«Такая разная осень»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Закрепление знаний у детей о сезонных изменениях в природе, составление новых цветовых оттенков в теплой и холодной гамме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
takaya_raznaya_osen.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Такая разная осень»
(раздел программы: «Художественное творчество»;
интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,
«Музыка», «Художественная литература», «Здоровье»)
Программное содержание:
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени;
- развивать умение выразительно читать стихотворения, пословицы и поговорки; учить соотносить описание природы в стихах с определением времени года; упражнять в подборе синонимов и слов- определений;
- развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; учить различать изобразительные моменты «капельки дождя», «порывы ветра», «падающие листья» и средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистры); уметь соотносить по характеру инструментальное произведение с вокальной музыкой;
- закреплять навыки составления новых цветовых оттенков в тёплой и холодной гамме; рисовать листву деревьев нетрадиционным способом (комочком бумаги);
- формировать у дошкольников представления о доброте, красоте, духовных ценностях через приобщение их к базовым видам искусства: живопись, музыка, литература.
- воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с произведениями искусства.
Оборудование, наглядный материал:
- серия картинок «Три осени», дидактическая игра «Осенняя палитра»
- репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь»; краски, бумага;
- мягкая игрушка Росинка; ароматизированная свеча;
- декорации (деревья, кустарники, фонари); изображения птиц;
- музыкальный центр, аудиозапись музыкальных пьес и театральных шумов.
Ход мероприятия:
(дети входят в музыкальный зал, оформленный в виде осеннего парка)
Воспитатель:
- Ребята, есть на свете удивительная страна - страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Но дорога в эту страну полна неожиданностей и сюрпризов. Вы любите сюрпризы? Тогда я вас приглашаю сегодня в осенний парк. Пусть вашими проводниками будут внимательные глаза и чуткое сердце, а вашими советчиками - душа и разум.
(звучит музыка, на фоне которой воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- Какими удивительными словами в своём стихотворении А.С. Пушкин изобразил осень. Постарайтесь назвать эти слова, с помощью которых поэт описал красоту осенней природы.
(дети называют слова, характеризующие осень:
«багрец», «золото», «пышное увяданье», «ветра шум»,
«редкий солнца луч», «первые морозы»)
- Своё отношение к осени писатели и поэты выражают по-разному. Они очень тонко и выразительно выделяют их при помощи многообразия слов, сравнений. Ребята, давайте вспомним стихотворения об осени других авторов? Кто желает прочесть?
Дети читают стихи об осени.
- А чтобы почувствовать и услышать голоса осени, я предлагаю вам закрыть глаза.
(звучит шум ветра, звуки дождя, зажигается ароматическая свеча)
- Дети, что вы почувствовали?
(вой ветра, шум дождя, запах опавшей листвы, сырости, прохлады) Ребята, что это? Прислушайтесь?
(слышится капающий звук и голос Росинки)
Росинка: Ой, куда это я упала? (в детский сад на занятие)
Воспитатель: А ты кто?
Росинка: /голос записан на аудиокассете/
- Я - маленькая капелька воды из во - о - он той тучки. Зовут меня Росинка. Я услышала, что вы говорили об осени. А что такое осень? Какая она бывает? Почему листья желтеют и опадают, а в лесу стало так тихо?
Воспитатель:
- Оставайся, Росинка, с нами и ребята ответят на все твои вопросы. Самый первый вопрос Росинки - что такое осень? (время года)
- А какой бывает осень, нам помогут ответить вот эти иллюстрации.
- Ребята, выберете иллюстрации с изображением осени и постарайтесь определить, какая это осень.
(дети находят картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени)
- Давайте вспомним, какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)
- Встаньте справа от меня те, кто нашёл изображение ранней осени, в центре - золотой, а слева - поздней осени.
Дидактическая игра на определение признаков и примет: «Три осени»
(дети перестраиваются)
- Докажите, что здесь изображена ранняя..., золотая..., поздняя осень. (ответы детей, применение пословиц, поговорок, народных примет)
Музыкальный руководитель:
- Ребята, каждый выражает своё отношение к осени по-разному. Вы выяснили, что писатель и поэт - через слово. А хотите узнать, как композитор с помощью музыкальных звуков рассказывает об осени, о своих чувствах. Давайте присядем на парковые скамейки.
(дети садятся на стульчики, сгруппированные как скамейки)
Я предлагаю вам послушать осень в музыке.
Слушание музыки.
(звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П.И.
Чайковского в фортепианном исполнении)
- Как вы думаете, о чём рассказывает эта прекрасная музыка?
( о расставании с уходящим летом, о сожалении от увядающей природы)
- Какая музыка по характеру? (нежная, грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая)
- Давайте разберёмся, какие же музыкальные краски использовал П.И. Чайковский в этой пьесе? Нежная мелодия льётся плавно, взлетая вверх (исполняет мелодию I такта). А из верхнего регистра она переходит в более низкий, привнося в музыку нотки грусти и печали. Потом характер мелодии меняется, как будто ветерок повеял своим свежим дыханием (исполняет мелодию 5-6 тактов.) Давайте ещё раз вслушаемся в музыку «Осенней песни», теперь она прозвучит в оркестровом исполнении, а мы изобразим жестами, что происходит осенью в природе.
(«Осенняя песня» звучит в аудиозаписи в оркестровом исполнении, дети выполняют ритмопластическую миниатюру «Осень»)
Ритмопластическая миниатюра «Осень»
(муз. П.И. Чайковского, движ. И. Кириченко)
1 -2 такты - отрывистые движения ладошками
2-4 такты - плавные движения рук сверху вниз перед грудью
5-6 такты - разводят ладони рук вправо-влево
параллельно или в зеркальном отображении
7-9 такты - скрестив ладони над головой, выполняют
маховые движения кистями рук
- Грусть и печаль нам навеяла музыка Чайковского. А вот композитор Елена Александровна Никитина в песне «Золотая красавица» совсем по- другому раскрыла образ осени. Вспомните эту песню (исполняется аккомпанемент припева). Каков характер этой музыки? (радостный, забавный, весёлый)
- Давайте, ребята, исполним эту песню, передавая своим пением радостное светлое звучание. Как будто солнце выглянуло из-за осенних туч и засветило совсем не по-осеннему - тепло и ярко.
Пение «Золотая красавица»
музыка и слова Е. Никитиной
Капелька: Как здорово! Можно изобразить осень словами, стихами, а можно и музыкой, песней!
Воспитатель:
- Действительно, об осени очень красиво рассказали поэты и композиторы. А с помощью чего о ней могут рассказать художники?
(красками, цветом)
- Да, они берут мольберты, краски и идут на природу писать осень.
(дети подходят к картинам)
- Мы с вами уже рассматривали этот пейзаж. Но давайте ещё раз полюбуемся на него. Кто из вас помнит, как называется эта картина, и кто её написал.
(И. Левитан «Золотая осень)
- Какое настроение возникает у вас, глядя на этот пейзаж?
(радостное, праздничное, хорошее)
- Правильно, ведь здесь преобладают светлые тона, золотая листва берёзок освещена ярким солнечным светом, небо голубое, безоблачное.
- А какие краски использовал художник при написании картины? (жёлтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые)
- Как ещё можно назвать эти цвета. К какой цветовой палитре они относятся? (тёплые)
- А теперь посмотрим на эту картину.
(И. Левитан «Октябрь»)
Сохранилось у вас праздничное, радостное настроение, глядя на этот пейзаж? (нет)
- А какое возникло? (грустное, тоскливое, печальное)
- Вы догадались, какая это осень? (поздняя)
- Да, у каждого времени осени есть свои краски. Посмотрите, на этих карточках холодный осенний ветер сдул с некоторых листиков цвет. Давайте найдём нужный листик и вернём его на место
Дидактическая игра на составление цвета «Осенняя палитра»
- Дети, давайте и мы, как настоящие художники, нарисуем осень. Подходите к столу, я приготовила краски, альбомные листы... Ой, что же я наделала, я забыла кисточки. Что же теперь делать?
(деты предлагают различные приёмы рисования: пальчиком, комочком бумаги, ладошками)
- Молодцы, мои маленькие художники! Какие красивые осенние деревья вы изобразили. А ведь из них может получиться целый осенний парк. Давайте мы их закрепим на мольбертах!
- Ребята, вот и закончилась наша прогулка по осеннему парку, мы побывали сегодня в мире красоты. Совсем скоро он будет зимним, белоснежным. Но в нашей памяти мы сохраним сказочную красоту осенней природы, как это делали писатели и поэты, композиторы и художники. И с тобой, Росинка, мы не прощаемся, очень скоро мы пригласим тебя в гости, чтобы приоткрыть зимнюю страничку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."
Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....
Конспект интегрированного занятия по коммуникации и рисованию "Такая разная осень"
Интегрированное занятие по рисованию (отпечатком листа) и коммуникации для детей старшей группы детского сада....
Конспект занятия для первой младшей группы "Такие разные осенние листья"
конспек прогулки " Такие разные осенние листья"Цель:-показать что осень прекрасное время года,-формировать бережное отношение к деревьям,-развивать связную речь, умение говорить правильно четко, ...
Презентация к занятию «Такая разная осень»
Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе....
Физкультурное занятие для первой младшей группы, на тему: "Такая разная осень"
План-конспект НОД по физической культуре для первой младшей группы, "Осень"...
Сценарий осеннего праздника "Такая разная осень"
Сценарий праздника для подготовительной группы "Такая разная осень"...