Разработка по нетрадиционному рисованию. подг.гр.
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agafonova_razrabotka_po_netraditsionke_podg._gr.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на Педагогическом совете Заведующий МДОУ ДСКВ № 21» Аист»
Протокол № от « » пгт. Запрудня
2015 г. ------------------------------------------------
/ Худолей С. Е /
Разработка по теме:
«Нетрадиционные техники рисования »
Подготовительная группа ( от 6-7 лет)
Воспитателя:
Агафоновой Натальи Валерьевны
Первой квалификационной категории.
МДОУ ДСКВ № 21 « Аист»
Гп. Запрудня Талдомского р-на Московской области
2015 г.
Пояснительная записка
« И в 10 лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все , что его интересует….»
И Берестов.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому». Допустимость использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует координации движений.
В своей работе я использую следующие методы: словесный, наглядный, игровой, а также всевозможные приемы: рассказ, беседа, вопросы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение.
С подгруппой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Я стараюсь развивать в детях: чуткость души, доброту сердца, действенною любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, творческую активность, даю первые ориентировки в художественной и эстетической культуре. Доступность использования нетрадиционных методов определяется возрастными особенностями дошколят.
Я пытаюсь каждое занятие сделать интересным и увлекательным.
Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, ощутить незабываемые положительные эмоции, не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. На данных занятиях я использую музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами. Они не боятся ошибиться, т.к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое. Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса.
Актуальность и новизна.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Перспективный план занятий
Сентябрь
3 неделя
« Осенние листья» ( Тема « Осень»)- Печатание листьев.
Программное содержание: познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие . Учить смешивать краски прямо на листьях. Формировать эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования.
Оборудование: листы формат А3, опавшие листья, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой.
Ход: стр.23. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
4 неделя
« Грибы в корзине» - Рисунки из ладошки.
Программное содержание: познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, чувство композиции и цвета, воображение. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование: листы формат А3, иллюстрации грибов, корзины, гуашь, простой карандаш, кисти, влажные салфетки.
Ход: стр. 25. Литература та же.
Октябрь
1 неделя
« Зачем человеку зонт» - Печать по трафарету.
Программное содержание: познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.
Оборудование: силуэты зонтов, трафареты с изображением различных украшений, поролоновый тампон, гуашь.
Ход: стр. 27. Литература та же.
2 неделя
« Осень вновь пришла» - методом тычка.
Программное содержание: продолжить знакомство с методом тычка, закреплять и расширять представление о приметах осени. Развивать чувство композиции и фантазию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование: альбомный лист , гуашь, кисточки, салфетки, оборудование для рисования.
Ход: стр. 42. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
3 неделя
« Ветка рябины» - рисование пальчиками.
Программное содержание: помочь детям осознать ритм как изобразительно- выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.
Оборудование: альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, дополнительный лист размер ½ А 4, гуашь, кисть , стаканчик с водой , салфетки, гроздь рябины- натура или фотоиллюстрация.
Ход: стр.11 Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1» .
4 неделя
« Колючая сказка» - рисование штрихом.
Программное содержание: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов- « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Оборудование: репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш ТМ, маска ежика для игры.
Ход: стр. 24 Литер. Та же.
Ноябрь
1 неделя
«Улетаем на юг» . Тема « Перелетные птицы». –Кляксография.
Программное содержание: совершенствовать умения детей в различных техниках, познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. Развивать чувство композиции, воображение.
Оборудование: бумага , пластиковая ложечка, гуашь в мисочке, кисть.
Ход: стр. 29. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
2 неделя
« Осеннее дерево» - кляксография с трубочкой.
Программное содержание: знакомить с рисованием клякс и раздуванием с помощью трубочки. Развивать цветовосприятие, эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве, воображение и инициативу. Продолжать учить располагать изображение по всей поверхности листа.
Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка ( соломинка для напитков).
Ход: стр.23. Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». ( стр.37. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».)
3 неделя
« Плюшевый медвежонок» - рисование поролоном.
Программное содержание: помочь детям освоить способ изображения- рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость); побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей , их относительную величину, расположение , цвет. Продолжать учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение детей.
Оборудование: детские игрушки, альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролон, тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка, медальоны для игры.
Ход: стр. 17. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2»
4 неделя
« Мой любимый свитер» . Тема « Одежда».- оттиск печатками.
Программное содержание: знакомить с техникой рисования, закрепить знание цветов и умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Развивать воображение и инициативу.
Оборудование: свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь разных цветов.
Ход: стр. 31. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
Декабрь
1 неделя
« Первый снег»- рисование пальчиками.
Программное содержание: продолжить работать с нетрадиционными техниками рисования- рисование пальчиками, развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять композицию. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
Оборудование: тонированные темно-синим цветом листы бумаги, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь.
Ход: стр. 39 . А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
2 неделя
« Зимний лес»- рисование методом тычка.
Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
Оборудование: альбомный лист, кисти, гуашь, баночка с водой, салфетки, зимние иллюстрации.
Ход: стр. 48. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
3 неделя
« Дымковская игрушка» - оттиск печатками.
Программное содержание: познакомить с дымковской игрушкой, закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать цветовосприятие и умение передавать колорит узора. Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров.
Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки коня, гуашь, кисти, печатки ( из ластика, из картошки, из пробок).
Ход: стр.45. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
4 неделя
« Елочка нарядная». Тема « Новый год»- рисование пальчиком, оттиск поролоном.
Программное содержание: воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками; закрепить умение изображать елочные игрушки. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать воображение и цветовосприятие.
Оборудование: наряженная елка в группе, гуашь, печатки, влажные салфетки, поролон.
Ход: стр.47. литература та же.
Январь
2 неделя
« Зимний лес». Тема « Зима». –рисунки ладошками.
Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогащать словарь, научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик- ствол дерева.
Оборудование: простой карандаш, гуашь, иллюстрации зимнего леса.
Ход: стр. 49. Литература та же.
3 неделя
« Снеговик» - веревочкой.
Программное содержание: научить рисовать с помощью веревочки, совершенствовать зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, развитие воображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.
Оборудование: альбомный лист, веревочки, клей ПВА, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход: стр. 43. А. В. Никитина « Рисование веревочкой».
4 неделя
« Узор на тарелочке»- городецкая роспись. Оттиск печатками.
Программное содержание: познакомить с колоритом городецкой росписи, ее колоритом, основными элементами узора; составлять узор в круге, развивать чувство композиции и художественный вкус.
Оборудование: изделия с городецкой росписью, тарелочки из бумаги, гуашь, кисти.
Ход: стр .55. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
Февраль
1 неделя
«Снегири на ветках» – рисование методом тычка.
Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания детей о перелетных птицах, учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход: стр. 51. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
2 неделя
« Пингвины на льдине» - рисование методом тычка.
Программное содержание: познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов , используя метод тычка. Развивать чувство композиции и цвета.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход: стр. 46. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
3 неделя
«Морозный узор» - фотокопия, рисование свечой.
Программное содержание: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, желание отражать увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.
Оборудование: альбомный лист, дополнительный лист , размер ½ А 4, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.
Ход: стр.43.Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
4 неделя
«По замыслу»
Программное содержание: совершенствовать умения и навыки , необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение.
Оборудование: все необходимые материалы.
Ход: Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Март
1 неделя
«Подарок маме» - рисование методом тычка.
Программное содержание: учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.
Ход: стр. 53. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
2 неделя
«Семеновские матрешки» - оттиск печатками.
Программное содержание: познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие, умение передавать колорит узора, воображение.
Оборудование: силуэт матрешки, гуашь, печатки, салфетки., семеновские матрешки- можно фото .
Ход: стр. 65. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
3 неделя
«Сосульки» . Тема « Ранняя весна».- рисование веревочкой.
Программное содержание: развитие активности и самостоятельности , рисование с помощью веревочки, развивать художественно- эстетическое восприятие, четкость изображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.
Оборудование: альбомный лист, гуашь, клей ПВА, веревочка, салфетки, кисть , баночка воды.
Ход: стр. 57. А.В. Никитина « Рисование веревочкой».
4 неделя
«Ранняя весна» - монотипия пейзажная.
Программное содержание: научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже.
Оборудование: бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка.
Ход: стр. 69. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
Апрель
1 неделя
«Березы весной» - рисование методом тычка.
Программное содержание: углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность , память и воображение. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.
Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, гуашь или акварель, баночка с водой, кисть, салфетки.
Ход: К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».
2 неделя
«Звездное небо». Тема - «День космонавтики» - свеча+ акварель.
Программное содержание: учить создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию.
Оборудование: бумага, кисть , акварель, свеча, салфетки, баночка с водой.
Ход: стр.73. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
3 неделя
«Аквариум» - рисунки из ладошки.
Программное содержание: продолжить знакомство с художественными техниками,учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.
Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночка с водой, кисть, салфетка.
Ход: стр.75. Литература та же.
4 неделя
«Дождь и радуга»- рисование по сырому листу.
Программное содержание: расширять опыт детского восприятия средствами интеграции живописи, музыки и литературы о природе, формировать умение применять полученные знания о средствах выразительности видов искусства в собственном творчестве, развивать эстетические отношения, оценки, переживания, творческие способности.
Оборудование: бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновая губка( или кисть № 9), блюдце с водой.
Ход: стр. 72. Т. А. Цквитария « Нетрадиционные техники рисования».
Май
1 неделя
«Праздничный салют над городом». Тема – « День победы». Проступающий рисунок.
Программное содержание: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины; закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, развивать композиционные навыки.
Оборудование: репродукция с изображением салюта, альбомный лист А4, набор восковых мелков, акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
Ход: стр. 48. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.
2 неделя
« Одуванчики». Тема - « Весенние цветы».- рисование веревочкой.
Программное содержание: закрепить технику рисования веревочкой, воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.
Оборудование: фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, веревочка, клей ПВА, стаканчик с водой, салфетка.
Ход: стр. 83. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».
3 неделя
« Бабочка». Тема- « Насекомые» – монотипия предметная.
Программное содержание : учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. Развивать чувство композиции и цвета, воображение. Знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и на рисунке.
Оборудование: бумага, кисть, гуашь, стаканчик с водой, салфетка.
Ход: стр. 85. Литература та же.
4 неделя
« Черемуха» - рисование методом тычка.
Программное содержание: воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве, расширять знания и представления детей об окружающем мире, продолжить закреплять рисование методом тычка, формировать чувство композиции и ритма.
Оборудование: фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.
Ход: стр. 16. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.
Предполагаемый результат:
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
Способы проверки:
- мониторинг в начале и конце учебного года;
- выставки детских работ.
Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка по нетрадиционному рисованию.
Пояснительная записка:«…Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…»Э. Ушинский. Тема: «Нетрадиционные м...
Методическая разработка по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы.
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста в технике нетрадиционное рисование, через которое дети смогут ощутить незабываемые п...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в технике печатания «Солдат на посту» (6–7 лет) в подг.группе «Звездочка»
Цель: Формирование представлений у детей о нетрадиционных техниках рисования.Образовательные задачи: Учить детей создавать в рисунке образ воина, используя нетрадиционные техники изображения...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
методическая разработка по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе Тема: «Вот зима, кругом бело.»
Развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....