Развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию на тему

 

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

          Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка

«Развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами изобразительной деятельности»

Воспитатель: Ворониной Л.Л.

2014 г.

                                                              Мир будет счастлив только тогда, когда у

                                                              каждого человека будет душа художника.

                                                              Иначе говоря, когда каждый будет

                                                              находить радость в своем труде.

                                                                                                                           Роден

        Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что видит, слышит и знает. Правда, увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста в своих рисунках проходят одни и те же стадии: каракули, прозрачность. Их фантазия удивительна схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку усвоить знания, представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать? Потому что большее значение приобретает слово.  Во врачебной практике существует лечение рисованием (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребенка.

        Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

        Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.  

        Как только к нам поступают новые дети, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Необходимо с детьми обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать детей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Ведь в раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

        Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми, – нужно больше с ними наблюдать. рисовать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

        Очень интересно наблюдать, как дети в своих рисунках импровизируют, фантазируют. На таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь.

        Работая в детском саду с детьми по проблемам развития творчества, я пришла к выводу, что развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности – процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен.

        Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа, учитывая особенности восприятия детей:

  • подготовительный этап, который строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах я рисую сама, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: "На что похоже?", "Найди такой же", "Что ты увидал в пятнах?". Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой), на развитие руки. Например, "Помоги найти похожий цвет", "Что бывает этого цвета?". Провожу эксперименты с цветом, добавляя белую гуашь в другие краски. В результате получаем осветленные тона. Знакомлю детей с оттенками основного цвета. Постепенно учимся получать оранжевый, голубой, розовый тон. Дети сравнивают цвета, сами отмечают, какой цвет основной, какой цвет добавлен и в какой пропорции.  Чтобы вызвать желание рисовать, ребенок становится участником событий и помогает героям в беде, например, "Помоги зайчику найти дорожку";
  • собственно рисование. На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: "Красивые цветы, "Солнышко гуляет".

        Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой. Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь, и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Когда дети усвоят правила последовательности рисования пальчиком и ладошкой, я предлагаю им поиграть в "парафинку-невидимку" с использованием  парафиновой свечи. Я рисую контур, а дети наносят мазки, пятна, а затем закрашивают все краской и чудо - на листе альбома появились листочки, снежинки, "овощи в корзинке", "деревья в снегу". Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, я рисую дерево, а дети печатают много  деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи.

        Постепенно дети знакомились и применяли в работе различные изобразительные материалы. Они рисовали красками, мелками, карандашами. фломастерами. Пользовались вспомогательными средствами-печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы находятся в доступном месте для детей, ребенок свободен в выборе материалов.

        Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, приступаю к обучению детей другими интересными изобразительным технологиям. Дети с удовольствием и интересом занимаются техникой "монотипия"- оттиском графического изображения. Они изображают бабочек, дома, деревья и многие другие предметы. Существует два способа работы с монотипией.

        Первый способ – это когда наносится рисунок на одну половину листа краской/применять различные цвета/, лучше использовать сочные цвета. Затем сгибаем лист пополам и проглаживаем его. Осторожно разворачиваем лист и рисунок уже готов, к нему можно дорисовать недостающие детали.

        Второй способ – это отпечаток. К этому времени у детей сформировались изобразительные умения и навыки. Они рисуют предметы овальной и угольной формы. На плотном листе бумаги рисуется рисунок гуашевой краской, а затем на чистый лист отпечатывается. Рисунок получается слегка расплывчатый, такая живопись не оставляет ребенка равнодушным к рисованию. Дети начинаю фантазировать. придумывать свои сюжеты.

        Нарядны и необычайны рисунки в виде открыток на ярком "бархатном" тоне. Выполнение этой техники очень простое, но занимательное для детей. Вырезаем из бумаги какой-нибудь узор, фигуру, цветок, накладываем узор на подготовленный для открытки плотную бумагу, придавливаем узор монеткой, а затем путем набрызга /старую зубную щетку несколько раз проводим по гуашевой краске/ стряхиваем краску на лист бумаги. Снимаем бумажный узор-открытка готова! Такие открытки начинаем готовить заранее к праздникам в свободное от занятий время.

        А технику акватушь я использую с детьми в кружковой работе. Она более трудоемка и требует от ребенка аккуратности и последовательности в работе. Кроме бумаги и красок нужна вода, наливаем ее в тазик. Крупно гуашью рисуем на бумаге любой предмет, то что нравится ребенку. Очень хороши "цветы в вазе", "птицы", "Грибы", и  др. Когда гуашь подсохнет мы покрываем лист черной тушью /не очень толсто/. А затем проявляем рисунок в тазике с водой, гуашь смывается водой, а тушь частично.

        Все техники хороши, легко усваиваются детьми. Работы для выставки и конкурсов мы выполняем в технике "рисование пластилином". Она наиболее любимая детьми. В ней дети более самостоятельны, они не устают от однообразных действий, потому что в ней много этапов. Сначала дети наносят рисунок по контуру, можно просто обвести предмет. Затем подбирают цвет пластилина. Соединяют один цвет пластилина в другой, получается новый оттенок. Отщипывают маленькими кусочками и размазывают пальчиками по поверхности рисунка. Вмазывают другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор. Когда пластилиновый рисунок готов, начинаем плавить пластилин снизу свечой. Он растекается и застывает. В плавленный пластилин добавляем бусинки вместо глаз, украшаем пуговицами, природным материалом. Затем вырезаем изделие по контуру и приклеиваем на общий фон. Работа в коллективе  очень ценна для детей. Они учатся договариваться между собой, приходить к единственному решению.

        Зимние пейзажи мы изображаем при помощи свечи. Натираем альбомный лист парафиновой свечой. а затем акварелью наносим зимний пейзаж. На лист бумаги наносится тонировка в зимнем цвете /розовый, голубой, синий/.Рисуем зимнюю природу леса "заяц на опушке", "морозное утро". Ощущение мороза и снега ощущается глядя на эти картины. Когда обсуждаем , что и как изобразить, какую технику выбрать, чтобы выразить свои чувства и достичь выразительного образа.  К концу года мы осваиваем технику "пластилиновый витраж". Она требует от ребенка терпения, усидчивости, аккуратности при исполнении. В этой технике присутствуют два способа изображения.

        Первый способ – это секторный, когда рисунок разбивается на сектора. Дети подбирают цветовые гаммы пластилина, очень тонко размазывают по поверхности, не заходя за контуры частей, затем трубочкой убирают пластилин по контуру и выкладывают тонкими "колбасками", пластилин по контуру всех частей картины получается ярким.

        Второй способ выполняется по типу пластилиновой живописи /способу размазывания/. При исполнении таких картин дети исползуют инструменты. В ход идут стеки, палочки, трубочки и т.д. как вспомогательные средства для выражения образа.  Работа ребят по пластилиновому  витражу попала на выставку города, где мы получили внимание и похвалу.

        В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись детям по душе. Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать способ рисования, а также изобразительный материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и в блоке совместной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кистью и красками), рисуем деревья и все остальное, а листопад, кроны деревьев вновь рисуем нетрадиционным способом – обычным смятым листочком бумаги.

        Заниматься рисованием ребенок должен не только в детском саду, но и дома тоже.  Какие рекомендации я предлагаю родителям? Детям младшего возраста хорошо давать работать фломастером. Сам по себе он не является художественным материалом. Фломастеры нравятся ребятам яркостью, легкостью получения отчетливой линии, формы. Дети любят рисовать и карандашами. Ребенок хорошо чувствует карандаш, отчетливо ощущает движения руки с ним. По мере овладения карандашами необходимо учить детей передавать разнообразные оттенки цвета, благодаря разному нажиму на карандаш.  Такое рисование доставляет детям удовольствие, способствует развитию эстетического восприятия, чувства цвета. Для того, чтобы дети овладели умением, можно придумать ряд интересных занятий и упражнений в которых может быть создан сказочный образ: "Аленький цветочек", "Жар птица", где дети раскрашивают, по-разному нажимая на карандаш.

        Наряду с гуашевыми красками целесообразно давать акварель. Следует познакомить с особенностью акварельных красок: чистые, прозрачные цвета разводятся водой до различной степени насыщенности цвета. Рисовать можно круглой мягкой кистью всем ворсом или его концом. Одно из важных условий полноценного всестороннего развития личности ребенка – индивидуальный подход Одни дети спокойны, уравновешены: все, за что берутся делают серьезно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Это связано с особенностями нервной системы ребенка, с чертами характера.

        Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой), то  задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему просто необходима помощь. Нужно заняться пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Больше уделять время для рисования: после прогулки, после прихода из детского сада.

        

        Так шаг за шагом   постепенно дети осваивают все техники. Они становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах. Они могут рисовать разными материалами, придумывают свои сюжеты для рисунков. Стали использовать разные материалы, при изображении одного рисунка, используют разные техники.

        Родители моих воспитанников очень помогли нам в овладении изобразительных технологий. Они сами заинтересовались ими и в свободное время приходили в группу, и помогали нам. Родители покупали материалы. По просьбе водили детей на выставки художников, проводимые в нашем городе. Ходили с детьми в лес и парк, наблюдали там за природными явлениями. Закрепляли дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывали с ребенком "трудные" техники рисования. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

 Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...