Программа "Волшебная мастерская"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_masterskaya.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Проблемой развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Программа «Волшебная мастерская» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Афонькиной С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Игрушки из бумаги», Авеьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Попанова Е.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ».
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная мастерская» является развитие у детей творческого характера, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как оно рассматривается как многосторонний процесс. Связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники а также формирование всех психических процессов, развитие творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе создания образов.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к творчеству.
Принципы построения педагогического процесса:
- От простого к сложному;
- Системность работ;
- Индивидуальный подход;
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации.
Условия реализации образовательной программы.
Для осуществления и выполнения данной программы в детском саду созданы хорошие условия. Занятия проводятся в просторной групповой комнате, с соответствующим оборудованием и мебелью. Имеются все необходимые для работы материалы, дидактические пособия.
Описание форм и методов проведения занятий
Занятия проводятся в комбинированной форме.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Учебно-тематический план
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
Октябрь | 1.Осеннее дерево 2.Цветы 3.Сова 4.Мышь | Познакомить детей с разнообразным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится) учить делать поделки. | Цветная бумага, пуговицы, клей, шишки, пластелин. |
Ноябрь | 5.Веселые животные 6.Овечка 7.Рыбка 8.Черепашка | Познакомить детей с картоном и ватой. Научить преобразовывать кусочки картона и ваты в картину. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | Картон, цветная бумага, вата, краски, клей. |
Декабрь | 9.Шарик 10.Дет Мороз 11.Снежинка 12.Елочки | Познакомить детей с нитками как материалом для поделок, пластиком и их свойствами. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Нитки, пуговицы, пластилин, цветной картон, блестки. |
Январь | 13.Зимнее дерево 14.Снегирь 15.Оленята 16.Пингвинята | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и новым материалом для изготовления поделок и его свойствами ( легкий, не тонет, красится). | Краски, ватные палочки, картон, клей, маркер. |
Февраль | 17.Питушки 18.Пчёлка 19.Кораблик 20.Павлин | Продолжать детей знакомить со свойствами картона. Учить делать поделки из разнообразного бросового материала. Воспитывать умение радоваться результату своего труда. | Цветная бумага. картон, клей, бросовый материал, маркер. |
Март | 21.Весенние цветы 22.Открытка на 8 марта 23.Кактус 24.Солнышко | Закрепить с детьми нетрадиционную технику рисования. Вспомнить как можно использовать картон при изготовлении поделок. Сочетать аппликацию с рисованием. | Краски, цветная бумага, одноразовые тарелки, картон, клей. |
Апрель | 25.Домик 26.Жарптица 27.Пасха 28.Бабочка | Закрепить знания о разных материалах для поделок и о нетрадиционных техниках рисования. Воспитывать умение доводить начатое до конца. | Картон, цветная бумага, краски, одноразовые тарелки, клей. |
Содержание программы
Октябрь
Тема: Осень Занятие № 1 «Осеннее дерево» Содержание: познакомить с зеленым, желтым и розовым цветом. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Материал: заготовки дерева на листе А4, полоски цветной бумаги, клей. | |
Занятие № 2 «Цветы» Содержание: закрепить знания о цвете (зеленый, желтый, розовый). Продолжать учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Материал: заготовки цветов на листе бумаги, пуговицы, клей. | |
Занятие № 3 «Сова» Содержание: учить отделять от большого куска пластилина небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями. Материал: пластилин, шишки. | |
Занятие № 4 «Мышь» Содержание: закрепить навык отделять от большого куска пластилина небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями. Материал: пластилин, цветная бумага. шишки. |
Ноябрь
Тема: Животные Занятие № 5 «Веселые животные» Содержание: закреплять знания детей о правилах наклеивания. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Материал: заготовки цветного картона, крышки, полоски цветной бумаги, клей. | |
Занятие № 6 «Овечка» Содержание: учить наклеивать скатанные большие комочки ваты на картон. Создавать сюжетную композицию. Материал: заготовки из картона, вата, бантики, клей. | |
Занятие № 7 «Рыбка» Содержание: нетрадиционная техника рисования – тычок кистью. Создавать красочный узор. Материал: одноразовые тарелки, краски, кисти. | |
Занятие № 8 «Черепашка» Содержание: закрепить нетрадиционную технику рисования – пальчиками. Материал: заготовки из картона, одноразовая тарелка, краски, клей. |
Декабрь
Тема: «Новогодние поделки» Занятие № 9 «Шарик» Содержание: учить наносить клей на деталь. Повторить название геометрических фигур (круг, овал). Соотносить предмет с его формой. Материал: нитки, клей, ленточки. | |
Занятие № 10 «Дет Мороз» Содержание: вспомнить навык отделять от большого куска пластилина небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями, наклеивать их на бутылку. Материал: бутылки из под йогурта, пластилин, цветная бумага, вата, ленточки. | |
Занятие № 11 «Снежинка» Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее на снежинку. Материал: заготовки снежинок, пуговицы, ленточки, блестки. | |
Занятие № 12 «Елочки» Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее на елку. Материал: заготовки елок, пуговицы, ленточки, блестки. |
Январь
Тема: Зимушка зима Занятие № 13 «Зимнее дерево» Содержание: учить детей рисовать тычком. Материал: заготовка зимнего дерева, белая краска, ватные палочки. | |
Занятие № 14 «Снегирь» Содержание: продолжить учить рисовать тычком и лодошкой. Материал: краски, лист А4, ватные палочки. | |
Занятие № 15 «Оленята» Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее. Материал: цветная бумага, картон, маркер. | |
Занятие № 16 «Пингвинята» Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее. Сочетать аппликацию с рисованием. Материал: цветная бумага, картон, маркер. |
Февраль
Тема: «Поделки из картона» Занятие № 17 «Петушки» Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее. Воспитывать отзывчивость доброту. Материал: цветная бумага, картон, маркер. | |
Занятие № 18 «Пчелка» Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее на елку. Материал: цветная бумага, картон, маркер. | |
Занятие № 19 «Кораблик» Содержание: закреплять знания детей о правилах наклеивания. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Материал: заготовки цветного картона, полоски цветной бумаги, клей. | |
Занятие № 20 «Павлин» Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее. Материал: цветная бумага, картон, маркер. |
Март
Тема: Весна Занятие № 21 «Весенние цветы» Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее. Материал: цветная бумага, заготовки цветов, картон. | |
Занятие № 22 «Открытка на 8 марта» Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее. Материал: заготовки овалов, цветная бумага, ленточки, блестки. | |
Занятие № 23 «Кактус» Содержание: закрепить нетрадиционную технику рисования – пальчиками и лодошкой. Материал: лист бумаги, краски, заготовки горшков для кактуса, клей. | |
Занятие № 24 «Солнышко» Содержание: закреплять знания детей о правилах наклеивания. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Материал: одноразовая тарелка, заготовки цветных полосок из бумаги, клей. |
Апрель
Тема: Волшебство Занятие № 25 «Домик» Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее. Сочетать аппликацию с рисованием. Материал: цветная бумага, картон, маркер. | |
Занятие № 26 «Жарптица» Содержание: закрепить навык рисовать тычком и ладошкой. Материал: краски, лист А4, ватные палочки. | |
Занятие № 27 «Пасха» Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее. Материал: цветная бумага, заготовки, картон. | |
Занятие № 28 «Бабочка» Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее. Сочетать аппликацию с рисованием. Материал: цветная бумага, картон, маркер. |
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе творчества, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы:
Все занятия проводятся в группе детского сада.
Для каждого занятия делаются предварительные заготовки для работы с детьми.
Занятия проводит автор программы «Творческая мастерская» Соркина Яна Константиновна.
Список литературы:
1) Белошистая, А.В., Жукова, О.Г., Плюхин В.У. Рисуем и мастерим вместе. – М: Владос, 2013. – 88с.
2) Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2013. – 48с.
3) Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2013. – 52с.
4) Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5) Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Мозаика-Синтез, 2006. – 68с.
6) Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Спб: Каро. 2010. – 93с.
7) Потанова, Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ.- Санкт-Петербург: Детство-прес, 2014. – 95с.
8) Преображенская, В.Н. Поделки из ниток, пуговиц, бусен. – М: Рипол-Классик, 2012. – 256с.
9) Утробина, К.К.. Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
10) Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»
Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...
Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"
В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"
Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...
Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"
Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...
Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"
Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....
Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»
Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...