Конспект НОД "Золотая хохлома"
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) на тему

Булаева Екатерина Николаевна

Расширять знания детей о народном искусстве; уточнять представления о хохломском промысле; учить детей находить характерные особенности хохломских изделий; формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства; учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики»; обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающей действительности в стилизованной народной росписи; формировать умение работать концом кисти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_khokhloma.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширять знания детей о народном искусстве; уточнять представления о хохломском промысле; учить детей находить характерные особенности хохломских изделий; формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства; учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики»; обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающей действительности в стилизованной народной росписи; формировать умение работать концом кисти.

Материалы: выставка хохломских изделий; иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства; хохломские изделия; таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек», «кустиков»; бумажные силуэты разделочных досок, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.

Структура:

  1. Организовать  выставку подлинных изделий хохломского промысла.
  2. Рассказ о хохломе: «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин (туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина — сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.) В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличие от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая — туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, — ковшики, братины. Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры древесины закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» — дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называем «растительно-травочным». Роспись под «фон» — это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом. Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки — кудри».

Рассказ сопровождается  показом иллюстраций и подлинных хохломских изделий.

  1. Чтение стихотворения «Золотая хохлома»:

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души –

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

  1. Предложить детям рассмотреть хохломские изделия. Показать в росписи элементы «травки». Обратить внимание детей на то, как располагается «травка», уточнить каждый элемент травки – «реснички», «травинки», «усика», «завитка»; показать  способ выполнения элемента «реснички»: «Пишется ресничка очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».

«Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно,

Я считаюсь чуть не главной.»

Предложить  детям попробовать нарисовать «ресничку».

  1. Затем рассмотреть с детьми «травинку». Этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.

«Я травинка просто чудо,

А нажим, он очень нужен,

Сверху вниз, и вот готов

Кистью плавный переход.»

После объяснения  предложить  детям попробовать выполнить элемент.

  1. Затем показать  детям месторасположение «усика» в узоре. Обратить внимание на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).

«А я усик, так горжусь

Тонкостью своею,

Вправо, влево закручусь —

Это я умею.»

 Предложить детям выполнить этот элемент.

  1. Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и называется «завиток».

Кистью плавно закручу

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина.

Предложить детям попробовать выполнить элемент «завиток».

  1. Продолжить знакомить детей с элементами хохломской росписи. «"Капелька" и "кустик" также являются элементами хохломской "травки”. "Капельки" выполняются легким прикосновением кончика кисти к бумаге».

Меня капелькой зовут,

Пишут очень просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь.

Предложить детям выполнить элемент травки — «капельку».

  1. После того как дети научатся выполнять элементы «травки»,  объяснить способ выполнения «кустика»: «Кустик» — это объединенные в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки», «капельки».

Показать способ выполнения «кустика»:

слева — завиток,

справа – завиток,

слева — ресничка,

справа — ресничка.

Вот и получился «кустик».

 Предложить детям нарисовать «кустик».

  1.  Показать способ выполнения «растительно-травочного» орнамента: «Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступаем, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В «травном» орнаменте – завитком, а в «растительном» - цветком или ягодкой. Цветок и ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем «травкой». Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку».
  2.  Физкультминутка.
  3.  Предложить детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте разделочной доске.
  4.  Рефлексия:

- Рассмотреть рисунки на выставке и выбрать самые выразительные и аккуратные. Объяснить свой выбор.

МДОУ детский сад №2 «Пчелка»

г. Ртищево Саратовская область

«Золотая хохлома»

(рисование)

                                                     Дата: 26.01.2015г.

Воспитатель: Булаева Е.Н.

Ртищево 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хохлома"

Цели: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриоти...

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...