«Натюрморт с сиренью и фруктами»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

«Натюрморт с сиренью и фруктами»

Цель:

Развить творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить знания детей о натюрморте как виде изобразительной деятельности.

2. Учить видеть эстетическую красоту в натюрморте, красоту сочетания формы цвета и фактуры предметов.

3. Познакомить детей с легендой о древне - греческом художнике Апеллесе. 4. Учить строить несложную композицию при выборе натюрморта.

5. Обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.

Развивающие:

1. Развивать навыки и умения целенаправленно наблюдать натуру, красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги.

2. Последовательно строить изображение, передавая красками цвет и оттенки предмета, его форму и тень, пропорции и перспективные изменения формы, ее характерные особенности.

3.Развивать у детей познавательную деятельность на потенциальные возможности.

 4. Развивать у детей сенсорные способности.

5.Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления.

6.Развивать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.

7. Развивать обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

8. Совершенствовать навыки рисования.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

2. В беседах с детьми о произведениях живописи побуждать пользоваться эпитетами и сравнениями.

3. Вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни.

Оборудование:

·        белые или цветные листы бумаги А3;

·        краски;

·        кисти мягкие и флейцевые;

·        тычки, палитры;

·        репродукции картин П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», П.П.Кончаловского «Яблоки на столе у печки», И.Т.Хрутского «Цветы и плоды», И.Э.Грабаря «Дельфиниум»;

·        натуральные фрукты и плоды или муляжи, две простые вазы с сиренью;

·        игрушка Буратино;

·        музыкальная запись «Вальс цветов» П.И.Чайковского, А.Вивальди «Времена года», М.Балакерев «В саду», Р.Шуман «Май, милый май!».

 

Ход совместной творческой деятельности:

Воспитатель знакомит детей с легендой об Апеллесе:

Воспитатель:

«Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются склевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта не сохранилась. А рассказ о ней превратился в легенду».

Рассматривание и беседа с детьми о картинах П.П.Кончаловского, И.Т.Хрутского, И.Э.Грабаря и др., понравившихся детям.

Рассматривание характерных особенностей фруктов, овощей, цветов и других предметов, определение их цветовой гаммы.

Игра «Придумай загадку»

игры по составлению цветов и их оттенков из разноцветного прозрачного пластика, игры в магазины «Овощи – фрукты», «Цветы» и др.

К детям приходит Буратино и приносит ветки сирени, фрукты, и просит нарисовать их, чтобы он мог повесить их рисунки против картины «Камин с котелком», что висит в коморке папы Карло.

Дети рассказывают Буратино, что они видели в музее такие картины и они называются – натюрморт.

Воспитатель:

«Что такое натюрморт? В переводе с французского натюрморт – мертвая природа, художественно воспроизводящая домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, посуду, битую дичь и другие не одушевленные предметы. Натюрморт запечатлевая красочность, изящество природных форм, показываю богатство и роскошь плодов – украшает интерьер. И художники в натюрморте прославляют красоту миру мира вещей и природы, окружающих нас».

Дети (вспоминают стихи о натюрморте):

«Если видишь на картине

вазу, розу в хрустале,

или морс в большом графине,

или глиняную чашку,

или фрукты, или торт,

или все предметы сразу,

знай что это натюрморт»

(А.Кушнер).

Буратино (загадывает детям загадки):

«Синий мундир,

мягкая подкладка,

в середине косточка

и очень – очень сладко?» - (слива)

 

 «Круглая, румяная,

с дерева достану я,

на тарелку положу:

«Кушай мамочка - скажу»?» - (Яблоко)

 

«Сладким соком налитой,

в яркой шкурке золотой,

к нам он через океан

плыл из жарких дальних стран?» - (апельсин)

«Родилась она зеленой на цветущей белой кроне,

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела?» - (слива)

 

«Висит все лето среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

когда наступит осень?» -  (яблоко)

 

«Из двух половинок комок бархатистый.

Он розовый, красный и чуть золотистый.

Ты мякотью сладкой его наслаждайся,

но косточку, чур, разгрызать не пытайся?» -  (персик)

Дети (загадывают Буратино придуманные ими загадки про фрукты, овощи, предметы).

Воспитатель:

«Ребята, давайте вспомним последовательность рисования натюрморта: сначала рисуем простым карандашом вазу, оставляя место для сирени, далее размещаем фрукты, определяя их форму, размеры относительно вазы, место соединения верхнего и нижнего фонов».

Дети рисуют простыми карандашами, ведется индивидуальная помощь.

Дети начинают рисовать красками, звучит музыка. Когда краски подсохли можно дорисовать мелкие детали: пятнышко, черешок и т.д.

Воспитатель и дети, с  полным эстетическим удовлетворением от выполненной работы заканчивают рисование.

Буратино рассматривает рисунки, благодарит детей, просит разрешения сделать выставку их натюрмортов в коморке Папы Карло, а потом передумывает и говорит:

«Лучше устроить эту выставку в театре Карабаса-Барабаса.  Может он увидит такие прекрасные натюрморты и станет добрым-предобрым и не будет обижать артистов своего театра».

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие к семинару-практикуму на тему: "Традиционные и нетрадиционные формы лепки". Тема занятия: "Натюрморт (лепка овощей и фруктов)".

Материал содержит практическую часть к семинару-практикуму по традиционным формам лепки с использованием пластилина, и может быть использовано для проведения занятия по лепке в подготовительной к школ...

Материал по лепке "Натюрморт из овощей и фруктов". Подготовительная группа.

И снова наступила осень! Мы с ребятами отметили, что осень бывает очень разная, но всегда прекрасная. Осень – это золотая пора, потому что листья на деревьях становятся красно - жёлто - оранжевы...

«Натюрморт с овощами и фруктами»

КОНСПЕКТ итоговой организационной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) «Натюрморт с овощами и фруктами» по лексической теме «Овощи и фрукты» в под...

Конспект НОД по лепке "Натюрморт из овощей и фруктов" (подготовительная группа)

Цели: учить детей точно передавать пару однородных овощей или фруктов, различающихся формой, величиной и другими особенностями, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в проц...

Лепка «Натюрморт из овощей и фруктов»

Лепка "Натюрморт из овощей и фруктов".Цели: развивать композиционные умения детей - располагать вылепленные плоды на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету. Развивать умение...

Рисование Натюрморт «Ветка сирени» старшая группа

Художественно/ эстетическое развитие (рисование) натюрморт «Ветка сирени» старшая группа...