Искусство хохломской росписи в воспитании дошкольников средний и старший возраст
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Для хохломской росписи характерно сочетание пылающей киновари желтого, черного и зеленого цвета. Наиболее распространенным орнаментальным мотивом является вьющаяся ветвь с гроздями разнообразных ягод и листьев, окруженная «травкой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_khokhlomskaya_rospis.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «детский сад – дом радости» № 100 г. Перми
Искусство хохломской росписи
в воспитании дошкольников
средний и старший дошкольный возраст.
Выполнила работу воспитатель
Алексеева Анна Сергеевна
Пермь, 2013 г
Искусство хохломской росписи
в воспитании дошкольников
средний и старший дошкольный возраст.
Очень интересна, своеобразна и сложна технология изготовления хохломских изделий. Ее особенность – в проведении большого количества подготовительных операций: выточенное изделие многократно шпаклюется, шкуриться, олифится, лудиться – покрывается порошком алюминия, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
Для хохломской росписи характерно сочетание пылающей киновари желтого, черного и зеленого цвета. Наиболее распространенным орнаментальным мотивом является вьющаяся ветвь с гроздями разнообразных ягод и листьев, окруженная «травкой».
Существует три вида росписи: верховое письмо – «травка» - наиболее простое, «фоновое» - более сложное и «кудрина».
Н.П. Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству.
Поэтому в группе №9 МАДОУ ЦРР детского сада №100 города Перми мы знакомим детей с искусством хохломской росписи. Нами были поставлены задачи:
- Воспитывать у детей чувство гордости за край умельцев-мастеров;
- Формировать элементарные умения в области декоративно-художественной деятельности;
- Уточнить методику использования хохломской росписи при обучении детей декоративному рисованию.
На первых занятиях по декоративному рисованию мы учили детей украшать узор простейшими элементами хохломской росписи: ромашками, ягодами смородины и рябины, «травкой», состоящей из мазков, бутонами, листьями, тоже выполненными мазками. Дошкольники выполняли различные задания, например:
- Составление узора на полосе из листьев и ромашек;
- Составление узоров на квадрате из штрихов и перышек;
- Составление узоров на прямоугольнике из листьев, кустиков травки и ягод рябины.
Все занятия проводились в игровой форме, каждому придумывалось название: «Шарфик для Машеньки», «Украсим теремок для зверей», «Салфетка для медвежонка», «Золотой ключик для Буратино», «Ложка для Жихарки», «Набор для трех медвежат». Перед детьми ставилась интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача, в занятие включался комплекс изобразительно-игровых действий: раскрасить чашку; выбрать, подарить, повязать шарфик Машеньке; открыть ключиком шкатулку для Буратино и т.п.
На занятиях проводилась индивидуальная работа, так как при рисовании у многих детей возникали трудности. Работа строилась с опорой на образец-изделие. С помощью вопросов, указаний мы помогали детям находить ошибки, показывая на листе бумаги, как надо рисовать.
Большинство работ было выполнено аккуратно, с хорошей техникой рисования. Наблюдались попытки некоторых детей рисовать не только «травкой», но и более сложными видами письма – «под фон», «кудриной».
Наша работа позволила сделать следующие выводы. Ознакомление с народным искусством хохломской росписи оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство уважения к труду мастеров.
Конспект № 6
Тема «Золотой ключик для Буратино»
Задачи:
- закреплять умение рисовать простейшие элементы хохломского узора: ромашки, простые трилистники, перышки – способом примакивания, ягоды смородины – тычком;
- совершенствовать умение подбирать цвета красок соответственно фону бумаги;
- закреплять технические умения: набирать краску на кисть, убирать лишнюю о край баночки; набирать краску на тычок, держать его в вертикальном положении;
- продолжать учить детей рисовать новый элемент «травки» - перышки;
- развивать чувство любви к прекрасному.
Предварительная работа:
- Рассматривание хохломских изделий, стилизованных образцов.
- Рисование простейших элементов.
- Прослушивание и заучивание стихотворений, пословиц о хохломе, народном творчестве.
Проведение занятий:
- Беседа «Наша хохлома»;
- Знакомство с гуашью (цвета желтый, красный, зеленый);
- Обучение правильному примакиванию кисти к бумаге;
- Рисование «Ромашки»;
- Рисование «Шарфик»;
- Украшение терема для зверей;
- «Украсим платочек»;
- Рисование на полосе узора из перышек.
Материал и оборудование. Хохломские изделия (на каждый стол для индивидуального рассматривания), гуашь четырех цветов, кисточки, тычки, салфетки, баночки с водой, трафареты ключа красного и желтого цвета, расписанная чаша для рассматривания; игрушки – Буратино и Лиса.
Ход занятия.
Воспитатель. В гости к нам пришли Лиса и Буратино. Но Буратино грустный. Ведь у него нет такой красивой, разрисованной чаши, как у Лисы. Как можно ему помочь?
Дети. Мы украсим его ключик.
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим чашу Лисы. Каким узором она украшена?
Дети. Хохломским.
Воспитатель. Что нарисовано на чаше?
Дети. Листья, ромашки, ягоды.
Воспитатель. Как называется этот элемент (показывает), кто знает?
Дети. Перышки.
Воспитатель. Правильно, это перышки. Мазок с длинным тоненьким кончиком называется перышко. А если много перышек нарисовано вместе, то это называется «травка». Покажите, на каких хохломских изделиях, которые стоят на столе, есть перышки. Наташа, покажи, где перышки на поставце.
В хохломском узоре очень много разных ягод, цветов, листьев и очень много «травки», перышек. Кто хочет показать Лисе и Буратино, как правильно рисовать перышки? (вызывает одного-двух детей.) Правильно. Сначала надо примакнуть всей кисточкой, а потом поднять ее и на конце мазка нарисовать тоненький кончик. Посмотрите, у Лисы чаша желтого цвета, а у Буратино ключик красный. Как вы думаете, каким цветом надо рисовать ягоды и цветы, чтобы их было видно на красном ключике?
Дети. Цветы и ягоды надо рисовать черным и желтым цветом.
Воспитатель. А теперь посмотрите на свой ключик и подумайте, как бы вы украсили его, чтобы он был похож на чашу Лисы. Что можно нарисовать на ключике?
Дети. Листья, ромашки, ягоды, перышки.
Воспитатель. А можно сделать узор из одних перышек? Давайте вспомним, с чего мы всегда начинаем рисовать.
Дети. С линии, с веточки, потом рисуем цветы, ягоды и перышки.
Воспитатель. Подумайте, что вы нарисуете на своих ключиках. (ответы детей). Теперь приступайте к рисованию, а Лиса и Буратино будут смотреть, как вы работаете. Не забывайте, что лишнюю краску нужно отжимать о край баночки. Возьмите кисточки и покажите Лисе и Буратино, как их надо держать – около железного наконечника.
В ходе занятия проводиться индивидуальная работа.
Воспитатель. Давай, Лисичка, посмотрим, как дети рисуют. Посмотри, как Марина хорошо подбирает цвета к красному фону – молодей!
Буратино. Ой, какие красивые ромашки нарисовала Катя, как настоящие, а какие красивые у нее перышки, кудрявые.
Воспитатель. Буратино, посмотри, какие необычные ромашки, черные, у Коли.
Анализ работ.
По окончании рисования педагог выставляет ключики на доску: ряд красных и ряд желтых.
Воспитатель. Буратино, посмотри, как много ключиков нарисовали дети. Ребята, Буратино совсем растерялся и не знает, какой ему ключик выбрать. Лисичка помоги Буратино.
Лисичка. Мне понравился этот ключик. Он как настоящий и расписан хохломским узором.
Воспитатель. А теперь, ребята, вы выберете ключик для Буратино.
Дети. Вот этот. Здесь на желтом фоне нарисованы красные ромашки и черная смородина. (ставят ключик на стол около Буратино.) И еще этот – на красном фоне хорошо нарисованы желтые ромашки.
Воспитатель. Мне тоже хочется выбрать ключик. Вот этот. На нем хорошо подобраны цвета и очень красиво нарисованы перышки, как на настоящих хохломских изделиях. Буратино, тебе понравились ключики, которые нарисовали дети?
Буратино. Да, мне все ключики понравились, они похожи на мой ключ, который я потерял. Большое спасибо, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии у дошкольников среднего и старшего возраста
Работа над обобщением и активизацией словаря с помощью: раскрытия многозначности слова; расширения запаса синонимов и антонимов; формирование умения правильно употреблять слова....
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры, задания и упражнения...
1 АПРЕЛЯ - развлекательная программа для дошкольников среднего и старшего возраста.
Сценарий и музыкальное оформление мероприятия....
Сценарий ко Дню знаний для дошкольников (средний и старший возраст) на улице с Домовенком Кузей и Бабой Ягой
Сценарий праздника, проводимого на улице в честь дня Знаний с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Сценарий не требует серьезной предварительной подготовки, рассчитан на знание материала, ...
воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников, среднего и старшего возраста, посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг
quot; Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг" В.А. Сухомлинский27.09.2021...