работ: Какие вы молодцы ребята! У вас получились отличные картины! Вам нравятся ваши рисунки? А теперь давайте оформим выставку.

Когда все дети закончили работы, оформляем выставку в галерее. Рассматриваем получившиеся работы, еще раз хвалю за аккуратность, оригинальность, хороший подбор цвета, удачный выбор штампов.

Содержание работы по второму  циклу занятий  

Занятие №1 Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Набрызг» (по новому, с помощью воздушных фломастеров и трафаретов)

Тема: «Натюрморт»

Программные задачи:

познакомить с техникой рисования «набрызг»;

рассмотреть материал и технику выполнения работы;

учить делать «набрызг» воздушными фломастерами;

расширить знания о нетрадиционных техниках рисования;

формировать интерес к новой технике рисования;

уточнить и закрепить знания детей о видах натюрморта [19].

Материал:

демонстрационный: «волшебная коробочка» с готовыми образцами рисунков с изображением разных видов натюрмортов (рисунки «ваза с цветами», фрукты на столе, «сервиз»[19]), фломастеры воздушные, трафареты «фрукты», «овощи», лист бумаги;

раздаточный: лист бумаги, набор воздушных фломастеров, трафареты.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Искусство натюрморта», которая посвящена   картинам известных русских и советских художников, писавших натюрморты: И. Грабаря, И. Машкова, А. Осмеркина, В. Рождественского, В. Татлина, О. Богаевской, Н. Коровина, П.Федотова, В. Перова, К. Петрова-Водкина и др. Беседа на тему: «Что такое натюрморт». Дидактическая игра «Собери натюрморт».

Ход занятия:

Вношу «волшебную коробочку» и предлагаю детям заглянуть в нее.

В коробочке работы в технике «набрызг».

Ребята, посмотрите, какие картины. Что в них необычного? Вам нравятся такие картины? Все работы нарисованы в технике «набрызг». Хотите научиться так рисовать? Сегодня я покажу, как получить такие красивые и необычные картины. В следующий раз мы создадим одну общую картину и повесим рядом с картинами, которые нарисуем сегодня – это будет наша выставка «Необычных картин».

Проходим к столу, где разложен материал для рисования. Из «волшебной коробочки»  достаю воздушные фломастеры.

Посмотрите, какие интересные фломастеры. Чем они отличаются от обычных? Попробуйте подуть в колпачок? Что происходит когда вы подули в фломастер? Они брызгают на лист? А как вы думаете почему техника рисования называется «набрызг»?

Дети садятся на стулья.

Ребята, скажите, чего не хватает на столе? Правильно, нет воды, нет кисти, а рисунки получаться очень красочные и веселые. Давайте попробуем создать каждый свою неповторимую картину. В этой технике нам понадобится только воздушные фломастеры и трафареты. Сейчас будьте внимательны: я покажу вам, как работать в такой технике.

Показываю последовательность выполнения работы:

Определиться, что будет нарисовано, подумать, где лучше  расположить трафареты;

Открыть фломастер нужного цвета и аккуратно подуть в фломастер, как в трубочку;

Особенность рисования с помощью этой техники заключается в том, что надо не просто дуть в одно место на лист, а передвигать струйки краски, как бы скользить по листу в разных направлениях. Сначала создать основание, например стол для вазы или фруктов – это делается без трафарета, просто раздувается цвет снизу листа в направлении вправо и влево.

Предлагаю каждому подойти и  попробовать подуть каждый в свои фломастер на лист бумаги.

Сейчас каждый из вас возьмет по одной пачке воздушных фломастеров, по листу бумаги, пройдет на свои места и начнет создавать картину.  

У вас замечательно получается.

Подхожу к каждому ребенку и помогаю выполнять рисунки, хвалю.

Анализ детских работ: Дети, какие замечательные, красочные картины у вас получились! Вам понравилась новая техника рисования? Напомните, как она называется?   Что вам понадобится, чтобы сделать работу в такой технике? На следующем занятии мы создадим совместную картину. Молодцы!

Занятие №2 Совместная работа в технике «набрызг»

Тема: «Летний луг»

Программные задачи:

продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования «набрызг»;

расширить знания детей о цветах;

формировать умение работать совместно по выбранной теме;

воспитывать отзывчивости,  умение работать в коллективе.

Материал:

демонстрационный: коробочка с готовыми  работами в технике «набрызг»;

раздаточный:  лист бумаги, наборы фломастеров,  трафареты.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением летнего луга, беседа с детьми на тему: «Лето».

Ход занятия:

Вношу «волшебную коробочку», открываю, предлагаю детям посмотреть, что сегодня необычного лежит в коробочке. Дети находят конверт, изучаем его – это  письмо из Антарктиды от пингвиненка Ло-ло. Предлагаю послушать, что пишет Ло-ло: «Ребята, здравствуйте! Я живу в Антарктиде, к нам прилетели птицы и они нам рассказали, что есть на свете такое время года, когда нет снега. Оно называется - лето. И в это время года растет зеленая травка, и цветут красивые цветы, летают бабочки, деревья распускаются цветами, а потом на них растут фрукты. Дети  у нас круглый год лежит снег, дует очень сильный ветер, Но нам так хочется увидеть Ваше лето. Помогите, пожалуйста. Нарисуйте для нас «Лето», будем ждать ваши рисунки. Спасибо!».

Какое печальное письмо, пингвины  Антарктиды  никогда не видели лета. Ребята, а вам нравится лето? Как мы можем помочь пингвинам. Давайте нарисуем  им   цветочный  луг и отправим наши рисунки посылкой  по почте.

Предлагаю подойти к столу.

Рисовать мы будем в новой технике, с которой я вас познакомила на прошлом занятии. Скажите, как она называется? Что нам понадобится, чтобы сделать работу? Как правильно нужно рисовать?

Обсуждаем, кто, что будет рисовать и как расположит на листе. Вспоминаем, какие цветы  дети знают, какого они цвета. Что можно нарисовать на лугу кроме цветов и травки. Дети приступают к работе. Слежу за правильностью работы,  поправляю, если что-то делают неправильно, вношу предложения, напоминаю, задаю вопросы.

Когда работа готова, вместе пишем письмо пингвиненку Ло-ло,  адрес, куда и кому нужно доставить картину.

Вешаем картину «Летний луг» на стенд, чтобы пока  она радовала нас, и родителей, бабушек и дедушек и всех работников детского сада.

Анализ детских работ: рассматриваем картины: общую и индивидуальные с предыдущего занятия, делаю общую оценку и  отмечаю вклад каждого ребенка в получившуюся выставку.

Занятие №3 Самостоятельная работа детей в технике «набрызг»

Программные задачи:

закрепить знания детей о технике «набрызг»;

развивать самостоятельность в работе;

формировать умение правильно располагать предметы на плоскости листа;

Материал:

демонстрационный:  «волшебная коробочка» с разными рисунками, которые нарисованы в технике «набрызг»;

раздаточный:  листы бумаги, наборы воздушных фломастеров, трафареты.

Ход занятия:

- Ребята, мы познакомились с техникой «набрызг». Рисовали натюрморт, помогали пингвиненку Ло-ло, нарисовали летний луг. Сегодня я предлагаю вам  нарисовать в этой технике то, что вы хотите, и оформить   выставку.

Дети садятся за столы. Вспоминаем последовательность выполнения работы. Спрашиваю, кто, что хочет нарисовать, как он будет это делать, где расположит изображение.

Анализ детских работ: готовые работы размещаем на выставке, подписываем имена. Рассматриваем получившуюся выставку. Делаю общую оценку и отдельно каждому, обращая внимание на аккуратность, оригинальность работы, подбор цветовой гаммы, композицию.

Содержание работы по третьему  циклу занятий

Занятие №1 Знакомство с техникой рисования «воском (свечой) и акварелью»

Тема: «Веселый барашек, весь из кудряшек»

Программные задачи:

познакомить с нетрадиционной техникой рисования «восковым мелком и акварелью»;

рассмотреть материал и технику выполнения работы;

формировать интерес к новой технике.

Материал:

демонстрационный:  «волшебная коробочка», несколько готовых работ в технике рисования «восковым мелком и акварелью», кисть, краски, тряпочка, вода, восковые мелки, кусочки свечи.

раздаточный:  бумага, восковые мелки, кусочки свечи, кисти, краски, тряпочки, вода.

Предварительная работа: рассказ «2015 год – год барана (овцы)»; просмотр мультфильма для детей «Кот – серый лоб, Козел да Баран», беседа по мультфильму, для определения образа барана, его характера, особенностей. Рассматривание картинок с изображением баранов.

Ход занятия:

Сюрпризное внесение «волшебной коробочки».

- Ребята, я принесла знакомую вам коробочку, в ней лежат необычные рисунки. Посмотрите, какие красивые рисунки. Рисунки тем необычны, что нарисованы они свечой и акварелью. Когда вы начнете рисовать вы не сможете видеть, что нарисовали. И только после того как нанесете акварель волшебный рисунок проявится. Сегодня предлагаю нарисовать веселых барашков, давайте вспомним барашки какие? (ответы детей) Правильно, они все в кудряшках. Ну что, побудем немного волшебниками?    Подойдите   к столу,  я вам покажу, как надо рисовать такие необычные картины.

Показываю последовательность выполнения работы:

Взять белый восковой мелок или свечу, нанести рисунок на лист;

Набрать на кисть необходимую краску и загрунтовать лист;

Предлагаю попробовать новую технику. Помогаю выбрать цвет краски, напоминаю последовательность работы.

- Какие у вас получились замечательные работы, красивые, у всех разные. Анализ детских работ: молодцы все постарались, вы - волшебники. У вас получились очень веселые барашки. Давайте оформим выставку из ваших  рисунков.

Оформляем выставку, рассматриваем работы. Спрашиваю, чтобы дети еще хотели нарисовать.

Занятие №2 Совместная работа в технике рисования «восковыми мелками (свечой) и акварелью»

Тема: «Воздушные шары»

Программные задачи:

продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования «воском и акварелью»;

уточнить технику выполнения работы в нетрадиционной технике;

развивать образное мышление и воображение;

формировать умение работать в одном коллективе;

Материал:

демонстрационный: лист бумаги, восковые мелки, кусочки свечи, краски, кисточка;

раздаточный:  ватман, восковые мелки, кусочки свечи, краски, кисти, тряпочки, вода.

Предварительная работа: игра «Надуй воздушный шар», «Раскрась шарик»; рассматривание фотографий с дней рождений детей, предварительно принесенных родителями, при рассматривание сделать акцент на форме воздушных шаров.

Ход занятия:

-  Ребята, посмотрите, нам Незнайка нарисовал картину «Воздушный шар». Ребята, а вы бы так же нарисовали воздушный шар? Может быть, шары бывают не только круглые? А какие бывают воздушные шары по форме? Какой формы  шары вы будете рисовать?

Предлагаю нарисовать много разных шаров: круглые, овальные, в форме зайца, а может быть даже квадратные и треугольные! Давайте рисовать шары  все вместе!

- Итак, напоминаю вам ребята, что рисовать мы будем невидимым (белым, волшебным) восковым мелком или свечой. А какую краску мы будем использовать для появления наших воздушных шаров? Правильно – акварель. Что надо сделать для того чтобы акварельные краски ожили, стали яркими? Да, надо капнуть на краску немного воды.

- Каким цветом будете рисовать? Может быть, возьмем несколько цветов?    В ходе выполнения задания осуществляю контроль  за последовательностью выполнения работы, аккуратностью, помогаю выбрать цвет каждому ребенку.

Анализ детских работ: когда работа готова, все  вместе рассматриваем и обсуждаем получившийся результат, хвалю детей, делаю общую положительную оценку, выделяю работу каждого ребенка, спрашиваю, что хотели бы добавить,   дорисовать, нравится ли получившаяся картина.

Занятие №3 Самостоятельная работа в технике рисования «воском и акварелью»

Программная задача:

закрепить знания детей о технике рисования «воском и акварелью»;

развивать самостоятельность в выборе предмета рисования;

совершенствовать навык рисования в применяемой технике;

развивать творческое мышление, воображение;

Материал:

демонстрационный: «волшебная коробочка», с готовыми работами в предлагаемой технике;

раздаточный: листы бумаги, восковые мелки, кусочки свечи, краски, кисти, вода, тряпочки.

Ход занятия:

Вношу в группу «волшебную коробочку», в которой лежат готовые работы в технике рисования «воском и акварелью» и работы, ранее нарисованные детьми.

- Ребята, смотрите, что лежит в нашей «волшебной коробочке». Это не простые листы, а волшебные и рисовать на них надо только в волшебной технике. Вы недавно познакомились с ней, как она называется. Почему она так называется? Как рисовать в этой технике? А что бы вы хотели нарисовать? Что вам понадобиться?

Предлагаю занять рабочие места и приступить к рисованию.

Анализ детских работ: готовые работы вывешиваю на выставку, рассматриваем получившиеся рисунки. Спрашиваю, понравилось ли рисовать в этой технике, что нарисовали, что хотели бы нарисовать еще. Хвалю детей за фантазию и самостоятельность.  

Содержание работы по четвертому циклу

Занятие №1 Знакомство с новой техникой «монотипия»

Тема: «Весна»

Программные задачи:

познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «монотипия»;

знакомство с зеркальным изображением предметов;

формировать интерес к новой технике;

познакомить с понятием «симметрия» и симметричными предметами;

воспитывать аккуратность в работе.

Материал:

демонстрационный:  картинки по теме «Весна», чистый лист бумаги, краски, кисть, вода;

раздаточные –  листы А-4, на котором, заранее намечена линия сгиба, краски, кисти,  тряпочки, вода.

Предварительная работа: дидактическая игра «Угадай время года», наблюдение за изменениями в природе с наступлением весны; работа на прогулке: рассматривание деревьев, наблюдение за таянием снега, образованием луж, беседа о весеннем солнце, голубом небе, знакомство с пейзажной живописью [20].

Ход занятия:

Приветствие с детьми.

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно, Весна. Вы знаете, что происходит в природе с приходом весны? Как называются эти изменения? Правильно – это приметы времени года.  Сегодня мы  с вами нарисуем весну.  Что мы можем нарисовать? Посмотрите, я приготовила для вас картинки, на которых изображена весна. Ребята, мы с вами забыли заглянуть в «волшебную коробочку».

Открываем коробочку, в которой находятся несколько готовых работ в технике «монотипия» на заданную тему. Показываю несколько готовых работ. Размещаю их на доске, беседуем с детьми о том, что нарисовано.                                                                                  - Вам понравились работы, которые я вам показала? Хотите научиться так рисовать? Техника, в которой я рисовала, называется «монотипия». Чтобы правильно выполнить работу, давайте для начала я покажу вам, с чего мы будем начинать работу.

Показываю, как сгибать лист пополам, накладываю одну половинку на другую. Обращаю внимание детей на то, что половинки совпали, и получилась одна половина листа.

- Как называются стороны, форма которых совпадает? Предметы, имеющие форму, с одинаковыми сторонами, называю симметричными. Назовите предметы, которые имеют симметричную форму?

- Теперь будьте внимательны, я покажу, как выполнять рисунок.

Последовательность выполнения работы:

Складываем лист пополам по нарисованной линии;

Набирать краску надо погуще и рисовать только на одной половине листа, а другую сторону оставить не закрашенной;

На одной половине листа, толстой кистью нарисовать дерево с листочками, траву, облака, птиц;

Когда половинка будет закрашена полностью, сложите работу и прогладьте рукой;

Аккуратно развернуть лист. Получилась  целая картина.

Дети рассаживаются за столы и приступают к работе. В ходе работы  напоминаю последовательность выполнения, даю советы  по цветовой гамме. В конце работы предлагаю дорисовать с одной, любой стороны солнце.

Анализ детских работ: готовые работы размещаю на выставочном стенде. Внимательно вместе с детьми рассматриваю получившиеся рисунки. Оцениваю работы детей, обращая внимание на аккуратность, качество отпечатка, цветовую гамму, передачу весеннего настроения. Спрашиваю, понравилась ли техника, как называется.

Занятие №2 Совместная работа в технике «монотипия»

Тема: «Божья коровка»

Программные задачи:

продолжить знакомство с новой техникой рисования «монотипия»;

закрепить знания детей о насекомых (части тела, цвета, формы, места обитания и другое);

закрепить способ рисования в новой технике;

воспитывать отзывчивость, аккуратность выполнения работы;

Материал:

демонстрационный – картинки с изображением божьих коровок, зеленый листок, вырезанный из ватмана, несколько готовых божьих коровок, ножницы, клей;

раздаточный – листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, тряпочки;

Предварительная работа: повторение и уточнение знаний детей о насекомых, рассматривание картинок с разными насекомыми; беседа на тему: «Почему божью коровку так называют»; игра «Дорисуй пятнышки»; Презентация на тему: «Какие они божьи коровки?»

Ход занятия:

Приветствие. Вношу «волшебную коробочку», достаю из нее несколько божьих коровок, приклеиваю их на лист ватмана в форме листочка.

Дети, посмотрите, к нам в гости прилетели божьи коровки. Они рассказали мне, что очень хотят подружиться с другими божьими коровками, но никак не могут найти себе новых друзей.

Ребята,   поможем божьим коровкам? Перед тем как начать работу, ответьте на мои вопросы. Назовите части тела божьих коровок? Какую геометрическую форму напоминает это насекомое? Какого цвета насекомое?

Предлагаю сделать работу в новой технике «монотипия».

Скажите, что нам понадобиться для того, чтобы сделать работу в этой технике? С чего надо начинать работу? Рисовать надо на всем листе? Как называются предметы, у которых две половинки одинаковые?

Дети я уже нарисовала для наших коровок подружку. (Приклеиваю свою работу на лист) Посмотрите, как я нарисовала  свою божью коровку. Какие цвета вы бутите использовать в своей работе?

Напоминаю, что божьи коровки бываю не только красного цвета, но и желтого, оранжевого и даже голубого цвета,  чтобы получились разноцветные насекомые.   В ходе работы слежу за техникой выполнения, выбором цвета, качеством отпечатка.

Готовые работы вырезаем и наклеиваем на ватман.

Анализ готовых работ: когда все коровки приклеены, делаю общую положительную оценку, отмечаю работу каждого. Оцениваю за качество отпечатка, выбор цвета. Спрашиваю, понравилось  ли детям рисовать в данной технике.

Спасибо, ребята, за помощь нашим гостям, думаю, теперь им очень весело и хорошо вместе!

Занятие №3 Самостоятельная работа в технике «монотипия»

Программные задачи:

совершенствовать навык рисования в технике «монотипия»;

закрепить знания о материале и технике выполнения работы;

формировать самостоятельность  замысла, выбора цветовой гаммы;

воспитывать аккуратность выполнения работы.

Материал:

демонстрационный:   лист бумаги, кисть, краска, тряпочка, вода;  

раздаточный:  листы бумаги, краски, тряпочки, кисти, вода.

Ход занятия:

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя (переодетый воспитатель из другой группы). Она узнала, что в нашей группе есть необычная выставка с работами,  выполненными в технике «монотипия». Катя  очень хотела бы посетить выставку. Давайте покажем  наши рисунки.

Подходим к выставке и обнаруживаем, что работ нет, а висят только чистые листы бумаги. Катя огорчается:  «Что случилось, где же выставка? Как же так, не удалось мне посмотреть вашу выставку? Теперь я не узнаю,  как рисовать в такой необычной технике », - говорит Катя.

- Ой,   рисунки куда-то пропали. Но не расстраивайся, Катя, мы сейчас что-нибудь придумаем, правда, ребята. Как же мы можем помочь кукле Кате посмотреть выставку необычных  рисунков? (Ответы детей)

- Хорошая идея, мы снова нарисуем рисунки в технике «монотипия».  А что можно нарисовать  в такой технике? Что вам для этого понадобиться? Рисовать будем сразу на целом листе?  Краски надо набирать, на кисть мало или много? Почему?

- Давайте посадим Катю за стол и угостим ее чаем, а сами начнем рисовать.

Дети усаживают куклу Катю за заранее накрытый кукольный стол, а сами садятся за столы, и начинаю рисовать.  Предлагаю детям подумать, что они будут рисовать, по ходу выполнения работы помогаю детям, поддерживаю их в выбранной теме, напоминаю последовательность выполнения работы.

После выполнения работ развешиваю их на выставочном стенде, дети приглашают куклу Катю посмотреть выставку.

Анализ детских работ:

- Какие красивые работы получись, - говорит Катя, - у всех разные, красочные, аккуратные. Какие вы молодцы ребята! Спасибо большое, что познакомили меня с такой техникой рисования. Я расскажу своим друзьям, и мы тоже сделаем свою выставку, на которую обязательно приглашу вас.

- Спасибо, Катюша, за добрые слова. Мы были рады познакомить тебя с таким необычным рисованием. Ребята, вы такие отзывчивые, добрые. Умницы, что помогли Кате и познакомили ее с «монотипией», выставка получись очень  красивой и разнообразной. Вам нравятся рисунки? Прощаемся с куклой Катей, возвращаемся в группу.

        Из разработанной системы занятий все были проведены в течение  двух месяцев во вторую половину дня, когда в распоряжении детей больше свободного времени. О результативности проведенной работы свидетельствуют детские рисунки, находящиеся в приложении. Ниже подведем итоги проделанной работы.

2.3. Анализ проведенной работы

Наблюдение  за детьми  старшей  группы в ходе проведенной работы позволило отметить, что дошкольники проявляют интерес к рисованию в свободное время, с увлечением занимаются им.   В распоряжении детей в достаточном количестве имеются  материалы для рисования: цветные карандаши, фломастеры, наборы гуаши, кисти, бумага форматом  альбомного листа. В тематике рисунков прослеживается половая дифференциация: мальчики рисуют в основном  технику, роботов. Их рисунки более схематичные,  мелкие, практически без закрашивания. Девочки рисуют природу, принцесс, героев мультфильмов: кошечек, собачек, пони. Рисунки девочек более яркие, выразительные, детальные. Кроме пола на рисунки оказывает влияние уровень изобразительных умений: рисунки некоторых детей крайне схематичны, с нечетким изображением предметов, без закрашивания, одноцветные. Тематика рисунков всех детей группы однотипна, повторяется изо дня в день.

На первом этапе  исследования мы отметили, что для реализации творческого потенциала детей есть положительные и отрицательные (тормозящие) факторы. Положительные факторы – интерес детей к рисованию, возможность заниматься им в свободное время и рисовать на любимые темы. «Тормозящие» факторы – недостаточное разнообразие материалов, слабые изобразительные возможности детей, использование «заученных» графических образов и способов рисования, ограниченность в свободном времени (с детьми проводится много дополнительных занятий).

На втором этапе дети знакомились с разнообразными материалами, не специфическими  для рисования и нетрадиционными изобразительными техниками [25]: рисование штампами, в технике «набрызг» с использованием воздушных фломастеров, рисование «воском и акварелью», в технике «монотипия». Выбор перечисленных материалов и техник обусловлен доступностью их использования в плане создания выразительного изображения дошкольниками.

Василий Александрович  Сухомлинский говорил «удивление могучий источник желания знать», в проведенной работе с детьми это высказывание легло в основу занятий. Знакомство с техниками строилось  на чувстве удивления, была внесена  «волшебная коробочка», в которой лежали непривычные для рисования материалы, выяснялось, для чего они нужны. Детям были показаны образцы работ, выполненные в нетрадиционных, новых для детей техниках, демонстрировалась необычная техника работы с ними. После этого дети изъявили желание   порисовать, выполняли работу в новой технике, дорисовывали, обсуждали, что еще можно нарисовать, работали дружно, с интересом. Рисуя, они проявили увлеченность, заинтересованность, получили удовольствие от того, что рисунки оказались яркими, необычными. В результате получились  первые рисунки в новых техниках, которые были размещены на выставке и обсуждались с детьми и родителями.

Коробочка  с   материалами для рисования в разных техниках была   атрибутом на всех занятиях.      

Работа, проведенная с детьми на втором этапе, по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования, позволила расширить представления детей о способе изображения того или иного предмета.

На третьем этапе  детям была предоставлена свобода  выбора сюжета или предмета для изображения. Ребята, старались не повторяться в выборе темы рисунка, поэтому рисунки получились разнообразными.  Дети расширили свои возможности в изображении предметов разными способами. Помимо положительных результатов в ходе проведения работы   наблюдались определенные  трудности, связанные с технической неумелостью отдельных детей, недостаточностью   представлений  о том, что можно нарисовать.  

С этими детьми проводилась дополнительно индивидуальная работа, давалась позитивная оценка их рисунков, проводились беседы с родителями о необходимости бережного  и тактичного отношения к детскому творчеству.

Таким образом, на основе проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:

рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволило детям ощутить незабываемые положительные эмоции;

знакомство с новыми техниками рисования   расширило представления детей о способах изображения предметов, раскрыло возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов;

полученные знания и умения нашли свое отражение в самостоятельной  детской  изобразительной деятельности: занимаясь рисованием в свободное время, дети  использовали  и  традиционные и нетрадиционные техники, комбинировали способы изображения, самостоятельно находили новые материалы для рисования, например,  предметы, оставляющие разные отпечатки; неоднократно дети приносили в группу трафареты, изготовленные дома с родителями, штампы, вырезанные из картофеля;

у детей сформировался устойчивый познавательный и исследовательский интерес, который проявлялся в поиске, познании и испытании новых способов и техник рисования;

родители стали более положительно относиться к экспериментированию в рисовании детей, стали давать исключительно положительные и хвалебные оценки в отношении выполняемых работ, рисунков детей. Это, безусловно, положительно сказалось на мотивации, самооценке и в целом эмоциональном состоянии детей.  



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Самостоятельные работы детей группы

   Тимур, 5 лет

«Человек-паук»

                                                                                                         Алексей, 6 лет

                                                                                                          «Папа и Туся»

Анастасия, 6 лет

    «Балерина»

Михаил, 5 лет

  «Кораблик»

Ульяна, 6 лет

«Принцесса»

                    Арина, 6 лет

                    «Мой папа»

          Алина, 5 лет

    «Крош» (Смешарики)

        

                                                                           

                                                                          Владислава, 6 лет

                                                                               «Смайлики»

                                                                                                    Никита, 5 лет

                                                                                                         «Война»

     Максим, 6 лет

          «Война»



Предварительный просмотр:

Приложение 2

«Работы детей исследуемой группы по 4 циклам занятий»

Совместная работа детей и педагога

Цикл №1

Совместная работа детей и педагога

Цикл № 4

Совместная работа детей и педагога

Цикл №2

Совместная работа детей и педагога

Цикл №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).

1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить  радость в своём труде». Роде.«Это правд...