Программа дополнительного образования «Ум на кончиках пальцев» для детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных техник рисования
рабочая программа (рисование, младшая группа) по теме
Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения предметной среды и воображаемых, сказочных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рисование | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план занятий кружка
«Ум на кончиках пальцев»
с детьми первой младшей группы
с использованием нетрадиционных техник рисования
Введение
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Пояснительная записка
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах рисования, а также о красоте природы и человеческих чувств. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству
Цель программы:
Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения предметной среды и воображаемых, сказочных образов. Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи, решаемые в процессе освоения программы:
воспитательные – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческие – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технические – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Режим занятий:
Данная программа предназначена для детей 2-3 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 занятия в месяц по 10 минут.
Большое внимания уделяется индивидуальной работе.
Для реализации данной программы необходимы следующие материалы:
гуашь, восковые мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, печатки из пенопласта, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, мисочки под краску, салфетки.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«Ум на кончиках пальцев»
С ДЕТЬМИ первой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Месяц | № п./п. | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | |
октябрь | 1 неделя | Солнышко лучистое | Оттиск крышечками или рулончиками от бумажных полотенец. | Познакомить с техникой печатания крышечками. Показать приём получения отпечатка. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги любого цвета, крышки разных размеров т.п., полоски из картона. Краска желтого цвета в мисочках, салфетки. | |
3 неделя | Ягоды смородины | Оттиск листьями, пальчиками (ягоды) | Познакомить с техникой печатания листьями. Показать приём получения отпечатка. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги, гуашь в мисочках синего, зелёного цветов, листья от смородины (или вырезать из картона), салфетки, картинки с изображением ягод смородины. | ||
ноябрь | 1 неделя | Весёлые мухоморы | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба с помощью губки, окунать губку в краску по мере необходимости. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая гуашь, белая гуашь, салфетки, иллюстрации мухоморов, губка. | |
3 неделя | Птицы улетели | Тонирование бумаги с помощью губки, печатание штампом. | Познакомить с техникой тонирования бумаги. Показать приём получения отпечатка. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги, краски синего и жёлтого цвета в мисочках, губка. Штамп с изображение птички. | ||
декабрь | 1 неделя | Снег идёт | Рисование ватными палочками | Закреплять навыки рисования красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Картон синего или голубого цвета формата А4 (по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. | |
3 неделя | Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки. | . Рисование мятой бумагой | Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником. Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой | Ватман, листы бумаги для комкания, гуашь различных цветов, мисочки для краски | ||
январь | 1 неделя | Зимний узор | Рисование восковыми карандашами | Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. | |
3 неделя | Ёлочка пушистая, нарядная | Тонирование губкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике тонирования губкой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, гуашь красного и желтого цвета в мисочках, салфетка. | ||
февраль | 1 неделя | Волшебные картинки (волшебные снежинки) | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебные снежинки). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, жидкая краска синего цвета, пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. | |
3 неделя | Цветочек для папы | Рисование ладошками | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка для папы. Гуашь разного цвета в мисочках, кист, салфетки. | ||
март | 1 неделя | Мимоза для мамы | Рисование ватными палочками и полосками картона | Упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали полоской из картона. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь жёлтая и зелёная в мисочках, полоски картона, салфетки. | |
3 неделя | Улитка в траве | Оттиск картоном | Продолжить знакомить с техникой печатания картоном. Показать приёмы получения отпечатка. | Лист бумаги, краски зеленого и красного цвета в мисочках. Картон, скрученный в рулон, полоски картона. | ||
апрель | 1 неделя | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. | |
3 неделя | Морковка для зайчика | Оттиск поролоном | Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги с изображение зайчика, краски жёлтого и зеленого цвета, поролоновые печатки, салфетки. Муляжи моркови, картинки с изображением овощей. | ||
май | 1 неделя | Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. Картинки с изображение тучки и дождика. | |
3 неделя | Компоты в баночках | Рисование гуашью. | Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать. | Краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера. |
Список литературы
- Крошки-горошки Е.А.Янушко , Москва «Мозаика-синтез»2004.
- Лебедева Е.Г., Простые поделки из бумаги и пластилина, - «Айрис - Пресс». 2008.
- 3. Н.Н. Кайдошко., И.А. Малышева, О.И. Ратникова. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. - М. 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Вместе с детьми»).
- Т.А. Хвиюзова, Продуктивная деятельность как средство развития творчества у детей дошкольного возраста. Методическое пособие. 2010.
- И.А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», -М. 2007, изд. «Карапуз-дидактика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста «Цыплятки» с использованием нетрадиционной техники рисования (пуантилизм-рисование «тычком» с помощью ватных палочек) «Бантик для Кошки»
Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования(пуантилизм)...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста 4 – 5 ЛЕТ (нетрадиционная техника рисования)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительн...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Фантазия»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №42» г. ПермиСтруктурное подразделение «Дошкольные группы» Раб...