Конспект образовательной деятельности с презентацией "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Изобразительная деятельность в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zolotaya_hohloma.docx | 23.61 КБ |
hohloma.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности по направлению «Художественно – эстетическое развитие» на тему «Золотая хохлома»
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью.
2. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка); называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черные, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка.
3. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом кисти).
4. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции; умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.
Материалы: Хохломские изделия с простыми узорами. Полоски бумаги охристого цвета, несколько полосок черного цвета для тех детей, которые быстро справятся с созданием узора, плоскостные изображения посуды, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А вот как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди
Называют … («Хохломой»)
На экране появляется первый слайд презентации.
– Совершенно верно, какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»
Звучит русская народная музыка.
– Давайте рассмотрим его товары (самовар, чайник, различные предметы из дерева).
– Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. (Слайд 2)
Посуду деревянную вырезал. (Слайд 3)
Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать. (Слайд 4)
Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил. (Слайд 5)
Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела. (Слайд 6)
– Ребята, скажите, пожалуйста, (Слайд 7)
- если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная)
- если посуда расписана яркими красками, она какая? (яркая, золотая, расписная)
- если посуду дарят на праздник, она какая? (праздничная, нарядная, красивая)
- если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая? (радостная, удивительная, сказочная)
– Правильно, на самом деле известно, что начало золотой росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить и расписывать.
– А вы, хотите попробовать составить чудо-узор?
Дидактическая игра «Составь узор» (Приложение 1).
– Знаете ли вы, как называется посуда, которая получилась на ваших картинках? (кувшин, доска, подсвечник, кружка, блюдо, ваза, миска, ложка, горшок, поднос)
– Вы правильно назвали все предметы посуды, но некоторым из вас попалась посуда, название которой вы не знаете. Давайте с ней познакомимся. Внимание, смотрите на экран.
– Туес или туесок – небольшой берестяной короб с крышкой. Туеса использовали для хранения муки, ягод, грибов, молока, яиц. (Слайд 8)
– Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания. (Слайд 9)
– Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на пирах (крестины, именины и пр.). (Слайд 10)
Дидактическая игра «Краски Хохломы»
– А сейчас вновь задание для вас! Карточки в руки вы возьмите, посмотрите, покажите – основные цвета Хохломы. (детям необходимо выбрать и показать карточки красного, чёрного и золотого цветов)
– Молодцы! Не составит труда показать и вспомогательные цвета! (карточки с жёлтым и зелёным цветом)
– А теперь покажите, на каких фонах, каким цветом можно рисовать. (На красном фоне рисуют жёлтым, чёрным, зелёным. На чёрном – красным, жёлтым, зелёным. На жёлтом – чёрным, красным, зелёным).
– Золотая хохлома – яркое, самобытное явление русского народа декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трёхсотлетнюю историю и является частью жизни русского народа, который всегда славился стремлением наблюдать красоту и создавать её.
– А у меня для вас ещё сказка припасена. Слушайте и смотрите.
Сказка.
Жила-была девочка, которая очень любила рисовать. Как-то мама подарила ей ложечку деревянную. Решила девочка ложечку сделать красивой и нарядной, только вот узор придумать никак не могла. (Слайд 11)
Вдруг упал на ложечку солнечный лучик, и стала ложечка золотой. Подмигнул он девочке и побежал по дорожке. Девочке показалось, что солнечный лучик позвал её поиграть, она взяла ложечку и побежала следом за ним. (Слайд 12)
Дорожка была не простая, извилистая и на ложечке появилась волнистая линия.
– Как называется, такая волнистая линия? (криуль) (Слайд 13)
А тем временем солнечный лучик весело запрыгал по травке. Глянула девочка на ложечку, а там – «травка» зазеленела. (Слайд 14)
С листика на листик скачет солнечный лучик. Смотрит девочка, а на ложке появился нежный трилистник. (Слайд 15)
Задорно запрыгал по ягодкам солнечный лучик, и ложка заалела красными плодами. (Слайд 16)
И вдруг солнечный лучик пропал. Девочка взглянула на небо. По небу ползла большая туча. Неожиданно брызнули капельки дождя:
С неба капелька упала
И осталась на листе,
А рисунок получился
В очень капельной красе.
Так волшебный солнечный лучик помог девочке расписать деревянную ложечку. (Слайд 17)
– Давайте и мы попробуем поучиться народному мастерству, но эта работа требует крепкой руки и зоркого взгляда, усидчивости и желания.
Физкультминутка со зрительной гимнастикой:
А сейчас, а сейчас | Дети становятся в круг без очков |
Глазки крепко закрываем, | Зажмурить глаза |
Все умеем мы моргать | Дети часто моргают глазами |
Ветка влево изогнулась | Вытянуть влево руку, посмотреть на кончики пальцев |
И в колечко завернулась | Рисовать круг рукой и глазами |
Повернулась мило вправо | Посмотреть вправо руку, посмотреть на кончики пальцев |
Получился лист на славу | Рисовать круг рукой и глазами |
Рядом с листиком трёхпалым | Присели на корточки |
Земляника цветом алым | Встали |
Засияла, поднялась | Руки поднять вверх, посмотреть на кончики пальцев |
А трава как бахрома | Руки опустить вниз, пошевелить пальчиками |
Золотая Хохлома | Руки раздвинули в стороны от груди |
Посмотрите!
Вот она! Удивительно бледна,
Мастера скорей за дело,
Украшай посуду смело,
Составляйте так узор,
Чтобы радовал он взор!
Не забудьте про листок, цветок
И красивый лепесток!
Дети выбирают плоскостные силуэты посуды (Приложение 2) , садятся за столы и выполняют работу. (звучит музыка). (Слайд 18)
– Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы!
Сувениры из России
Славят испокон веков,
Чудо-руки золотые
Славных русских мастеров!
– Наше занятие подошло к завершению. Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку, пригласим других ребят, воспитателей и родителей, пусть полюбуются, а вы им расскажите о народном чуде «Золотая Хохлома».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям. Задачи:· Воспитывать интерес к р...
Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»
Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...
Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Золотая хохлома"
Конспект разработан для детей подготовительной группы. дети знакомятся с народным декоративно - прикладным искусством - Хохлома, в творческой деятельности учатся наносить узоры на раннее подготовленны...
Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22420083","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект образовательной деятельностив области «Художе...
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема «Нам резные ложки расписала сама – золотая хохлома»
Автор - Клюшникова Наталья Юрьевна, воспитатель детского сада...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Золотая хохлома"
Актуализация знаний учащихся о хохломской росписи; учить рисовать элементы хохломской росписи....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»
развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....