Проект по изо
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Иванова Наталья Николаевна

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Например, Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.[2] Именно поэтому актуальным становится работа по использованию декоративно-прикладного искусства. В процессе работы  совершенствуются  и развиваются изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника.[

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izo.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО МГОУ)

Дополнительная   образовательная программа повышения               квалификации педагогических работников.

«Взаимодействие взрослого с детьми в процессе организации  образовательной деятельности в ДОУ (РКЦ-ММЦ) »

Вариативный модуль

72 часа

ИТОГОВАЯ  ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ «Использование декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей в ДОУ».

Выполнил:

Иванова Наталья Николаевна-

воспитатель М ДОУ комбинированного

вида № 47 «Лесная сказка»

г. Егорьевск . 2014г.

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………3

2. Организация работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО…....5

3. Выполнение задач по работе с детьми………………………………..9

4 Заключение……………………………………………………………....13

5.Список литературы……………………………………………………….15

6.Приложение……………………………………………………………….16

1.Введение.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Например, Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.[2] Именно поэтому актуальным становится работа по использованию декоративно-прикладного искусства. В процессе работы  совершенствуются  и развиваются изобразительные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника.[2]

Цели:

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с народными промыслами.

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Учить использовать растительные элементы.

• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

• Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская  игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Планируемые результаты :

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

2.Организация работы в соответствии с требованиями ФГОС  ДО.

 В соответствии с требованиями  в действующем ФГОС ДО особое внимание уделяется  развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям . Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения. [4] Приоритетом программы ДО  является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, воспитание творческой личности. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, выполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). [1] «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.» В. Л. Сухомлинский [6]. Как формируется творческая личность? Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых дошкольники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа. [3] Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. [1] Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия (ООД) художественной, творческой деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя  в совместной деятельности со взрослым.[1] В конечном итоге  работа направлена на решение одной главной проблемы - формирование творческой личности. Работой  предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием элементов городецкой росписи (приложение), направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером. Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина. Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.[5]

В соответствии с ФГОС  ДО  работа опирается на научные принципы ее построения: • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий  характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования .Отражение принципа гуманизации  в проекте означает:— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.[4]

3.Выполнение задач по работе с детьми.

Уже давно известно, что устное, музыкальное, прикладное народное творчество в народной педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия. Культуру России невозможно представить без народного искусства. Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни. В нашем детском саду на занятиях, слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценится в человеке, а что порицается, как понимается красота, о чём мечтается. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения эпитетов, синонимов, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол». «малые детушки». Слушая сказку дети получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Свои  занятия по обучению дошкольников декоративному рисованию мы делим на три этапа:- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора; - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;- творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволит  усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем,  возможна такая последовательность:  составление  узора в круге,  квадрате, прямоугольнике и треугольнике,  украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек,  и, наконец, по возможности -  украшение  объемных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой   и исторической литературы,  все, что воспринимается нами просто,  как декор, издавна наполнялся глубочайшим смыслом. Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а  их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение. В этом выражалась утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение.  Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая изначально служила атрибутом религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков. В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь;  черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой , прорастет зерно – начнется новая жизнь…Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле,  заложенном в каждом узоре поможет пробудить: - интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;- создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;- наполнить повествовательным смыслом общую композицию;- сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Хочется остановиться на некоторых  промыслах: Матрешка (приложение), Гжель, Дымково (вятская игрушка), Хохлома. Люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружающие их, украшали то резьбой, то вышивкой, то росписью. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти.  Важны занятия по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Каждому виду декоративно-прикладного искусства посвящается несколько занятий. Первое занятие отводится знакомству детей с изделием. Затем проводятся 3—4 занятия по рисованию.  На каждом занятии четко определяют задачи по композиции.  Когда дети усвоят принципы композиционного  расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами.   На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи. На занятиях по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют нам определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения.   Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью применяется фланелеграф, на котором я  располагаю готовые формы, а затем показываю тот или иной вариант композиции или же предлагаю это сделать кому-нибудь из детей.   В начале занятия целесообразно проводить упражнения продолжительностью 2—3 мин, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. При обучении дошкольников декоративному рисованию широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки».  В группе периодически следует устраивать выставки предметов народного искусства (одного или нескольких видов). К концу года может быть организована выставка детских работ. Подготовительный этап включает в себя: введение детей в игровую ситуацию, сформулирование  проблемы, определение задач.

4.Заключение:

Данная работа  является мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6, 5 лет. Рисуя,  ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная  деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. На занятиях (ООД) изо -деятельности осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс декоративного рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. В целом работа  с детьми и родителями, имеет прогрессивный характер и позволяет не только способствовать развитию творческой личности ребенка, но и дает толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем. В результате проведённой работы поставленные цели были достигнуты. А именно: - знания о народном декоративно-прикладном искусстве; - знания характерных особенностей народных промыслов; - умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы; - умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью; - умение лепить глиняную игрушку; - умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

5.Список литературы:

  1. Веракса Н.Е..Комарова Т.С.Васильева М.»От рождения до школы,М.,Мозаика-Синтез,2014г.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности  в детском саду. М., Мозаика –Синтез, 2007.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов  в дошкольном образовании., М.,Мозаика-Синтез,2012 г.
  4. Приказ Министерства Обороны и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
  5. Соломенникова О,А, «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5-7 лет), из-во «Мозаика-Синтез», Москва 2006г.
  6. В.Л.Сухомлинский «Сердце отдаю детям».

6.Приложение.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Матрёшка – Матрёна»

Программные задачи:

1. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.

2. Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.

4. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал.

Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, гуашь,   кисти №2, №4, стаканы с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, наглядные пособия.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры «Собери целое», «Лото».

Содержание занятия.

Воспитатель. Разные куклы есть на свете: и большие и маленькие - и со всеми интересно играть. А это что за куклы?

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри   пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сёстры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: «Восемь!»

                                               С. Маршак

-  Эту куклу – матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да ещё внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрёшек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном   русском   городе Сергиев Посад. Мастер сделал   её из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощёкая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки - милая деревенская Матрёна, имя очень распространённое в то время. Вот и прозвали куклу матрёшкой.

Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пёстрые сарафаны, цветные платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрёшки менялись.

Производством матрёшек сегодня занимаются и в других городах и сёлах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приёмами росписи.

Воспитатель сопровождает свой рассказ иллюстрациями и демонстрацией игрушек

У семёновских матрёшек

Разноцветные одёжки.

Поиграли, порезвились –

И одна в одну вложились.

Вот эти матрёшки из Семёнова.

А вот матрёшки из Сергиева Посада – озорные расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрёшки плавно переходит в утолщение.

Четыре Матрёны и одна Матрёнка – не выше опёнка – прибыли из села Полхов – Майдан. Эти матрёшки тоньше и выше семёновских и сергиевопосадских. Лицо обрамляют « кудри» и расписано оно только чёрной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.

Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.

- Дети, у вас на столе лежат силуэты матрёшек. Сегодня я вам предлагаю расписать их   цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.

Дети работают самостоятельно.

Воспитатель оказывает словесную помощь.

В конце занятия проводятся выставка детских рисунков и обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...