Знакомство детей дошкольного возраста с искусством портрета
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Толкачева Е.Т.
«Знакомство детей дошкольного возраста с искусством портрета»
Эстетическое воспитание детей, их знакомство с произведениями изобразительного искусства развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, побуждает познавательную активность, стимулирует развитие речи и психических процессов (воображение, мышление, память, внимание и др.), обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству. Эстетическое воспитание имеет большое значение в становлении личности дошкольника, формировании первоначальных основ мировоззрения. Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требует работы ума и души, сопереживания. Педагогу требуется большое мастерство, такт, терпение, чтобы создать возвышенную, эмоционально насыщенную атмосферу восприятия прекрасного, чтобы философски осмыслить и проникнуть в суть художественного произведения, понять его с позиции вечных ценностей о добре и зле, с позиции исторического значения.
Счастье, восторг, неутешное горе, радость бытия и многие другие эмоциональные состояния донесли до нас полотна великих мастеров. Но ребенку сложно самостоятельно постигнуть мир человеческой души, отраженный в портрете. Для этого ему нужен взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в искусстве портрета, и приобщит к способам его постижения. Нужно способствовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев портрета, и вызвать у детей чувство сопричастности с ними. Обратить внимание детей на реальные чувства окружающих людей, развивать умение различать эмоции. В повседневном общении воспитатели должны готовить детей к восприятию портрета, предлагать посмотреть друг на друга, рассказать какое настроение у кого-то и почему они так думают. Чтобы расширить представления дошкольников об эмоциональных состояниях человека и его внешних проявлениях рассматриваются фотографии, иллюстрации, пиктограммы.
Самое трудное и самое главное при восприятии портрета – умение понять внутренний мир изображаемого человека. Так ребенок с раннего детства приобретает представление о добре и зле, об эталонах человеческих отношений и эмоций.
Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи. Художественная литература дает богатейший материал для раскрытия мира человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение художественных произведений почти всегда предваряет восприятие произведений живописи. В последующих беседах закрепляются образные выражения, сравнения, эпитеты, используются игры «Придумай предложение», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Представь себе». Свое отношение к окружающему дети могут передать через мимику, жест, интонацию, речь. Во время искусствоведческого рассказа, анализа содержания портрета и выразительных образов, композиционного и колористического решения используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы «Придумай название портрету», «Передай в движении положение руки, голоса», «Открой тайну человека». Завершается рассматривание рефлексией, итоговой беседой.
Для рассматривания необходимо отобрать те портреты, которые являются для ребенка наиболее эмоционально значимыми, и определить методы и приемы знакомства с портретной живописью. Эмоциональный отклик у детей, вызывают те портреты, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребенку.
Привлекателен для малышей мир книжной графики. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети.
План рассматривания книжной графики:
- Сведения о художнике и о книге, к которой выполнены иллюстрации.
- Сведения о первичном материале, который использовался для выполнения иллюстраций.
- Соотношение иллюстраций с текстом: разворотные иллюстрации (на двух страницах), страничные (на одной странице), полосные (в колонке), в половину полосы, мелкие, оборочные (с двух или нескольких сторон окружают текст).
- Раскрытие художником содержания литературного произведения. Кто главный герой и, кто второстепенные герои? Как художник относится к литературным героям и как передает свое отношение через изображение позы, жеста, мимики, применения цвета.
5. Рефлексия. Какое чувство вызывают герои литературного произведения, изображенные на иллюстрациях? Какое настроение возникает после прочтения текста и просмотра иллюстраций? (Вопросы детям сформулировать заранее).
Методика работы с репродукцией портрета проста. Вначале надо заинтересовать детей данным произведением, заинтриговать их. Затем предоставить им возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, поинтересоваться, понравилась она или нет, после чего приступить к беседе.
Методика знакомства с портретной живописью.
1. Рассматривание 2-3 минуты.
2. Беседа, искусствоведческий рассказ или вопрос. Анализ содержания портрета в его композиционном и колористическом решении. Анализ выразительных средств.
Прием вхождения в картину (в старшем возрасте):
- первый способ: вхождение в картину посторонним зрителем;
- второй способ: вхождение в картину дополнительным героем;
- третий способ: принятие роли героя на себя.
Художники-портретисты передают свои чувства и отношение к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств.
Выразительные средства живописи: цвет, линия, форма.
Цвет – это способность поверхности предметов к отражению лучей спектра. Основные цвета: красный, желтый, синий, а остальные – производные, дополнительные. Хроматические цвета могут быть разной светлоты, яркости, насыщенности, могут быть теплыми, холодными и смежными. Ахроматические цвета – черный, белый, серый могут быть разной светлоты. Теплые цвета имеют желто-красную гамму, холодные цвета имеют зелено-синюю гамму. По насыщенности цвета могут быть сочные и тусклые, чтобы получить тусклый тон добавляется серый цвет. Цвета могут быть контрастные и смежные. Нюансы цвета – оттенки, едва заметный переход от цвета к другому цвету.
Композиция – построение изображения, взаимосвязь двух или нескольких предметов, объединенных общим содержанием, местом действия, позой, жестами, мимикой.
Виды композиции:
- фронтальная, линейная (изображение на одной плоскости – портрет, орнамент);
- объемная (изображение ограниченного объема);
- глубинно-пространственная (изображение ряда горизонтальных поверхностей, передающих глубину объема и изображение ряда вертикальных поверхностей, которые разделяют композицию, подчеркивают глубину пространства).
Ритм картины может быть цветовым, вертикальным, сходящимся, диагональным, симметричным, в картине присутствует композиционный, смысловой центр. Изображение может быть статичным и динамичным. Динамика – передача видимого движения. Позиция наблюдателя может быть разной – сверху, снизу, на уровне изображения.
Структура анализа живописного произведения:
- Анализ композиции.
- Анализ колорита, характеристика цвета.
- Каково отношение автора к картине, какие чувства вызвала картина у зрителей.
Почувствовать, какое настроение вызывает произведение живописи, формировать чувство сопричастности в совместной, эмоционально насыщенной деятельности – рассматривании репродукций картин. Можно представить, что было до того момента, который изображен на картине, что будет после этого момента.
Вначале поинтересоваться точкой зрения ребенка, а затем одобрить ее и высказать свою. А может случиться так, что при восприятии репродукции трудно обосновать свою точку зрения. И это не страшно. «В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство – это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его надо не понимать, а почувствовать».
По окончании разговора с детьми, нужно поместить репродукцию портрета в хорошо освещенном месте на уровне глаз ребенка. Не забывайте о ней! Побуждайте детей обсуждать с взрослыми и детьми то, что стало источником их переживаний. Так у детей появляется интерес искусству портрета, желание вновь и вновь обращаться к чарующей силе искусства. Эстетическая функция портретного искусства – это развитие эстетического чувства ребенка, которое проявляется в эмоциональных и речевых реакциях на портрет.
Портрет – один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный художник и искусствовед, писал: «Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного искусства, как бы она не была пленительна, - пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько же это увлекательнее и бесконечно труднее!»
Нужно показать детям, что при создании портрета художники стремятся к передаче характера человека, его духовного облика, поэтому внешний и внутренний облик человека передается художником в единстве. Художники создают портреты не только известных людей - полководцев, ученых, поэтов, артистов, но им интересны и просто люди (в детстве, в юности, в зрелости, в старости).
Через портреты можно заинтересовать детей делами знаменитых соотечественников. Можно рассказать им о А.С. Пушкине, Н.А. Некрасове, П.М.Третьякове, И.Е. Репине, о генерале А.И. Гончарове и вызвать чувство гордости и искреннего уважения ко всему, что ими сделано во имя Отечества – в этом заключается воспитательная функция портретного искусства.
У детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям людей в процессе труда, к ценностям, которые создает народ. Дети обогащают свой нравственный опыт, учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.
Портрет – это изображение, описание какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Требования к портретам, используемым в работе с детьми:
- Доступность содержания для детского восприятия. Созвучность тематики картин интересам детей, их опыту.
- Яркая выраженность эмоционального состояния изображаемого.
- Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).
Беседы об искусстве требуют особого настроения. Надо оставить свои личные заботы, неурядицы и с открытой душой нести детям драгоценные дары искусства. Одним из важнейших условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной обстановки, эмоционально положительной атмосферы. Недопустимы шум, окрики, громкие разговоры. Невозможно воспринимать произведения живописи среди суеты, беспорядка, в обстановке неприязни, нервозности, грубости. Педагогу нужно быть готовым к совместному с детьми творческому переживанию. Ведь заинтересованность и увлеченность содержанием портрета превращает художественный вымысел в правду, доходит до глубины сердца ребенка и остается в нем. В первой встрече с портретом необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик, пробудить интерес, дать детям понятие о том, что такое портрет и для чего его создают художники.
Портреты могут быть:
- по отражению возраста: взрослые, детские, смешанные;
- по изображению численности людей: одиночные, групповые;
- по изображению половой принадлежности: мужские, женские. смешанные;
- по размеру изображения фигуры: в полный рост, в три четверти, по пояс, по грудь, голова.
Выразительные средства скульптурного портрета:
- трехмерный объем;
- цвет естественного материала, своеобразный цвет;
- возможность восприятия со всех сторон;
- игра света и тени;
- поза, жесты, движения;
- наличие постамента определенной формы.
Литература
- Р. Чумичева «Знакомим с портретной живописью», журнал «Дошкольное воспитание», 1991год, №10.
- Н. Пантелеева, Т Комарова «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», журнал «Дошкольное воспитание», 2005 год, №3.
МДОУ «ЦРР – д /с «Росинка»
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством портрета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Знакомство детей дошкольного возраста с художественно-прикладным искусствомФилимоновская игрушка
старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века....
Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством
Статья посвящена проблеме приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством декоративно - прикладного искусства, народных традиций....
Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с искусством оригами
Знакомство дошкольника с искусством оригами...
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры...
Консультация для родителей. Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с искусством оригами»
Консультация для родителей.Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с искусством оригами»...
Консультация для родителей. Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с искусством оригами»
Консультация для родителей.Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с искусством оригами»...