«Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Художественно-эстетическое развитие (декоративно-прикладное рисование на объёмной форме)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_petushok.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки»
Образовательная программа дошкольного образования, по которой осуществляется образовательная деятельность: основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о русской народной игрушке.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Создать условия для совершенствования умения расписывать узорами объёмную фигуру с использованием элементов дымковской росписи.
- Продолжать формировать умения самостоятельно выбирать и использовать различные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
- Формировать навык работы акриловыми красками.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития эстетического восприятия.
- Продолжать развивать чувство ритма, цвета, композиции.
- Продолжать развивать и поддерживать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
- Продолжать формировать у детей бережное отношение к рукотворным предметам.
- Содействовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к работам сверстников.
- Совершенствовать умение ребёнка адекватно воспринимать ситуацию своего неуспеха.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленности.
Планируемый результат: участие детей в проведении сравнительного анализа продуктов деятельности, выполненных в различных техниках; продукт деятельности – дымковская игрушка (петушок).
Материалы и оборудование:
Оборудование для педагога:
- русский народный костюм;
- стрелки-указатели;
- презентация «Дымковские игрушки»;
- мультимедийный центр;
- предметы народных промыслов;
- элементы дымковской росписи;
- диск с музыкальной записью.
Оборудование для воспитанников:
- глиняные заготовки дымковских петушков (фигурка для раскрашивания);
- палитра;
- акриловые краски: синяя, красная, зеленая, желтая, оранжевая;
- кисти (тонкие и толстые);
- стаканчики с водой;
- салфетки;
- фартуки;
- нарукавники для работы.
Предварительная работа:
- Беседа по теме: «Народные промыслы»;
- Рассматривание и обследование дымковских игрушек;
- Прорисовка элементов росписи предметов народного промысла;
- Мастер-класс для родителей по лепке дымковского петушка;
- Чтение малых фольклорных форм по предложенной теме.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Виды деятельности | Ожидаемый результат |
Вводно-организационный | Формирование интереса к содержанию НОД | 1. Организация внимания воспитанников на вход воспитателя в группу в русском народном костюме. - Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости дорогие. Давно я вас жду, поджидаю, путешествие не начинаю. Пришла я к вам в гости. У порога не засечена дорога. Красному гостю – красное место. 2. Привлечение детей к диалогу. - Может, вы мне подскажете, кто раньше носил такие наряды? - Вы совершенно правы. Раньше, на Руси такой наряд носили барыни, матушки, водоноски, мастерицы, русские девушки.
4. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель просит ребёнка посмотреть, кто стучит. - Кто - то приходил и оставил следы. Как вы думаете, для чего нужны стрелки? - Какое направление показывают эти стрелки? Куда они могут нас привести? - У вас очень интересные предположения. А как вы думаете, как можно проверить ваши предположения? - Ребята, вы совершенно правы, мы можем совершить путешествие по стрелкам. Все готовы? 4. Воспитатель вместе с детьми по стрелкам переходит из группового помещения в музыкальный зал, обращая внимание на стрелочки-указатели | 1.Обучающиеся играют в групповой комнате. Отвлекаются от игры при появлении воспитателя, здороваются, обращают внимание на костюм. 2. Предполагаемые ответы детей. 3. Воспитанники отгадывают русские народные загадки. 4. Ребёнок идёт в раздевалку, находит следы и стрелки-указатели. Возвращается в группу, и сообщает об этом. Предполагаемые ответы детей. | Беседа, обсуждение. | Психологически – эмоциональная готовность воспитанников к общению. |
Актуализация | Актуализация имеющихся представлений | 1.Направление деятельности воспитанников наводящими вопросами: - Ребята, как вы думаете, куда же мы попали? (Если дети не отвечают на предложенный вопрос, воспитатель обращает внимание детей на экран и на выставку декоративно-прикладного искусства). - Правильно, мы попали в мастерскую народных умельцев. А я хозяйка мастерской. Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое название - Россия. Как вы думаете, чем славится наша страна? - Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера. Эти вещи нынче В гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России Мир преданий и добра Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера! 3. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки. - А вот какие это мастера, вы догадаетесь сами, отгадав загадки: Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, каждый удивиться Чудо на фарфоре – синяя купель, Это называется просто роспись….. (Гжель) Разные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там трава вьется и цветы Удивительной красы. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки, как листочки Здесь же каждый – золотой. Красоту такую люди Называют… (Хохломой) Веселая красная глина Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня Собачки, гусары и рыбы А ну, назовите меня. (Дымковская игрушка) | 1.Воспитанники участвуют в диалоге. Предполагаемые ответы детей. 2. Воспитанники рассматривают изделия, участвуют в диалоге, высказывая свое мнения с опорой на имеющиеся представления. 3. Воспитанники отгадывают загадки. | Беседа, обсуждение, наглядный показ. Рассматривание изделий, обсуждение. | Воспроизведение имеющихся представлений. |
Обобщение имеющихся представлений | Обобщение знаний о декоративно-прикладном искусстве. | 1. Направление деятельности воспитанников наводящими вопросами: - Что такое Гжель? - Что такое Хохлома? - Что такое Дымка? | 1. Воспитанники берут изделия народно-прикладного искусства, рассказывают о них. | Формирование умения получать сведения об объекте в процессе его практического исследования. | |
Динамическая пауза | Предупреждение утомляемости | Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Физкультминутка «Петушок» Петушки по двору шагали, утро возвещали - шагаем по кругу. Петушок стоит весь яркий – остановились, руки на поясе, повороты вправо, влево. Гребешок он чистит лапкой - поглаживание головы руками. Ах, красавец-петушок – руки в стороны. Под клювом бородка – руки к подбородку. Очень гордая походка – шагаем на месте. Лапы кверху поднимает – руки вверх. Важно головой кивает - наклоны головы. | Воспитанники встают в круг и выполняют движения по тексту. | Игра малой подвижности. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Расширение имеющихся представлений | Воспитатель сообщает детям, что все мастера уехали на ярмарку, и предлагает детям стать мастерами. - Ребята, какой сегодня удивительный день сюрпризы продолжаются и продолжаются. Мы сегодня будем дымковскими мастерами, которые раскрасят красивых петушков. А петушки не простые, их слепили для вас ваши родители. Давайте рассмотрим их, из каких частей они состоят? - Кто из вас вспомнит, каким цветом мы можем раскрасить гребешок и бородку? Клювик? Крылышки? Подставочку? - А кто из вас может вспомнить, какие узоры используют дымковские мастера? (По мере того, как дети называют элементы росписи, воспитатель вывешивает их на мольберт) - А кто из вас может сказать, что мы рисуем толстой кисточкой, а что тонкой? | Воспитанники участвуют в диалоге, называют части дымковского петушка. Предполагаемые ответы детей. Воспитанники называют элементы росписи. Ответы детей. | Рассказ воспитателя, наглядный показ. | Обобщение представлений о дымковской игрушке, способе её изготовления. | |
Рефлексия | Воспитатель читает стихотворение: Петушок у нас горластый. По утрам кричит он здравствуй. На ногах его сапожки, На ушах его серёжки. На головке гребешок. Вот какой наш петушок. Воспитатель уточняет, какие трудности дети испытывали в процессе работы. - Ребята, время нашего путешествия подошло к концу, но мы можем попробовать себя в дальнейшем в нашей группе в роли не только дымковского мастера, но и в роли гжельского, хохломского мастеров. | После завершения работы дети ставят петушков на свободном столе для высыхания. Рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного. Рассказывают, чем им понравился тот или иной петушок. | Беседа, обсуждение, фронтальная работа. | Выявление результатов усвоения учебного материала. Формирование элементарных умений анализа собственной деятельности. |
Используемые электронные ресурсы:
- Создание презентации «Дымковская игрушка» материалы взяты с сайта - https://kak2z.ru/index.php?topic=260181.0
- Мастер – класс «Лепка петушка по мотивам дымковской игрушки» - http://handykids.ru/lepka-dyimkovskiy-petuh/
- Создание картотеки «Народные промыслы» материалы взяты с сайта - http://pobedpix.com/uzory-dymkovskoy-rospisi
- Развивающая игра «Русские народные» - http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-russkie-narodnye-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка по мотивам дымковской игрушки
Разноцветные лошадки....
Конспект интегрированного занятия по ИЗО деятельности в средней группе «Украсим петушка» (По мотивам дымковской росписи).
Развивать художественно- творческие способности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Учить детей расписывать петушка элементами дымковской росписи (круги, линии прмые, волнистые, к...
Конспект интегрированной ОД по ИЗО деятельности в средней группе «Украсим петушка» (По мотивам дымковской росписи).
ЦЕЛЬ: Развивать художественно-творческие способности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Учить детей расписывать петушка элементами дымковской росписи (круги, линии прямые, волнистые, ...
Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)
Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....
Конспект НОД в средней группе по изобразительной деятельности ( Роспись по мотивам дымковской игрушки)
Конспект отрытого занятия в средней группе по изобразительной деятельности...
Конспект занятия "Роспись петуха по мотивам дымковской игрушки"
Учить детей расписывать петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Воспитыват...
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Роспись птицы по мотивам дымковской игрушки»
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству...