программа "Нетрадиционные формы рисования"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Бутузова Дарья Павловна

В данной программе представлены различные формы нетрадиционного рисования для дете 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natraditsionnoe_risovanie.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создать глаз, который видит, руку, которая слушается и душу, которая чувствует.

                         М. Монтессори  

Необходимость развития творческих способностей ребенка и их роль для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию, сегодня трудно переоценить. Именно способность к творчеству делает ребенка строителем будущего, а раскрытие его творческого потенциала позволяет человеку и человечеству в целом выполнять свою важную миссию, что и является одной из важнейших задач воспитания.

Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование ладошкой, рисование пальчиками, аппликация, пластилинография и т.д.) – очень интересна для ребенка, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.

Программа представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения и художественных способностей детей 3 – 4 лет в изобразительной деятельности  и отражает содержательный минимум и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в рисовании.

Новизна и отличительные особенности программы

 Настоящая программа описывает нестандартные техники рисования для детей 3-4 лет. Программа приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, набрызг,  кляксография, пластилинография и т.д.) и дает толчок детскому воображению и фантазированию.

Работа на занятиях позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Программа разработана для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы

1.Образовательные:

  • учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
  • учить приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
  • учить различать основные цвета  и их оттенки, основные геометрические фигуры.

2.Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать творчество и фантазию, наблюдательность,  воображение и любознательность;
  • развивать умения внимательно рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты;
  • развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов.

3.Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать навыки самостоятельности;
  • воспитывать навыки взаимопомощи.

Возраст детей,  участвующих в реализации данной программы: 3-4 года.

Сроки реализации программы

Продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят один раз в неделю, в год-31 час.

Продолжительность занятий: 15 минут.

Занятия проходят во второй половине дня.

Ожидаемые результаты:

  • дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;  
  • дети научатся приемам  работы с кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, трубочка для коктейля, нитки);
  • дети научатся различать основные цвета  и их оттенки, основные геометрические фигуры;
  • дети научаться обращать внимание на красоту в окружающем мире;
  • дети будут проявлять творчество в создании любого изделия;
  • сформируются навыки самостоятельности.

Формы подведения итогов реализации программы: проведение диагностики в начале и в конце года.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во занятий

октябрь

1.«Диагностика»

1

2.«Диагностика»

1

3.«Яркая осень»

1

4. «Гроздья рябины»

1

ноябрь

1.Техника рисования пальчиками «Озорные горошки на чайной чашке»

1

2. «Чудесные вазы»

1

3.«Цветы для мамы»

1

4.«Звездное небо»

1

декабрь

1.«Снежный город»

1

2.Техника кляксография с трубочкой «Загадочные снежинки»

1

3. Техника рисование ладошкой «Птицы-ладошки»

1

4.«Новогодние подарки»

1

январь

1.«Техника набрызга»

1

2.«Зимушка-зима»

1

3.«Что мы видим из окна?»

1

февраль

1.Техника скатывание бумаги «Украсим салфетку цветами»

1

2. Техника пластилинография «Расписные тарелки»

1

3.«Наливные яблочки»

1

4.Техника кляксография обычная

1

март

1.«Волшебные цветочки»

1

2.«Весенняя капель»

1

3. Аппликация «Зайчик»

1

4. Техника оттиск мятой бумагой «Украсим посуду»

1

апрель

1. Аппликация нитками «Котёнок»

1

2.«Фрукты»

1

3. Диагностика

1

4. Диагностика

1

май

1.«Белоствольная береза»

1

2. Рисование пальчиками «Вкусные ягодки»

1

3.«Салют над городом»

1

4.«Вишенки»

1

Итого:

31

Содержание программы

1. «Пластилинография»

 Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

2. «Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

3. « Кляксография с трубочкой»

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.

4. «Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

5. «Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

6. «Оттиск смятой бумагой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

4. «Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

8. «Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

Методическое обеспечение программы

1. Учебные и методические пособия.

2. Материалы для работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии;

-  перспективные тематические планы;

- конспекты занятий.

3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

- пластилин, стеки;

- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

- кисти трех размеров, трубочки для коктейля;

4. Диагностическая карта усвоения программы дополнительного образования.


Литература

1.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

2.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Мозаика-синтез, 2011.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в саду. М. : Цветной мир, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РИСОВАНИЯ

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями.Задачи:- Закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе.- Развивать фантазию, творческие способности, мелкую мотор...

Нетрадиционная форма рисования в средней группе. Рисование воском на тему: «Подводный мир».

Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста по теме: " Подводный мир". Проводя с детьми данное занятие, мы вспоминаем с ними о подводных обитателях, об обитателях нашего дома, ...

Мастер-класс. Конспект открытого НОД. Ознакомлениие с окружающим с элементами рисования .Тема: " Солнышко, солнышко выгляни в окошечко..."(нетрадиционная форма рисования)

Дать детям представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке, используя нетрадиционную технику рисования способом &qu...

Мастер –класс по нетрадиционным формам рисования «Рисование мыльными пузырями»

В своей работе я использую различные способы нетрадиционного рисования. Мастер-класс мы посвятим рисованию мыльными пузырями. Мыльные пузыри – неотъемлемый символ детства во все времена.  А...

Рисование "Нетрадиционная форма рисования"

Нетрадиционная форма рисования...

Занятие по рисованию "Зимний пейзаж" с использованием нетрадиционных форм рисования.

Конспект совместной изобразительной деятельности «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционных форм рисования для старшей группы....