Программа дополнительного образования «Ум на кончиках пальцев» для детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных техник рисования
рабочая программа (рисование, младшая группа) по теме

Адаменко Лариса Алексеевна

 Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения предметной среды и воображаемых, сказочных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рисование31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план  занятий кружка

«Ум на кончиках пальцев»

 с детьми первой младшей группы

 с использованием нетрадиционных техник рисования

Введение

  Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

  Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

  Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

    А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. 

Пояснительная записка

         Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах рисования, а также о  красоте природы и человеческих чувств.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы

       Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству

       Цель  программы:

 Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения предметной среды и воображаемых, сказочных образов. Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. 

       Задачи,  решаемые в процессе освоения программы

    воспитательные – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;      

  художественно-творческие – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;       

    технические – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. 

         Режим занятий:

    Данная программа предназначена для детей 2-3 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 занятия в месяц по 10 минут.

Большое внимания уделяется индивидуальной работе.

Для реализации данной программы необходимы следующие материалы:

 гуашь, восковые мелки, свеча, ватные палочки,  поролоновые печатки, печатки из пенопласта, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, мисочки под краску, салфетки.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«Ум на кончиках пальцев»

С ДЕТЬМИ первой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Месяц

№ п./п.

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

октябрь

1 неделя

Солнышко лучистое

Оттиск крышечками или рулончиками от бумажных полотенец.

Познакомить с техникой печатания крышечками. Показать приём получения отпечатка. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги любого цвета, крышки разных размеров т.п., полоски из картона. Краска желтого  цвета в мисочках, салфетки.

3 неделя

Ягоды смородины

Оттиск листьями, пальчиками (ягоды)

Познакомить с техникой печатания листьями. Показать приём получения отпечатка.  Развивать чувство композиции.

Лист бумаги, гуашь в мисочках синего, зелёного цветов, листья от смородины (или  вырезать из картона), салфетки,  картинки с изображением ягод смородины.

ноябрь

1 неделя

Весёлые мухоморы

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба с помощью губки, окунать губку в краску по мере необходимости.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая гуашь,  белая гуашь, салфетки, иллюстрации мухоморов, губка.

3 неделя

Птицы улетели

Тонирование бумаги с помощью губки, печатание штампом.

Познакомить с техникой тонирования бумаги.

Показать приём получения отпечатка.  Развивать чувство композиции.

Лист бумаги, краски синего и жёлтого цвета в мисочках, губка. Штамп с изображение птички.

декабрь

1 неделя

Снег идёт

Рисование ватными палочками

Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Картон синего или голубого цвета формата А4 (по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.

3 неделя

Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки.

. Рисование мятой бумагой

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником. Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой

Ватман, листы бумаги для комкания, гуашь различных цветов, мисочки для краски

январь

1 неделя

Зимний узор

Рисование восковыми карандашами

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора.

3 неделя

Ёлочка пушистая, нарядная

Тонирование губкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике тонирования губкой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, гуашь красного и желтого цвета в мисочках, салфетка.

февраль

1 неделя

Волшебные картинки (волшебные

снежинки)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебные снежинки). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.

Свеча, жидкая краска синего цвета, пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.

3 неделя

Цветочек для папы

Рисование ладошками

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки кисточкой. Развивать чувство композиции.

Открытка для папы. Гуашь разного цвета  в мисочках, кист, салфетки.

март

1 неделя

Мимоза для мамы

Рисование ватными палочками и полосками картона

Упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали полоской из картона. Развивать чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь жёлтая и зелёная в мисочках, полоски картона, салфетки.

3 неделя

Улитка в траве

Оттиск картоном

Продолжить знакомить  с техникой печатания картоном.

Показать приёмы  получения отпечатка.

Лист бумаги, краски зеленого и красного цвета в мисочках. Картон, скрученный в рулон, полоски картона.

апрель

1 неделя

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.

Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.

3 неделя

Морковка для зайчика

Оттиск поролоном

Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги с изображение зайчика, краски жёлтого и зеленого цвета, поролоновые печатки, салфетки. Муляжи моркови, картинки с изображением овощей.

май

1 неделя

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

Картинки с изображение тучки и дождика.

3 неделя

Компоты  в баночках

Рисование гуашью.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать.

Краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера.

 

                                           Список  литературы

  1. Крошки-горошки Е.А.Янушко , Москва «Мозаика-синтез»2004.
  2. Лебедева Е.Г., Простые поделки из бумаги и пластилина, - «Айрис - Пресс». 2008.                                                                                                                              
  3. 3. Н.Н. Кайдошко.,  И.А. Малышева, О.И. Ратникова. Занятия по рисованию и художественному    труду для         дошкольников. - М. 2008.  
  4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2007.  (Серия «Вместе с детьми»).
  5. Т.А. Хвиюзова, Продуктивная деятельность как средство развития  творчества у детей дошкольного возраста. Методическое пособие. 2010.
  6. И.А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», -М. 2007, изд. «Карапуз-дидактика».

                                                                             

                                         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста 4 – 5 ЛЕТ (нетрадиционная техника рисования)

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительн...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Фантазия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №42» г. ПермиСтруктурное подразделение «Дошкольные группы»         Раб...