ООД "Золотые руки мастеров"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Файзуллина Гюзель Сабировна

Аттестационная организованная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_zolotye_ruki_masterov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотые руки мастеров»

Целевые ориентиры:  продолжать знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством, фольклором (пословицы и поговорки); продолжать закреплять навыки рисования нетрадиционными методами: ватной палочкой.

Задачи: 

Образовательные:

  1. расширить  представление детей о декоративно-прикладном искусстве.
  2. уточнить отличительные особенности филимоновской, дымковской, тверской росписей.
  3. закрепить правильное произношение поставленных звуков, практическое употребление относительных прилагательных, образованных от существительных – названий населенных пунктов.

Развивающие:

  1. развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия декоративного искусства и детской деятельности (рисование),
  2. развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание и память;
  3. развивать навыки рисования нетрадиционными методами: ватной палочкой.

Воспитательные:

  1.  воспитывать любовь и уважение к труду;
  2. пробудить интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.

Активизация словаря:

 филимоновская, дымковская, тверская, хохломская, гжель, каргопольская, башкирская  роспись, пословица, поговорка, трудолюбивый, умелый, ловкий, умельцы, рукоделие, оперение, искусница, изделие, свистулька, скука.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

знакомство с дымковской, филимоновской, тверской, хохломской, гжельской, каргопольской, башкирской  видами росписи, работа над пословицами и поговорками, изготовление заготовок из глины, тонирование заготовок,  рисование ватными палочками.

Оборудование:

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование, слайды с изображением изделий разных видов росписи, фонограммы русских народных мелодий.

Демонстрационный материал:

 образцы филимоновской, дымковской, тверской росписей, Жар-птица с разноцветными перьями, платочек, маска для Чуда – Юда, поднос, кокошник и сарафан для Марьюшки.

Раздаточный материал:

 заготовки для детских работ (фигурки птиц из глины), атрибуты для игры «Каждое изделие – в свой город», гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, клеенки, тарелочки для использованных ватных палочек, раскраски для детей.

  Ход образовательной деятельности

(Дети и воспитатель входят в музыкальный зал под русскую народную мелодию «Тонкая рябина», встают в круг)

Воспитатель. За морями, за лесами, за высокими горами  раскинулась Страна Мастеров. И сегодня я хочу пригласить вас в эту страну.

По всей России-матушке,

Куда ни бросишь взгляд,

          Народные умельцы

           С любовью мастерят.

- Как вы думаете, кого называют мастером? (мастер – это тот человек, который хорошо знает свое дело, который все умеет).

- Верно. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А вот лентяев не любили в народе, говорили: «Спишь, спишь, и отдохнуть некогда», «Труд кормит, а лень портит». Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький».

- Ребята, а вы знаете пословицы о труде? («Умелые руки не знают скуки», «Сделал дело – гуляй смело», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.).

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (рассуждение, объяснение детей).

- А вы сами любите трудиться? (Ответ)

 - Итак, отправляемся в Страну Мастеров. Закройте глаза, скажем:

«Раз, два, покружись,

              В Стране Мастеров окажись!»

( 3 «мастера» проходят на свои места – в «мастерские», надевают фартуки и ободочки на голову)

 - Доброй славой пользовались в народе умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили : «Мастер – золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства», «Красна птица оперением, а человек рукоделием». Здесь, в Стране  Мастеров, жила когда-то девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница. Прослышало  о Марье Чудо-Юдо лесное и решило заполучить ее в свое царство, чтобы она украсила его замок работами дивными. Налетело, схватило ее и понесло. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки, чтобы люди узнали, куда понесло ее Чудо – Юдо и смогли спасти. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия.

(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом Жар-птицы с разноцветными перышками)

 - Одно перышко упало в село Дымково.

- Как называется роспись, которой украшают свои работы мастера в Дымкове? (дымковская).

-  А вы, ребята, знаете, чем знамениты дымковские мастера, что они изготавливают? (игрушки из глины).

 - Расскажи нам, мастер, пожалуйста, какие игрушки ты делаешь? Какими узорами их украшаешь?

Мастер.  Делаю я петушков, птиц сказочных, оленей, лошадей, барышень, козликов. Украшаю их точками, колечками, клеточками, волнистыми линиями.

 Воспитатель. Другое перышко упало в Тульской области в деревне Филимоново. Назовите роспись, которой украшают свои поделки мастера из Филимонова (филимоновская)

  - Скажи, пожалуйста, мастер, какие поделки вы делаете?

Мастер. Мы делаем игрушки и свистульки из глины, украшаем их разноцветными полосками.

 Воспитатель.Третье перышко упало в город Тверь.

-  Назовите роспись, которой украшают  изделия мастера Твери. (Тверская)

- Чем же знамениты тверские мастера, ответь нам, пожалуйста, мастер.

Мастер. Мы делаем игрушки из красной глины, украшаем их налепами, узорами красного, синего, белого цвета – «жемчужинками», «капельками».

 Воспитатель. Вот, ребята, мы увидели, куда падали перышки Жар-птицы, где появлялись мастера. Обратилась Марьюшка за помощью к мастерам.

(Звучит голос Марьюшки)

Марьюшка.  Дорогие мастера! Помогите мне, пожалуйста, украсить поделками  замок Чуда-Юда. Тогда оно отпустит меня домой.

Воспитатель.  Принялись за работу мастера. Да что-то, вижу, они невеселы.

-Чем опечалены вы? Что случилось?

 Мастера. Мы сделали уже много поделок, украсили их, но вдруг налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия.

Воспитатель.  Не печальтесь, это дело поправимое. Я думаю, наши ребята вам помогут, расставят все по своим местам.

Игра «Каждое изделие – в свой город»

(Дети расставляют изделия по видам росписи, мастера проверяют, не ошиблись ли дети)

 Воспитатель.  Молодцы, ребята, все правильно сделали. А вы хотите помочь мастерам изготовить игрушки и освободить Марьюшку?  (Ответ детей)

- Тогда подумайте, какая роспись вам больше понравилась, какому мастеру каждый из вас хочет помочь. Объясните, почему?

-Теперь занимайте места и приступайте к работе.

(Дети проходят в «мастерские», надевают фартуки, приступают в работе)

(Фоном звучат русские народные мелодии)

Воспитатель.  Я вижу, ваши руки устали. Немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

Мы узоры рисовали                             Сжимаем, разжимаем кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,                      Встряхиваем кистями рук.

Снова рисовать начнем.

1,2,3,4,5 -                                               Загибаем поочередно пальцы обеих рук

Начинаем рисовать                               Сжимаем, разжимаем кулачки.

-Заканчиваем  работу.

Воспитатель.  Вы славно потрудились, ваши глаза устали. Сделаем гимнастику для глаз.

(Дети встают  перед экраном)

Гимнастика для глаз «Хохломские завитки»

( На экране – элементы хохломской росписи. Дети взглядом следят за движением ягодки)

Воспитатель.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая Хохлома!

  Воспитатель. Теперь возьмите свои игрушки и отправимся Марьюшку спасать.

 Воспитатель.  Здравствуй, Чудо – Юдо!

 Чудо-Юдо.  Здравствуйте, зачем пожаловали? Я вас не ждал.

 Воспитатель.  Мы принесли украшения для твоего замка и просим тебя освободить Марьюшку.

Чудо-Юдо.  Интересно, интересно, давайте посмотрим на ваши подарки. (Рассматривает игрушки).

-Ну, хорошо, я вижу, вы постарались. Так и быть, отпущу я вашу рукодельницу, если выполните мое задание.

(Дети встают перед экраном)

Игра «Четвертый лишний»

( На экране – по 4 изделия разных видов росписи. Дети называют лишнее изделие, обосновывают свой ответ)

 Чудо-Юдо.  Эх, не хотелось мне Марьюшку отпускать, думал, что не справитесь с заданием. Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь. Раз обещал отпустить рукодельницу, сдержу свое слово, встречайте Марью- искусницу.

 Марьюшка.  Спасибо вам, ребята, спасли меня, освободили!

Воспитатель.  Молодцы, ребята! Сделали доброе дело, освободили мастерицу. Как говорится: «Делу время, а потехе час!» Поиграем в игру. А чтобы Чудо-Юдо  и Марьюшка не скучали, пригласим  их  поиграть с нами!

( Выбираем водящего с помощью считалочки. Дети стоят в кругу. Ребенок считает)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

П/и «Горелки с платочком»

Марьюшка.  Спасибо вам, ребята, за помощь и за веселье. Я хочу подарить вам подарки – раскраски.   (Дети благодарят Марьюшку)

Чудо-Юдо и Марьюшка. До свидания, ребята!

Дети. До свидания!

 Воспитатель.  Пора нам покинуть Страну Мастеров и вернуться в детский сад. Закроем глаза и скажем:

«Раз, два, покружись,

       В детском саду окажись!»

 - Вот мы и в детском саду. Понравилось вам в Стране Мастеров? Каким мастерам вы помогали? (Дымковским, филимоновским, тверским мастерам)

- Хотели бы снова там оказаться? (Ответ детей).

- Все зависит от вас, от вашего желания трудиться, ведь в Страну Мастеров могут попасть только трудолюбивые люди, такие, как вы!

- Подойдите, пожалуйста, к столу. Здесь веселые и грустные смайлики. Если вам понравилось наше путешествие, возьмите веселый смайлик и поместите его в верхнем ряду планшета. Если же путешествие не понравилось, поместите грустный смайлик в нижнем ряду планшета и поясните, что именно вам не понравилось.

(Дети подходят к мольберту и помещают смайлики в соответствующем ряду планшета, поясняя свой выбор)

Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь, как  говорится, «Сделал дело, гуляй смело!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты своими руками (мастер-класс)

Презентация мастер-класса по изготовлению детских музыкальных инструментов своими руками в домашних условиях....

Золотые руки мастеров.

Русские промыслы -это утверждение добра и воплощения любви к своей земле! Народное искусство -это великая память народа.Память-это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и вчерашний,настоящее и п...

"Золотые руки мастеров"

Сделать занятие по знакомству с декоративно-прикладным   искусством интереснее, разнообразнее поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от ...

Презентация "Золотые руки мастеров"

Презентация содержит пословицы о труде, народные промыслы...

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...