Стимулирование развития речи дошкольников в художественно-творческой деятельности
проект по рисованию на тему

Павлова Марина Сергеевна

Очень важным фактором для развития речи является то, что художественно-творческая деятельность детей сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться эта деятельность зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого и тогда творческая деятельность становится интереснее и результативнее.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад №11 комбинированного вида» Г. Гатчина

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:

Стимулирование развития речи дошкольников в художественно-творческой деятельности

Педагог Павлова Марина Сергеевна

2014 г

Стимулирование развития речи дошкольников в художественно-творческой деятельности

Раздел 1.

Анализ ситуации.

Человеческое общество немыслимо вне   общения.   Общение   выступает

необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена   совместной   деятельностью:   чтобы   жить   люди   вынуждены взаимодействовать. Общается   всегда   деятельный   человек,   деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной   компетенции   человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Раздел 2. 

Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.

По новым требованиям ФГТ на занятиях большое внимание уделяется развитию речи во всех областях образования, вот для этого мной были разработаны, переработаны занятия художественным творчеством, организован кружок «Волшебная мастерская», которые можно использовать  для развития речи. Подобранные мною игры, помогут активизировать и стимулировать развитие речи детей.Творческая деятельность находит своё отображение в каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в творческой деятельности ребенок развивается физически(подвижные речевые разминки), у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива, появляется желание общаться играя, развиваются ритм, темп, выразительность, художественные навыки, чувства….??????

 Раздел 3. Выявление проблемы.

Проблемы развития речи

Наиболее важными для детей с нарушением речи являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей,  мелкой моторики и артикуляционной моторики.

Чтобы определить содержание работы я изучила  основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: М.А. Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, которые легли в основу моего проекта, в котором развитие речи детей в художественно-творческой деятельности является приоритетным.

Известно, что между речевой функцией и творческой деятельностью человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Таким образом, метод проекта приемлем в системе руководства творческой деятельностью, так как влияет на психическое развитие ребенка и позволяет сочетать интересы всех участников проекта педагогов, родителей, детей.

Связь развития речи с художественно-творческой деятельностью

      Особенно  эффективно  использование  комплексных занятий, которые должны обеспечить развитие комплекса  речевых  умений дошкольников.

. Почти  все  дети  обладают   врожденным   языковым   чутьем, фонетическим  слухом,  легко  творят  новые  слова,   получают   несомненное удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как  и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира.  В психике   ребенка   обнаруживаются   важнейшие   характеристики   творческой личности. И все же  ставить  знак  равенства  между  творческой  активностью детей и творчеством в контексте  человеческой  культуры  ни  в  коем  случаенельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать  эти  творческие  потенции. Великое педагогическое умение и искусство  как  раз  и  заключаются  в  том, чтобы  тонко  соединить  живую  непосредственность   видения,   переживания, мышления  ребенка  с направленным  освоением  знаний,   навыков,   способов постижения  действительности.  Саморазвитие  ребенка   и   осуществление   в педагогических  действиях  определенных,  сознательно   поставленных   целей должны органически слиться.

      В языке передается не только логическое содержание, но и  эстетическое впечатление.   Слово   обладает    чувственным    тоном,    многозначностью, образностью, что речевая культура —  не

автономная область воспитательной работы , а составная часть  общей культуры  личности.  Эту  задачу  можно  решить,  используя  интегрированный подход к развитию речи в детском саду. Реализации взаимосвязи  развития  речи  и  художественного  творчества детей служит рациональная  организация  активной  деятельности  детей .  Взаимосвязанное  обучение  возбуждает  интерес  к  знанию.  Грамматические  явления,  отражая   закономерности   языка,

присутствуют  в  художественных   произведениях,   произведениях   народного творчества,  в  статьях,  что  писатель  пользуется   ими   как   средствами изобразительности.      Активность,  интерес  детей  к  развитию речи  основывается  на  постоянной практической  деятельности,  направленной  на  развитие речи.  В  первую очередь,  это  формирование  речевых  умений,  необходимых  для  жизни,  для практической деятельности.

 Среди  множества  задач   развития коммуникативных умений дошкольников  возникает  и  задача  разработки принципов  и  методов  взаимодействия  искусства  слова  и  изобразительного

искусства, и   развития    коммуникативных    и    художественно-творческих способностей детей, в наиболее полном раскрытии с  их  помощью  специфики изучаемых искусств.

Всё это формировать  высокую  языковую   культуру   и   внутренне   единое

художественно-эстетическое сознание.

Очень важным фактором для развития речи является то, что художественно-творческая деятельность детей сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться эта деятельность зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого и тогда творческая деятельность становится интереснее и результативнее. 

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией.

Проблема - низкий уровень развития речи и интереса к художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. 

Я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (ОНР). Известно, что у таких детей слабо развита мелкая моторика рук, недостаточно сформирована зрительно-моторная координация. Отсюда и низкий уровень навыков в рисовании, аппликации, конструировании. Интерес к изобразительной деятельности также снижен.

Поэтому, в своей работе используем такой приём: создание работ по ИЗО на двух и более занятиях, работа в парах. В одной работе сочетаем разные виды изобразительной деятельности (рисование+аппликация, аппликация+конструирование). Работы получаются интересные, красочные, объёмные. У детей появляется интерес к этому виду деятельности.

Раздел 4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач  достижения поставленных целей.

Цель:  Определить педагогические условия развития речи детей в процессе художественно творческой деятельности.

Предмет исследование: Педагогические условия развития речи дошкольника в процессе художественно-творческой  деятельности.

Объектом исследования: Развитие речи дошкольника.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители, учитель-логопед

Гипотеза исследования: Уровень речевого  развития детей дошкольного возраста в процессе ХТД повышается, если создаются следующие педагогические условия:

- Создание эмоционально-творческой среды в дошкольном учреждении;

- Обеспечение самостоятельности в  ХТД ребенка с учетом педагогического руководства воспитателя;

- Разработка методического алгоритма развития творческих способностей дошкольников в речевой  игре.

Задачи:

  • Стимулировать развитие речи в художественно творческой деятельности
  • уметь согласовывать движения и речь, улучшать исполнения качества творческих работ (развивать ?????по программе смотреть???
  • развивать мелкую и общую моторику, слуховое и зрительное внимание, органы дыхания, координацию,
  • коррекция и развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
  • совершенствовать терпеливость, усидчивость, трудолюбие и самостоятельность в ХТ деятельности,
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей.

  1. В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов  (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша),

 познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал.

  1. В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явления окружающей действительности и понятие того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.
  2. В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкое, тонкое, цветная, красивая, яркая, рвется, разрезается, приклеивается).

Позитивный результат: овладение дошкольниками речевыми навыками и ХТ качествами.

Негативный результат:

- Отсутствие материальной базы.

- Нежелание родителей включиться в процесс специально организованных занятий, игр, собраний, способствующих формированию творческой речевой активности дошкольника

Цель работы:

1.Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности

Практическая работа достижения поставленной цели:

1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку речевых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами творчества.

3. Провести речевую работу с детьми в художественно творческой деятельности.

4. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Раздел 5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы :

Успешность работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа  в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития речи у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: Художественно-творческой, непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (речевые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. 

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития речи каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании речевых игр в художественно-творческой деятельности.

Система работы воспитателя представлена по следующим направлениям:

  • В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности (кружковая работа «Волшебная мастерская» во второй половине дня);
  • Родительское собрание с рассказом речевых игр детьми в художественно творческой деятельности(в конце учебного года);
  • Работа с родителями- консультации и беседы.
  • Компьютерная презентация проекта для педагогического коллектива. Выступление на МЭО???????????????

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Прогнозируемый результат

Сроки выполнения

1.Мотивирующий или подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное).

Выявление уровня развития речи

Сентябрь

2.Планирующий.

Создание картотеки речевых игр и игр-драматизаций

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми

 

Сентябрь-октябрь

 3.Практический.

Проведение речевых игр в ХТ деятельности

Развитие речи и творчества.Созданы условия для развития речи дошкольного возраста в процессе ХТД

 

 

В течение года

 4.Результат проекта.

Проведение контрольного диагностического исследования

 Проведение мониторинга результатов развития речи и творческих качеств

 

 

Май

Раздел 7. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов

Общая модель выпускника дошкольного учреждения выглядит так:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • Любознательный, активный;
  • Эмоционально отзывчивый;
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Дошкольник должен уметь:??????????????? Программные требования по областям

  • стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, иметь положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
  • формировать умение общаться — откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого;
  • оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд)
  • развивать нравственно-ценный словарь (хорошо плохо, нехорошо, некрасиво, добрый  злой и др.) (Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка);
  • формировать умения в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность).

Механизм оценки результатов развития мелкой моторики руки:

  • 12-15 баллов - высокий уровень. Малыш отлично справился с заданиями данной темы, воспитатель предлагает ему более сложные задания, чтобы его развитие не стояло не месте; и т.д по теме?????????????????????????????

Тематическое планирование кружковой работы, рассчитано на 3года обучения «Волшебная мастерская»

Первый год обучения (средняя группа)

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

Нетрадиционные методы рисования

Аппликация с использованием разнообразных материалов

Конструирование и бумагопластика

Лепка с использованием разнообразных материалов и из солёного теста

Итого:

10

7

7

7

31

Второй год обучения (старшая группа)

1

2.

3.

4.

Нетрадиционные методы рисования

Аппликация с использованием разнообразных материалов

Конструирование и бумагопластика

Лепка с использованием разнообразных материалов и из солёного теста

Итого:

8

10

8

5

31

Третий год обучения (подготовительная группа)

1.

2.

3.

4.

5.

Нетрадиционные методы рисования

Аппликация с использованием разнообразных материалов

Конструирование и бумагопластика

Лепка с использованием разнообразных материалов и из солёного теста

Нетрадиционный метод графического изображения (Граттаж, Изонить)

Итого:

4

4

8

7

8

31

Наше творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....

Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности».

Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности». Педагога дошкольного образования зачастую волнует вопрос:правильно ли им выбрана форма ...

Доклад "Развитие способностей дошкольников посредством художественной творческой деятельности".

    Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями: ознакомление с окружающим предметным миром,...

Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в процессе художественно-творческой деятельности в средней группе ДОУ. Тема «Дары осени. Овощи».

Цель: расширять словарь признаков детей через художественно-творческую деятельность.Задачи: 1. Закреплять знания детей о труде людей осенью; об овощах.2. Расширять словарный запас (признаков), закрепи...