НОД «Михайловское кружево»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Савина Юлия Александровна

Интегрированное занятие по краеведению для средней группы ДОУ «Михайловское кружево». Включает в себя элементы познавательно-речевого развития и художественного творчества (рисование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikhaylovskoe_kruzhevo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Разработка непосредственной
образовательной деятельности
в средней группе
«Михайловское кружево»

воспитатель 1 кв.категории Савина Ю.А.

г. Рязань

 

Конспект  занятия на тему « Кружевная  салфетка»

Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством Рязанской области : Михайловским кружевом, его особенностями.

Воспитатель:

        Ребята, хотите отправиться в путешествие? На чем можно отправиться в путешествие? ( ответы детей).

        А вы когда-нибудь на облаке катались? Я вам предлагаю путешествовать на облаке. Вы согласны? (ответы детей).

        Для этого надо поздороваться с облаком и назвать ласково  свое имя. Полетели!

Прилетели! Вот мы с вами оказались в городе Михайлове.

                     Деревянная избушка,

                     В небе ясная луна,

                     Одинокая старушка

                     Засиделась у окна.

                     Труд у бабки Пелагеи

                     С молодых годов в чести.

                     Принялась за рукоделье-

                     Стала кружево плести.

                     Время за полночь не спится

                     Беспокойной мастерице.

                     Застучали друг о дружку

                     Деревянные коклюшки.

                     Чтоб узор был ровный, гладкий,

                      У старушки есть булавки:

                      Их в подушечку воткнет,

                      Разноцветными нитями оплетет.

                      Так и ночь глядишь пройдет.

                      А в морозное оконце

                      Светит ласковое солнце,

                      Новый день в избу стучится

                      Ай да бабка мастерица!

                      Так смогла сплести узор-

                      Не нарадуется взор!

Воспитатель проводит детей к окну. Там самовар, на нем висят бублики, русская деревянная посуда. Сидит бабушка Пелагея.

Воспитатель и дети: Здравствуйте, бабушка Пелагея!

Бабушка: Здравствуйте, детишки! Как я рада вас видеть. Прошу вас в избу. Дорогие гости – дорогой пир!

Воспитатель: Скажи, бабушка Пелагея, что ты делаешь?

Бабушка Пелагея показывает детям кружева, дает потрогать.

Бабушка: Мы уже много столетий плетем кружева в городе Михайлове. От того они и называются « Михайловские кружева». Плетем мы их коклюшками, вот посмотрите.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое коклюшки? Как их делают? ( Ответы детей)

Дети, а для чего кружева плетут? Откуда появилось такое название? Давайте спросим у нашей мастерицы.

Бабушка: Раньше одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились « узор кружится», от этого и появилось такое название – кружева.

Очень много женщин плели кружева и богатые и бедные. Богатые плели золотыми нитями, а бедные женщины – белыми. Чтобы им не было скучно, они пели себе песни. Наши кружева очень ценились не только в России, но и за границей. Многие модницы мечтали о кружевных платьях. И к нашим бабушкам приезжали купцы из Германии, Швеции, Франции, чтобы полюбоваться и купить прекрасные работы кружевниц.

Воспитатель: Русское кружево, создаваемое руками наших женщин,- одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора.

Бабушка: Вот, посмотрите, какое кружево (показ кружева детям). Основной узор – веер, а от него отходят дуги разноцветные и соединяются веера тонкой воздушной сеткой. Кружево многоцветное, словно жаркий летний день:

                 Красный – это заря утренняя;

                 Черный – мать земля;

                 Зеленый – травушка-муравушка;

                 Желтый – солнце золотое.

Ребята, хотите попробовать сами сделать салфетки?(ответы детей).

Воспитатель: Садитесь за столы. У вас есть круги, на них мы сделаем наши салфетки. Дети, скажите, а как лучше рисовать узор в круге? (начинать с середины).

Давайте еще раз посмотрим на красивые михайловские узоры, попробуем сами создать

свой неповторимый образ кружевной салфетки.

                                                         Физкультминутка:

                               

                              Мы сегодня рисовали,

                              Наши пальчики устали.(ритмичное сжимание кулачков обоих рук)    

                              Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук)

                              Рисовать опять начнем.

                              Руки вместе, руки врозь,(свести и развести ладошки рук)

                             Заколачиваем  гвоздь.(имитировать забивание гвоздя)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какая салфетка получилась самой нарядной? Почему? Какая самой веселой? Какая самой прозрачной?

Воспитатель вешает салфетки на доску. Дети и Бабушка Пелагея любуются.

Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо тебе Бабушка Пелагея за гостеприимство и за рассказы твои, но нам надо возвращаться в группу.

Список используемой литературы:

1.​ Скоролупова О.А. « Знакомство детей с русским народным декоративно- прикладным искусством»4. М.: Скрипторий, 2003г.

2.​ // Дошкольное воспитание, 1987 г. №8

3.​ // Дошкольное воспитание,2002 г.

4.​ И.Г.Швейко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты. Пособие для педагогов дошкольного учреждения», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка :аппликация нетрадиционными материалами "Кружево решетки Михайловского сада" 2-ая младшая группа

С сентября по май во 2-ой младшей группе идёт проект "Моя малая Родина". Аппликация "Кружево Михайловского сада" часть этого проекта....

"Михайловск - город мой родной!"

Воспитывать у детей любовь к родному городу, желание лучше узнать его. Формировать понятие «малая Родина», расширить и закрепить представление о понятии улицы города. ...

Михайловский сад

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Форммировать интерес к истории создания  Михайловского сада. Воспитывать любовь к родному городу...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД) по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили. О Мурках и Жучках» (чтение (восприятие) рассказа Н.Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» в форме диафильма)

Конспект разработан в соавторстве с А.Л.Размоскиной. Технология "культурных практик" разрабатывается и реализуется на базе с/п д/с "Тополек" МБУ "Школы №26" г.о.Тольятти....

Электронный образовательный продукт "Михайловский ГОК"

ЭОП к НОД по познавательному развитию для детей старшей группы...

Кружева, кружева, кружева...

quot;Окружают меня кружева". Л. Яхнин.Окружают меня кружева.Одуванчик дрожащий едва.Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева в стрекозиных крылах,И в летящих сквозных облак...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.

Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические ...