Памятка для воспитателей "Ознакомление детей 5-6 лет с искусством портрета"
консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Дается представление о портрете как о жанре изобразительного искусства, о специфике восприятия портрета. Какие виды портретов существует. Какие методы и приемы можно использовать при знакомстве с этим жанром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_sportretom.doc | 456.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина
О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина
Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства.
«Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна, пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами, переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!»
Игорь Грабарь –известный художник и искусствовед
Портрет – это изображение или
описание, какого либо человека или группы
людей, существующих или существовавших
в реальной действительности, переданных
художником так, как он их видит.
ЦЕННОСТЬ ПОРТРЕТА зависит от того,
Б.Кустодиев. Ирина К.. насколько глубоко художник сумел понять
с собакой Шумкой внутренний мир изображаемого человека,
передать его характерные черты. Показав
человека умным или глупым, гуманным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как - бы рассказать о всей его жизни.
СВОЕОБРАЗНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТОВ:
- Портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека;
- Выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника.
- В портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый;
- Художник всегда показывает свое отношение к изображаемому человеку.
СЛОЖНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ПОРТРЕТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМОЙ СУТИ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.
- Художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение.
- Зритель самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.
ХУДОЖНИКИ ВОСПРОИЗВОДЯТ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА ПО-РАЗНОМУ:
- в привычной для данного человека обстановке, которая помогает нам узнать о его профессии, интересах, глубже раскрыть внутренний мир героя
М.В.Нестеров
Скульптор Мухина В.И.
- на фоне пейзажа (природного или городского), который тоже дополняет представления зрителя о чувствах, мыслях, настроении, выраженных в художественном образе.
В.М.Васнецов. Алёнушка И.И.Бродский.Портрет
А.М.Горького
- иногда не изображают дополнительных деталей, помогающих понять внутренний мир изображенного художником человека, тогда зритель постигает его через глаза, мимику лица, руки
С.В.Малютин. К.С.Петров-Водкин
Портрет Д.А Фурманова Портрет Анны Ахматовой
- групповые портреты, органично связанные сюжетом картины; где типичный образ раскрывается через индивидуальность каждого человека
П.Д.Корин Портрет художников Кукрыниксы
СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЖАНРА
Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы.
- Лицо раскрывает духовный мир человека
- Руки дополняют о нем представления, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека.
- Поза и жест имеют существенное значение, они всегда согласуются с лицом, помогают не только дополнить представление о характере художественного образа, но и определить его внутреннее, эмоциональное состояние.
- Костюм и фон портрета подчеркивают профессиональную и социальную принадлежность изображенного человека.
В ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ РАЗМЕР ХОЛСТА. ЕГО ВЫБОР ЗАВИСИТ ОТ ПОЗЫ ЧЕЛОВЕКА:
- холст вытянут вертикально, подчеркивая величие и мощь полководца
П.Д.Корин .Александр Невский
А.П.Кончаловский
Портрет Н.П.Кончаловской
- холст квадратной формы, это обусловлено позой женщины и настроем, переданным художником.
ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ
- один художник воспроизводит черты конкретного человека;
- другой- обобщенный образ современника, его социальную принадлежность, национальность, возраст, т.е. создает определенный тип.;
- в портрете всегда должно быть абсолютное сходство, которое в искусстве живописи достигается единством и гармонией изображений внешних и внутренних свойств человека.;
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ
- Авторский
- Семейный
- Парадный (стоит торжественно, скрестив руки на груди)
- Исторический
- Портрет – картина ( изображен на фоне комнаты, пейзажа)
Дети дошкольного возраста проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художников настроение по мимике лица, рукам.
В.Серов
Мика Морозов
- свое внимание обращаем на лицо и глаза, в которых видно проявление семейных чувств ребенка: удивление, недоумение, порыв и сдержанность, желание узнать, а что там, и некоторый страх перед неизведанным.
Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики.
Портрет позволяет детям понять мир людей и их отношений к личности как высшей ценности в мире, помогает по- новому взглянуть на реальный мир, лучше понять все богатство проявлений человека.
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ ПОРТРЕТА
- развивает способность к творчеству и влияет на формирование личности ребенка;
- способствует развитию умения анализировать увиденное и высказывать свою точку зрения.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСКУССТВОМ ПОРТРЕТА
МЕТОДЫ ПРИЁМЫ
1.Метод вызывания адекватных эмоций . 1. Пояснение
2.Тактильно-чувственный метод 2.Сравнение
3.Метод оживления детских эмоций 3.Акцентирование деталей
с помощью литературных и песенных 4.Прием «вхождения» в картину
образов. 5.Игровые приемы
Правильный отбор произведений является одним из условий эстетического воспитания дошкольников.
ПРАВИЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ОТБОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОКАЗЫВАЕТ:
- Существенное влияние и формирование первоначальной мировоззренческой направленности гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран, континентов.
- Происходит гуманизация личности ребенка
- Приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать радости и печали.
- Учит сопереживать.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПОРТРЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- Доступность
- Должна носить воспитывающий, гуманный характер
- Яркая выраженность эмоционального состояния
- Разнообразие используемых художников средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм)
- Учет возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития.
- Оснащение педагогического процесса наглядными пособиями
- Особенность функционирования детского учреждения, его месторасположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок)
Искусство портрета находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития культуры восприятия, эмоциональной сферы и образного познания окружающего мира. Повышает интерес к изобразительной деятельности и творчеству. Детские работы становятся интереснее и выразительнее, проявляя индивидуальность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Знакомство младших дошкольников с искусством (портретом)"
Знакомство младших дошкольников с искусством (с портретом)...
Мастер - класс для родителей на тему: Знакомство дошкольников с искусством (портретом)
Знакомство дошкольников с искусством ( портретом)...
Конспект НОД Мастер - класс для родителей на тему: Знакомство дошкольников с искусством портрет
Знакомство дошкольников с искусством портрет...
Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста, с жанром изобразительного искусства- Портрет.
Дидактическая игра на закрепление различных видов портрета....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с искусством (портретом)»
Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусст...
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством портрета
Консультация для педагогов ДОУ...
Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета
В данной публикации предлагается материал по ознакомлению детей 5-7 лет с искусством портрета. Почему именно с этим жанром? Портрет позволяет детям познать мир людей и их отношений и сформировать эсте...