НОД «Михайловское кружево»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Интегрированное занятие по краеведению для средней группы ДОУ «Михайловское кружево». Включает в себя элементы познавательно-речевого развития и художественного творчества (рисование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikhaylovskoe_kruzhevo.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка непосредственной
образовательной деятельности
в средней группе «Михайловское кружево»
воспитатель 1 кв.категории Савина Ю.А.
г. Рязань
Конспект занятия на тему « Кружевная салфетка»
Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством Рязанской области : Михайловским кружевом, его особенностями.
Воспитатель:
Ребята, хотите отправиться в путешествие? На чем можно отправиться в путешествие? ( ответы детей).
А вы когда-нибудь на облаке катались? Я вам предлагаю путешествовать на облаке. Вы согласны? (ответы детей).
Для этого надо поздороваться с облаком и назвать ласково свое имя. Полетели!
Прилетели! Вот мы с вами оказались в городе Михайлове.
Деревянная избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье-
Стала кружево плести.
Время за полночь не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнет,
Разноцветными нитями оплетет.
Так и ночь глядишь пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится
Ай да бабка мастерица!
Так смогла сплести узор-
Не нарадуется взор!
Воспитатель проводит детей к окну. Там самовар, на нем висят бублики, русская деревянная посуда. Сидит бабушка Пелагея.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, бабушка Пелагея!
Бабушка: Здравствуйте, детишки! Как я рада вас видеть. Прошу вас в избу. Дорогие гости – дорогой пир!
Воспитатель: Скажи, бабушка Пелагея, что ты делаешь?
Бабушка Пелагея показывает детям кружева, дает потрогать.
Бабушка: Мы уже много столетий плетем кружева в городе Михайлове. От того они и называются « Михайловские кружева». Плетем мы их коклюшками, вот посмотрите.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое коклюшки? Как их делают? ( Ответы детей)
Дети, а для чего кружева плетут? Откуда появилось такое название? Давайте спросим у нашей мастерицы.
Бабушка: Раньше одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились « узор кружится», от этого и появилось такое название – кружева.
Очень много женщин плели кружева и богатые и бедные. Богатые плели золотыми нитями, а бедные женщины – белыми. Чтобы им не было скучно, они пели себе песни. Наши кружева очень ценились не только в России, но и за границей. Многие модницы мечтали о кружевных платьях. И к нашим бабушкам приезжали купцы из Германии, Швеции, Франции, чтобы полюбоваться и купить прекрасные работы кружевниц.
Воспитатель: Русское кружево, создаваемое руками наших женщин,- одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора.
Бабушка: Вот, посмотрите, какое кружево (показ кружева детям). Основной узор – веер, а от него отходят дуги разноцветные и соединяются веера тонкой воздушной сеткой. Кружево многоцветное, словно жаркий летний день:
Красный – это заря утренняя;
Черный – мать земля;
Зеленый – травушка-муравушка;
Желтый – солнце золотое.
Ребята, хотите попробовать сами сделать салфетки?(ответы детей).
Воспитатель: Садитесь за столы. У вас есть круги, на них мы сделаем наши салфетки. Дети, скажите, а как лучше рисовать узор в круге? (начинать с середины).
Давайте еще раз посмотрим на красивые михайловские узоры, попробуем сами создать
свой неповторимый образ кружевной салфетки.
Физкультминутка:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.(ритмичное сжимание кулачков обоих рук)
Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук)
Рисовать опять начнем.
Руки вместе, руки врозь,(свести и развести ладошки рук)
Заколачиваем гвоздь.(имитировать забивание гвоздя)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какая салфетка получилась самой нарядной? Почему? Какая самой веселой? Какая самой прозрачной?
Воспитатель вешает салфетки на доску. Дети и Бабушка Пелагея любуются.
Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо тебе Бабушка Пелагея за гостеприимство и за рассказы твои, но нам надо возвращаться в группу.
Список используемой литературы:
1. Скоролупова О.А. « Знакомство детей с русским народным декоративно- прикладным искусством»4. М.: Скрипторий, 2003г.
2. // Дошкольное воспитание, 1987 г. №8
3. // Дошкольное воспитание,2002 г.
4. И.Г.Швейко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты. Пособие для педагогов дошкольного учреждения», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка :аппликация нетрадиционными материалами "Кружево решетки Михайловского сада" 2-ая младшая группа
С сентября по май во 2-ой младшей группе идёт проект "Моя малая Родина". Аппликация "Кружево Михайловского сада" часть этого проекта....
"Михайловск - город мой родной!"
Воспитывать у детей любовь к родному городу, желание лучше узнать его. Формировать понятие «малая Родина», расширить и закрепить представление о понятии улицы города. ...
Михайловский сад
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Форммировать интерес к истории создания Михайловского сада. Воспитывать любовь к родному городу...
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД) по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили. О Мурках и Жучках» (чтение (восприятие) рассказа Н.Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» в форме диафильма)
Конспект разработан в соавторстве с А.Л.Размоскиной. Технология "культурных практик" разрабатывается и реализуется на базе с/п д/с "Тополек" МБУ "Школы №26" г.о.Тольятти....
Электронный образовательный продукт "Михайловский ГОК"
ЭОП к НОД по познавательному развитию для детей старшей группы...
Кружева, кружева, кружева...
quot;Окружают меня кружева". Л. Яхнин.Окружают меня кружева.Одуванчик дрожащий едва.Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева в стрекозиных крылах,И в летящих сквозных облак...
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.
Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические ...