Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности" Матрёшка"
план-конспект занятия по рисованию на тему

Приобщение детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Матрёшка"21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Штиб Марина Евгеньевна

Тема: «Рисование  декоративное (с натуры) Весёлые матрёшки»

Программные задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

- познакомить с матрёшкой как видом народной игрушки ( история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы-семёновская и полхов-майданская).

-учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления одежды (цветы и листья на юбке, фартуке, платке).

-использовать в оформлении матрёшки нетрадиционную технику рисования-ватные палочки, рисование пальчиками.

Развивающие:  развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.

Воспитательные:  воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Приёмы:  рассматривание подлинной игрушки матрёшки, беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснение, поощрение, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игрушка Матрёшка, таблица с элементами растительного орнамента.

Раздаточный: листы А-4 белого цвета, простые карандаши для контурного рисунка, палитры,гуашевые краски, кисти, непроливайки, ватные палочки, салфетки.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, запись с русской народной мелодией.

Словарная работа: обогащать словарь детей словами: расписывать, элементы растительного орнамента, бутоны.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа:  знакомство с разными видами народного декоративно -прикладного искусства, чтение рассказа «Игрушки» И.Бусева-Давыдова, упражнения в рисовании элементов растительного орнамента, чтение стихов про матрешек, экскурсия в библиотеку на мероприятие «Народные промыслы» совместно с родителями, лепка матрёшек из солёного теста, раскрашивание матрёшек и составление альбома «Весёлые матрёшки».

Содержание непосредственно- образовательной деятельности.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Дивное диво я нынче принесла  диво чудесное расписное, а ну, отгадайте, что это такое!

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Синий шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша

( ответы детей – русская матрёшка)

- Конечно, это матрёшка!

(Выставляю  игрушку-матрёшку. Разбор матрёшки произвожу по мере рассказа).

- Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрёшке.

Эта весёлая игрушка - расписная матрёшка - родилась сто двадцать  лет назад. Сегодня её знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране.   Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз её -деревянную пустотелую куклу- художник увидел в Японии. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь её вкладывалась ещё одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: (разбираю матрёшку) внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше и еще и ещё…

  С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда.

Воспитатель: Какие сарафаны у матрёшек?

( ответы детей)

Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали её Матрёшей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрёшка - разъёмная деревянная кукла.

- Из чего сделана матрёшка? ( Из дерева).

- Начали точить матрёшек по русским сёлам, где издавна работали умельцы по дереву: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан и других.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем рисовать матрёшек, будто мастера-игрушечники.

Рисовать мы будем с натуры, как это делают настоящие художники, если хотят очень точно нарисовать какой-то предмет. Вот натура (показываю матрешек). Мы постараемся передать особенности внешнего вида - форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрёшки на наших рисунках были похожи на настоящих - деревянных, расписных, нарядных и весёлых.

- Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.

(Дети выходят из-за столов и встают в кружок)

Девочки и мальчики хлопают в ладошки.

Ладушки-ладушки, ладушки-ладошки.

Кашу наварили, помешали ложкой.

Ладушки-ладушки, ладушки-ладошки.

Курочке пеструшке покрошили крошки.

Ладушки-ладушки, ладушки-ладошки.

Поплясали сами, пригласили ножки.

Топают, топают ножки по дорожке.

Строим, строим домик. Домик для матрёшки.

Покружились детки, детки, как матрёшки.

 (Дети садятся за столы).

Воспитатель:  Чтобы у нас получилось всё правильно, давайте подумаем как мы разместим лист бумаги для будущей матрёшки ( ставлю чистый лист бумаги за матрёшку и помещаю его сначала горизонтально -дети наглядно убеждаются, что матрёшка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрёшка «вписывается» в формат листа); кладём лист бумаги на стол вертикально.

(Сопровождаю объяснение показом техники рисования на доске)

  • Делаем набросок простым карандашом ( напоминаю, что набросок нужно делать еле заметно, слегка нажимая на карандаш): рисуем туловище - большой овал , оставив вверху место, сверху рисуем круг, сглаживаем переход от головы к туловищу - рисуем плавные линии; внизу срезаем овал, чтобы наша матрёшка не упала и не была похожа на неваляшку;
  • «одеваем» матрёшку в платок
  • Рисуем волосы и лицо
  • Берем кисть и краски и оформляем нашу матрёшку красивыми цветочными узорами.

(звучит русская народная мелодия)

Воспитатель:

-  Мастера, скорей за дело! Украшай матрёшек смело. Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор!

Дети размещают листы белой бумаги вертикально, берут простые карандаши и делают эскиз, сверяясь с натурой. Отмечаю, насколько верно переданы общие очертания и пропорции матрешек, подсказываю где,  что и каким образом нужно поправить. Затем дети выполняют работу красками. Советую обращаться к таблице с вариантами растительных элементов, напоминающей о последовательности рисования, предлагаю использовать ватные палочки и пальчики для оформления лица и элементов одежды матрёшки.

   В конце занятия рисунки вывешиваются для просушки. Читаю стихотворение о матрёшках:

Сколько кукол деревянных,                                                                                                                    Круглолицых и румяных ,                                                                                                                                            У нас в садике живут.                                                                                                                                                 Всех Матрёшками зовут.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (аппликация сюжетная с элементами рисования) в средней группе "Заюшкин огород"

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе "Заюшкин огород" разработан на основе  программы И.А.Лыковой "Цветные ладошки"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Украсим коврик для дымковских лошадок»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Продолжать знакомство с дымковской игрушкой.Продолжать учить детей составлять простой узор по мотивамдымковской росписи, используя вертикальные линии и точки.Закреплять ум...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности во II младшей группе «Осенние деревья»

Программное содержание:Учить рисовать листочки приемом ритмичного примакивания.Учить правильно держать кисточку, обмакивая всем ворсом в краску.Учить узнавать и правильно называть красный и желт...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности "Золотые краски осени"

Тематическое занятие по изобразительной деятельности " Золотые краски осени" направлено на закрепление и обобщение знаний по теме " Осень". Все задачи реализуются через игровые ситуации и произведения...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Тема: « Совёнок »

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в группе раннего возраста. Тема: « Ласковое солнышко. »

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в группе раннего возраста.  Тема: « Ласковое солнышко. »     ...