Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Малова Инна Николаевна

 Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детского сада № 72. Причиной создания дополнительной образовательной программы послужило расширение теоретического и практического материала по программе «Детство».  Создание программы предназначено для расширения знаний детей о музеях, их обычаях, профессиях людей, для приобщения детей к сокровищам мировой и отечественной культуры, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Музеи, усадьбы, предприятия народных промыслов являются теми объектами окружающей среды, которая способствует развитию их познавательных способностей. Содержание предлагаемой  программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует  формированию  интереса детей  к художественному творчеству, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_muzey.docx74.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение города Калининграда                                       для детей дошкольного и младшего школьного возраста                                                                      начальная школа – детский сад №72

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 «Здравствуй, музей!»

(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля)

подготовительная                                                                                                                                            (группа)

2014-2015 учебный год                                                                                                                         (срок реализации)

                                                                   

г. Калининград

Пояснительная записка

       Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!»  составлена на основе авторской программа Б.А. Столярова «Здравствуй, музей!» и технология под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. «Музейная педагогика».

         Нормативно-правовой базой для составления данной программы  являются следующие документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации  от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в  соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
  3. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраст  (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008гю № 666),
  4. Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 № 2151).
  5. Основная  образовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада №72 на 2013-2016 год

        

       Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детского сада № 72. Причиной создания дополнительной образовательной программы послужило расширение теоретического и практического материала по программе «Детство».  Создание программы предназначено для расширения знаний детей о музеях, их обычаях, профессиях людей, для приобщения детей к сокровищам мировой и отечественной культуры, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Музеи, усадьбы, предприятия народных промыслов являются теми объектами окружающей среды, которая способствует развитию их познавательных способностей. Содержание предлагаемой  программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует  формированию  интереса детей  к художественному творчеству, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает художественный вкус.

Цель программы:  Сориентировать дошкольников старшей и подготовительной групп, в процессе их приобщения к отечественным мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры..

Задачи программы: 

  • развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления;
  • обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
  • развитие эмоционально – эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
  • формирование основ музейной культуры, обогащение, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
  • создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развитие эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

          В дошкольных образовательных учреждениях реализуется 1 раздел программы «Мы входим в мир прекрасного». 

          Материал раздела рассчитан на детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года:

1-й этап – формирование представлений о специфике музея, о разнообразии музейной тематики, приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея.

2-й этап – воспитание у детей эмоционального отклика, интереса к музеям, обогащение художественного восприятия ребенка, побуждение к поисково-собирательной деятельности, составлению собственных коллекций.

          Художественная галерея рассматривается как средство постижения окружающего мира через визуальный материал и адаптации ребенка к нему. Он формирует основы визуального мышления и эстетического восприятия на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов.   

          Обучение дошкольников происходит на занятиях, которые проходят в форме беседы, экскурсий в художественную галерею, художественно-продуктивной деятельности. Количество занятий:

1 занятие в месяц  Художественной галереи по 25 минут с детьми 5- 6 лет.

1  занятие в месяц  в ДОУ по 25 минут с детьми 5- 6 лет.

1 занятие в месяц  Художественной галереи по 30 минут с детьми 6-7 лет.

1 занятие в месяц в ДОУ по 30 минут с детьми 6-7 лет.

          В течение учебного года с детьми проводятся занятия с использованием мультимедийных представлений, картин, музыкального сопровождения. Обязательным элементом занятия является прорисовывание увиденного как традиционными способами рисования, так и нетрадиционными, например, рисование «по мокрому», на листах, обработанных воском и др. Рисунки могут дополняться такими материалами, как вата, крупы, бросовым материалом. В конце занятия создается целая галерея детских творческих работ.

          Помимо развития способностей к художественному рисованию, программа предусматривает возможность посещения по индивидуальному плану выставок художественной галереи, изобразительных искусств.    Каждая экскурсия обязательно дополняется мастер-классами по рисованию в разных жанрах и техниках, по технике коллаж и оригами.

Ожидаемый результат.

          Для воплощения всех намеченных планов и новых идей в жизнь  стремимся выйти на качественно новый уровень воспитательной деятельности.

При работе с детьми 5-6 лет.

Решается задача  формирования представлений о специфике восприятия различных видов искусств.

При этом:

Дети должны уметь:

  • использовать формы речевого этикета адекватно ситуации,
  • иметь наработанный исходный запас слов,
  • внимательно слушать звучащую речь, адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе,
  • внимательно слушать музыкальное произведение от начала и до конца,
  • соотносить народную музыку с явлениями жизни,
  • отличать объемные и плоские формы в природе,
  • проецировать цвет при помощи различных материалов,
  • определять цвета, объемы, материалы в окружающем мире,
  • внимательно рассматривать произведения живописи, скульптуры, архитектуры.
  • воспринимать декоративно-прикладное искусство в единстве утилитарного и эстетического начала.

При работе с детьми 6 -7 лет.

У детей формируются навыки восприятия содержания произведений различных видов искусства.

При этом:

Дети должны уметь:

  • Воспринимать явления действительности и их отражение в произведениях литературы,
  • Кратко пересказывать сюжетные произведения литературы,
  • Различает произведения живописи и скульптуры,
  • Составляет плоскостные и объемные композиции.

При знакомстве с жанровым многообразием искусства.

Дети должны уметь:

  • Последовательно выражать мысль, пересказывать устный рассказ.
  • Иметь выработанную быстроту реакции на увиденное произведение живописи и скульптуры с учетом его статичности 

При формировании навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности.

Дети должны уметь:

  • На слух различать рассказ, басню, сказку.
  • Составлять короткие рассказы, сказки.
  • Воспринимать и различать жанровые компоненты и жанры музыкальных произведений и произведений живописи.
  • Составлять жанровые композиции и аппликации.

При формировании основ восприятия настроения произведения.

Дети должны уметь:

  • Подбирать синонимы и антонимы к словам.
  • Различать теплые и холодные тона, находит их в картине.
  • Определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине.

При формировании основ восприятия темпо-ритма произведений искусства.

Дети должны уметь:

  • Четко передавать ритм при исполнении стихов.
  • Повторять заданный ритмический рисунок песен.
  • Выделять линейную, цветовую, пространственную ритмичность произведения в живописи, объемную – в скульптуре.
  • Определять движение в живописи, скульптуре и ее характер.

При формировании основ композиционного строения произведений искусства.

Дети должны уметь:

  • Определять куплетную форму стиха.
  • Составлять небольшие рассказы по заданным сюжетам.
  • Воспринимать композиционное построение на слух.
  • Определять расположение предметов на полотне картины.
  • Ориентироваться в пространстве.

          Данные критерии оцениваются по трехбалльной системе: низкий, средний и высокий уровень освоения. Все данные заносятся в бланк. Дается количественная оценка усвоения материала:

 Место (роль) программы в образовательном процессе

          "Здравствуй музей" - отдельная дополнительная образовательная программа. Содержание раздела интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация»,  «Познание», «Труд», «Социализация», «Художественная литература», «Музыка».

Учебно-тематический план.

Старшая группа

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии

Количество часов на изучение раздела, темы.

1.

Знакомство с музеями

0,5 ч

2.

Рукотворный мир

1,7 ч.(100 мин)

2.1.

Народные промыслы

0,25

2.2.

Устное народное творчество

0,25

2.3.

Одежда

0,25

2.4.

Ремесла

0,25

2,5

Русские куклы

0,25

3.

Зодчество и архитектура

0,5

4.

Книжная графика

0,5

5.

Живопись

0,5

6

Скульптура

0,5

7.

Знакомство с родным городом

0,5

8

Диагностическое занятие

0,5

Итого: всего  18 занятий

7,5 ч (450 мин)

 Подготовительная  группа

№ раздела, темы

Название раздела, темы, содержательной линии

Количество часов на изучение раздела, темы.

1.

Знакомство с музеями

5

2.

Рукотворный мир

20

2.1.

Народные промыслы

6

2.2.

Устное народное творчество

4

2.3.

Одежда

3

2.4.

Ремесла

3

2,5

Русские куклы

4

3.

Зодчество и архитектура

2

4.

Книжная графика

2

5.

Живопись

2

6

Скульптура

2

7.

Знакомство с родным городом

2

8

Диагностическое занятие

1

Итого:

36

Содержание изучаемых тем.

Старшая группа. 

№ п/п

Ме

сяц

Тема

Цели

и задачи

Форма

проведения

Дидактический материал, оборудование

Сопутствующие формы работы

1.

Сентябрь

«Здравствуй, Музей!»

Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод», «экспонат», рассказать о создании музеев. Учить классифицировать предметы по общему признаку.

Игровое упражнение «Собери коллекцию»

Иллюстрации с изображением музейных зданий, музейных коллекций, игрушки, произведения народного декоративно-прикладного творчества.

2.

«Мы экскурсоводы»

Закреплять знания детей о создании и значении музеев. Продолжать учить классифицировать предметы по общему признаку. Познакомить с правилами поведения в музее.

Беседа. Игровое упражнение «Мы на экскурсии»

Игрушки, скульптуры малых форм.

3

«Расписная красота»

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, показать разнообразие материалов для изготовления народной игрушки, учить любоваться их красотой.

Рассматривание иллюстраций,

Исследование различных материалов : ткани, солома, дерево.

Кусочки ткани, пучки соломы , деревянные брусочки, игрушки из этих материалов.

4

Развлечение «В музее детского сада».

Закреплять знания понятий, связанных с музейной деятельностью. Закрепить правила поведения в музее, речевой этикет в различных ситуациях, умение детей классифицировать предметы по общему признаку.

Игра «Мы в музее», игра «Собери коллекцию»,

Коллекции изделий народного декоративно-прикладного творчества.

5.

Октябрь

Знакомство с народной игрушкой

Формировать потребность изучать традиции и историю своего народа. Дать понятие о народной игрушке. Проследить связь художественного образа игрушки с природой, бытом, трудом народа. Развивать эмоциональное восприятие образа. Знакомить с древними традиционными материалами для игрушек – деревом и глиной, их свойствами и особенностями.

Рассматривать деревянные и глиняные народные игрушки, сравнивать дерево и глину, их свойства, вид.

Игрушки из дерева и керамики, кусочки глины, деревянные брусочки.

6.

Дымковская игрушка.

Показать своеобразие дымковской игрушки. Развивать эмоциональное восприятие образа, показать характерные элементы росписи. Обратить внимание на цвет красок.

Игровая ситуация «К нам гости пришли»

Дымковская игрушка, иллюстрации с ее изображением, элементы орнамента

7.

В гостях у деда Филимона

Освоить простейшие элементы филимоновской росписи. Дать детям поиграть , посвистеть в филимоновскую свистульку.

Игровая ситуация , беседа, тактильное обследование игрушки.

Филимоно-вская игрушка, иллюстрации с изображением элементов росписи.

8.

«Наш музей»

Продолжать знакомить с представлениями о музее. Ввести понятие «подлинник» на примере прялки, рассмотреть ее, рассказать о ее истории.

Рассматривание иллюстраций музейных коллекций, беседа.

Иллюстрации с изображениеммузейных коллекций, наборы открыток по разным музеям.

9.

Ноябрь

«                 «Добрый сказочник»

Знакомство с книжной графикой. Знакомить детей с искусством Ю.А. Васнецова, рассказать о том, что (русский фольклор, стихи, потешки, прибаутки) и как (нарядность, сказочность декоративность) иллюстрировал. Научить изображать предмет округлой формы, передавать строение его основных частей и деталей.

Беседа, рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова, рисование.

Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки»

Рисунки Ю.А. Васнецова.

Тонированная бумага, гуашь, кисти.

10.

Знакомство с графикой.

Знакомить детей с творчеством В.Г.Сутеева, Е.И. Чарушина. Учить видеть в изображении образ и характер. Обратить внимание детей на то, что действие в картинке рождается на наших глазах. Уточнить, что герои рисунков, животные обладают характером и динамичны.

Беседа, рассматривание иллюстраций к детским книгам, составление рассказа по серии картинок.

Книги с иллюстрациями В.Г. Сетеева, Е.И. Чарушина.

11.

Натюрморт

Вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на указанные в изображении знакомые предметы.

Рассматривание натюрмортов, беседа

Иллюстрации П. Кончаловского «Сирень в корзине», К.С. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне».

12.

Знакомство с пейзажем.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства. Побуждать замечать яркость цветных образов.При изображении поздней осени учить понимать, почему ее называют грустной, передавать это в рисунке, используя неяркие краски.

Игровая ситуация «Прогулка», рисование

Иллюстрация И.И. Левитана «Золотая осень», гуашь, кисти, бумага.

13.

Декабрь

Искусство объема. Скульптура

Дать общее представление о скульптуре как виде искусства, скульптурных материалах и их свойствах. Подводить детей к пониманию, что скульптура – искусство объема и ее можно рассматривать со всех сторон.

Беседа, тактильное исследование, рассматривание иллюстраций.

Иллюстрации с изображением скульптурных форм, статуэтки из керамики и дерева.

14.

Скульптура малых форм. Лепка «Забавные зверята»

Продолжать знакомить с понятием «скульптура», учить узнавать и называть ее. Упражнять в самостоятельном изготовлении скульптур.

Беседа, игровая ситуация, лепка.

Статуэтки, глина, клеенки, стеки.

15.

Русский женский костюм

Формировать любовь к духовной и материальной культуре. Знакомить детей с традиционным женским костюмом – сарафаном.

Посещение музея детского сада.

Несколько сарафанов, варианты ручной вышивки. Ленты.

16.

Мужской русский костюм.

Продолжать знакомить детей с историей русского костюма, знакомить с мужским традиционным костюмом – рубахой.

Посещение музея детским садом.

Рубахи, пояса, иллюстрации с изображением сезонных вариантов мужской одежды.

Просмотр мультфильмов по мотивам русских сказок.

17.

Январь

«Ткет ткач ткани на платье Тани».

Познакомить детей с тканями . Продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании.

Экспериментирование, ручной труд.

Куски ткани различной фактуры и расцветки, цветная бумага для плетения.

18.

По Сеньке и шапка.

Вызывать интерес к истории, выделять существенные признаки предметов. Познакомить с головными уборами на Руси.

Игровая ситуация, беседа.

Иллюстрации с изображением головных уборов.

19.

 

Без единого гвоздя.

«Что нам стоит дом построить»

Знакомить детей с русской избой. Рассказ о традициях строительства деревянного дома на Руси.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам. Формировать представления о плоскости, пространстве. Учить воспринимать архитектуру на уровне узнавания.

Беседа, рассказ воспитателя.

конструирование

Иллюстрации с изображением русских изб, макет «Русская изба»

Деревянный конструктор, схемы построек.

20.

«Красна изба …»

Дать детям знания о жизни и быте русских людей, их доброте, отзывчивости. Вызывать интерес, эмоциональный отклик , чувство гордости  и уважения к нашим предкам.

Посещение музея детского сада, чтение русских сказок.

Русские народные сказки на бытовую тему.

Февраль

21.

«Работай смелее – будешь веселее».

Познакомить с некоторыми предметами, изобретенными человеком для облегчения домашнего труда. Дать представление о домашнем труде.

Посещение музея. Экскурсия , ознакомление с экспонатами русского быта.

Предметы русского быта(корыто, печь, ухват, люлька, крынки и т.д.)

22.

Плотницкая артель

Знакомить детей с ремеслами древней Руси. Демонстрация игрушек богородских мастеров, шкатулок, веретен, прялок.

Беседа,

23.

Кузнец – всем ремеслам отец.

Знакомить детей с ремеслом кузнеца. Дать понятия о профессии, о предметах, которые изготовляли кузнецы.

Беседа, рассказ воспитателя.

24.

Беседа о Пушкино.

Рассказать детям о родном городе, почему он так называется. Воспитывать любовь к родному городу.

Беседа, рассказ воспитателя.

25.

март

«Что в городе моем»

Познакомить детей с достопримечательностями родного города, продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Беседа, рассказ воспитателя.

26.

             «Герои былин»

«Три богатыря».

Воспитывать добрые чувства к защитникам Отечества. Дать детям понятие о былинах как героических историях о защитниках Отечества. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам народной культуры. Знакомить детей с устным народным творчеством – былинами.

Рассказ о богатырях, беседа.

Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

27.

«В гостях у сказки».

«Что за чудо эти сказки…»

Продолжать знакомить с русским былинным эпосом. Знакомить детей с устным народным творчеством, испытывать гордость за свой народ

Беседа, рассказ воспитателя.

28.

Писатели – сказочники. Сказки Пушкина.

Знакомить детей с современными писателями – сказочниками. Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, знать название некоторых произведений, уметь их пересказать.

Беседа, рассказ воспитателя.

29.

Апрель

Иллюстрация к книжке

Продолжать учить детей передавать свои впечатления от прочитанного на бумаге.

Рисование

Гуашь, кисти, бумага

30.

«Я послал тебе бересту»

Знакомство с историей создания писчих материалов.

Знакомить детей с историей письменности на Руси.

Беседа «История письменности»

Беседа, рассказ воспитателя.

Репродукция картины «Нестор – летописец» И.С. Имакевича, изображение памятников И.Федорову и Кириллу и Мефодию.

31.

Ознакомление с жизнью и творчествомсоздателейславянской письменности Кириллом и Мефодием.

Знакомить детей с историей письменности на Руси.

Беседа, рассказ воспитателя.

32.

Первая книга для детей. О создании «Азбуки» И.Федорова и о книгопечатании.

Знакомить детей с историей письменности на Руси.

Беседа, рассказ воспитателя.

33.

Май

Писатели для детей.

Знакомить детей с историей письменности на Руси, знакомить с современными писателями.

Беседа, рассказ воспитателя.

34.

«На героя и слава бежит»

Воспитывать любовь к своей земле, уважение к ее героям. Знакомить детей с героями Руси, их подвигами.

Беседа, рассказ воспитателя.

Былины об А.Невском, Д.Донском, иллюстрации с их подвигами.

35.

«До свидания, музей!»

Формировать образ музея как собрания предметов красоты культурно-исторического значения.

Досуг

36.

«Ах, музей!»

Диагностическое занятие

 

Подготовительная к школе группа

№ п/п

Месяц

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Дидактический материал, оборудование

Сопутствующие формы работы

1.

Сентябрь

«Здравствуй, Музей!»

Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод», «экспонат», рассказать о создании музеев, обоих значении. Учить классифицировать предметы по общему признаку.

Игровое упражнение «Собери коллекцию»

Иллюстрации с изображением музейных зданий, музейных коллекций, игрушки, произведения народного декоративно-прикладного творчества.

2.

«Наш музей!»

Закреплять знание термина«музей», понятий, связанных с музейной деятельностью. Закреплять знания детей о создании музеев и их значении в жизни людей. Продолжать учить детей классифицировать предметы по общему признаку.

Игровое упражнение «Собери музей»

Игрушки, скульптуры малых форм.

3.

«Посещение музея»

Закреплять знания о музее. Закреплять правила поведения в музее. Знакомить детей с речевым этикетом в определенных бытовых ситуациях. Развивать фантазию, творческие способности детей.

Игровая ситуация «Посещение музея»

Игрушки, скульптуры малых форм.

4.

«Мы коллекционеры»

Продолжать знакомить детей с правилами речевого этикетов определенных бытовых ситуациях, беседах. Познакомить с формами и правилами беседы. Учить находить пособия и соединять их.

Игровая ситуация «Посещение музея», игра «Собери коллекцию»

Игрушки, скульптуры малых форм.

5.

Октябрь

«Наши игрушки»

Познакомить детей с понятием «игрушка». Обратить внимание на их разнообразие. Дать знания о том, что игрушки бывают для игр и для украшений помещения (декоративные). Учить выделять характерные признаки этих игрушек.

Беседа «Какие бывают игрушки», игра «Играем – не играем»

Игрушки декоративные и игровые, иллюстрации с изображение м декоративных игрушек.

6.

«Народная игрушка»

Познакомить детей с народным декоративно-прикладными искусством, показать разнообразие материалов для изготовления народной игрушки, учить любоваться их красотой.

Рассматривание иллюстраций,

Исследование различных материалов : ткани, солома, дерево.

Кусочки ткани, пучки соломы , деревянные брусочки, игрушки из этих материалов.

7

Досуг «В музее детского сада».

Закреплять знания понятий , связанных с музейной деятельностью. Закрепить правила поведения в музее, речевой этикет в различных ситуациях, умение детей классифицировать предметы по общему признаку.

Игра «Мы в музее», игра «Собери коллекцию»,

Коллекции изделий народного декоративно-прикладного творчества.

8.

Знакомство с народной игрушкой

Формировать потребность изучать традиции и историю   своего народа. Дать понятие    о народной игрушке. Проследить связь художественного образа игрушки с природой, бытом,     трудом народа. Развивать эмоциональное восприятие образа. Знакомить         с древними традиционными материалами для игрушек     – деревом и глиной,           их свойствами   и особенностями.

Рассматривать деревянные и глиняные народные игрушки, сравнивать дерево и глину, их свойства, вид.

Игрушки из дерева и керамики, кусочки глины, деревянные брусочки.

9.

Ноябрь

 

 

Дымковская игрушка.

Показать своеобразие дымковской игрушки. Развивать эмоциональное восприятие образа, показать характерные элементы росписи. Обратить внимание на цвет красок.

Игровая ситуация «К нам гости пришли»

Дымковская игрушка, иллюстрации с ее изображением, элементы орнамента

10.

Филимоновская  игрушка.

Закреплять знания детей о филимоновской игрушке. Осваивать традиционные филимоновские орнаменты. Познакомить с понятием симметрия.

Беседа, рисование

Филимоновская игрушка, бумага, гуашь, кисти.

11.

Веселая ярмарка

Показать неповторимость каждого промысла. Обратить внимание детей на общность материала при различии стиля. Закреплять понятие«народная игрушка». Развивать эмоциональное восприятие образа.

Игровая ситуация

Дымковская и Филимоновская игрушка.

12.

Знакомство с книжной графикой.

Знакомить детей с искусством Ю.А. Васнецова, рассказать о том, что (русский фольклор, стихи, потешки, прибаутки)       и как (нарядность, сказочность декоративность) он иллюстрировал. Научить изображать предмет округлой формы, передавать строение его основных частей и деталей.

Беседа, рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова, рисование.

Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки»

Рисунки Ю.А. Васнецова.

Тонированная бумага, гуашь, кисти.

13.

Декабрь

«Сказочные избушки»

Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю.А. Васнецова, к особенностям его манеры изображения домов, сказочности, декоративности, необычности. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании домиков, избушек.

Беседа, рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова, рисование.

Иллюстрации Ю.А.Васнецова к детским книгам, гуашь, бумага, кисти.

14.

Знакомство с графикой.

Знакомить детей с творчеством В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина. Учить видеть в изображении образ и характер. Обратить внимание детей на то, что действие в картинке рождается на наших глазах. Уточнить, что герои рисунков , животные обладают характером и динамичны.

Беседа, рассматривание иллюстраций к детским книгам, составление рассказа по серии картинок.

Книги с иллюстрациями В.Г. Сетеева, Е.И. Чарушина.

15.

Натюрморт

Вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на указанные в изображении знакомые предметы.

Рассматривание натюрмортов, беседа

Иллюстрации П. Кончаловского «Сирень в корзине», К.С. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне».

16.

 

Пейзаж

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства. Побуждать замечать яркость цветных образов. При изображении поздней осени учить понимать, почему ее называют грустной, передавать это в рисунке, используя неяркие краски.

Продолжать знакомить детей с творчеством И.И. Левитана. Вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Игровая ситуация «Прогулка»,

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование

Иллюстрация И.И. Левитана «Золотая осень», «Цветущие яблони»,гуашь, кисти, бумага.

17.

Скульптура малых форм

Познакомить с фигурками для украшения помещения маленьких размеров из глины, керамики, фарфора, дерева и других материалов.

Продолжать знакомить с понятием «скульптура» , учить узнавать и называть ее. Упражнять в самостоятельном изготовлении скульптур.

Беседа, тактильное исследование, рассматривание иллюстраций.

Игровая ситуация, лепка.

Иллюстрации с изображением скульптурных форм, статуэтки из керамики , фарфора, дерева, папье-маше

Статуэтки , глина, клеенки, стеки.

Январь

18.

Русский костюм

Знакомить детей с историей одежды, дать понятие о том, как одевались люди в прошлые времена.

Посещение музея детского сада, ряженье.

Рубаха, сарафан, лапти.

Просмотр мультфильмов по мотивам русских сказок.

19.

Сарафан с узором.

Продолжать воспитывать интерес к народному костюму. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма.

Беседа на закрепление темы, рисование.

Иллюстрации с изображением русского костюма, бумага, гуашь, кисти.

20.

«Листом красиво дерево, а одеждою тело».

Узнавать и называть предметы одежды. Сравнивать предметы по функциональному назначению, форме, цвету.

Игра «Одень куклу», игра «Разложи одежду»

Карточки с изображением различных предметов одежды, кукла, набор одежды к ней.

21.

 

Февраль

 

Знакомство с русской избой.

Рассказ о традициях строительства деревянного дома на Руси.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам. Формировать представления о плоскости, пространстве. Учить воспринимать архитектуру на уровне узнавания.

Беседа, рассказ воспитателя, конструирование

Иллюстрации с изображением русских изб, макет «Русская изба».

Деревянный конструктор, схемы построек.

22.

«Дом, дом, открой свою тайну».

Формировать понятие – дом. Познакомить с различными видами жилищ. Обратить внимание на то, что дома бывают разные.

Рассматривание иллюстраций, рисование

Иллюстрации с изображении домов от древности до наших дней, бумага, гуашь, кисти.

23.

«Дело мастера боится».

Познакомить с некоторыми предметами, изобретеннымичеловеком для облегчения домашнего труда. Дать представление о домашнем труде.

Знакомить детей с плотницким ремеслом.

Знакомить детей с ремеслом кузнеца. Дать понятия о профессии, о предметах, которые изготовляли кузнецы.

Посещение музея. Экскурсия , ознакомление с экспонатами русского быта.

Беседа, рассказ воспитателя.

Предметы русского быта (корыто, печь, ухват, люлька, крынки и т.д.)

Демонстрация игрушек богородских мастеров, шкатулок, веретен, прялок.

24.

Путешествие по Пушкино.

По улицам города.

Продолжать воспитывать чувство любви и гордости за родной край. Знакомить с достопримечательностями города и района.

Продолжать поддерживать интерес к истории родного города. Знать название улиц , на которых живут.

Беседа, рассказ воспитателя.

25.

Март

 

«Моя кукла»

Знакомить детей с историей создания кукол. Дать представление о разнообразии кукол.

Беседа, рассказ воспитателя.

26.

«Мастерская кукол».

Рассмотреть кукол, сделанных из разнообразного материала. Познакомить с традиционной русской куклой из соломы.

Беседа, рассказ воспитателя.

27.

«Куклы в России»

Продолжать знакомить детей с историей кукол.

Беседа, рассказ воспитателя.

28.

«Портрет моей куклы».

Учить эмоционально реагировать на игрушку.

Рисование

Гуашь, кисти, бумага

29.

Апрель

«В гостях у сказки».

Продолжать знакомить с русским былинным эпосом.

Беседа, рассказ воспитателя.

30.

«Солнце русской поэзии»

Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Чтение сказок Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к знаменитым соотечественникам.

Беседа, рассказ воспитателя.

31.

«Сказка на бумаге»

Учить передавать впечатления от прочитанного на бумаге, подбирать цвета, соответственно настроению произведения.

Рисование

Гуашь, кисти, бумага

32.

Знакомство с историей создания писчих материалов.

Знакомство с книгой. Кто и как их создает.

Знакомить детей с историей письменности на Руси.

Беседа, рассказ воспитателя.

33.

Май

Первая книга для детей. О создании «Азбуки» И.Федорова и о книгопечатании.

Знакомить детей с историей письменности на Руси.

Беседа, рассказ воспитателя.

34.

Праздник, посвященный дню славянской письменности

Закреплять знания детей об истории и письменности на Руси.

Беседа, рассказ воспитателя.

35.

«Имя твое неизвестно…»

Воспитывать в детях уважение к героям Родины, гордость за них.

Беседа, рассказ воспитателя.

36.

«Ах, музей!»

Диагностическое занятие

  

Перечень используемой литературы.

Методические пособия:

1.  «Мы входим в мир прекрасного»: метод. Рекомендации/ Авт.кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. – СПб., 2008.

2.    «Здравствуй, музей!» Б.А. Столярова

3.      «Музейная педагогика: Из опыта методической работы./ Под ред. А.Н. Морозовой, О.В.

Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.       КарачунскаяТ.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет».- М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.       Жариков А.Д. «Растите детей патриотами».- М.: Просвещение, 1980.

6.       Агапова И.А., Давыдова М.А. «Патриотическое воспитание в школе».- М.: Айрис- пресс, 2002.

7.       Писарева А.Е., Уткина В.В. «Живем в «Ладу».- М.: ТЦ Сфера, 2007.

8.       Комратова Н.Г. , Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2007.

9.       Чумалова Т. «Основные принципы музейной ' педагогики»./ «Дошкольное воспитании». № 3, 2008.

10.       Пастухова И. «Домашний музей» »./ «Дошкольное воспитании». № 4, 2008.

11. «Историческое познание и музей» »./ «Дошкольное воспитании». № 5, 2008.

12. «В изразцах на печке в ряд птицы райские сидят» »./ «Дошкольное воспитании». № 5,2008.

Средства обеспечения для освоения программы

 Аудио- и видео- пособия

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

видеофильм

кинофильм

слайды

аудио-

пособие

      +

Аудиозаписи:

«Шум  моря»,

«Колыбельные»

«Шум  леса»,

«Музыка  ветра»

«Голоса  птиц»,

 «Русские  народные  песни»,  

«Подборка  музыкальных  

произведений  

различных  авторов»

      +

Фильм:

«В  подводном  царстве»,

«Королевский  замок»

«Тропинки  сказок»

+

Презентации:

«Народная  игрушка»,

 «Городецкая  роспись»,

 «Вологодские  кружева»,

 «Золотая  хохлома»,

 «Жостово»,

«Каргопольская

 игрушка», «Гжель».

Наглядный материал

Картины, предметные

картинки,  

                

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

Предметы  народных

 промыслов:  игрушки  из

  глины (  дымковская,  каргопольская,

 Филимоновская  и  т.д.);  

игрушки  из  разных  видов  материалов-щепы,  соломы

  и  т.д.; предметы  быта

 из  бересты;  керамическая  посуда;  вышивки;  плетения;  оригами.

Алгоритмы  рисования :

животных,  птиц,  насекомых,  различных  домов,  деревьев, различных  видов транспорта -  водного,  воздушного, наземного; цветов,  людей.

Алгоритм  рисования – правила.  

Алгоритм  аппликации - правила

Иллюстрации художников-      сказочников (Е. Рачев,   Н. Кочергин,     Т. Юфа, Г. Павлишин,                  А. Каневский,  В. Голдяев,                            Л. Владимирский) Художников         «веселой книги»           (К. Ротов, Н. Радлов,      В. Конашевич     и другие);         Художников,         иллюстрирующих         стихи и рассказы               о детях (А. Пахомов,     Ю. Жуков),          рассказы о          животных (Е. и Н. Чарушины,                     М. Митурич, Я. Манухина,  С. Куприянов, В. Горяева    и другие); Рассказы      нравственной      тематики (А. Слепков,   В. Юдин, М.  Афанасьева и другие);        фольклор        (В. Чижов, Л.     Токмаков, Ю. Васнецов, В.Конашевич).

Живопись

Натюрморт.Ю. Васнецов «Цветущий луг»; В. Ван Тог «Натюрморт с розами и подсолнухами», «Ирисы», «Натюрморт с корзиной яблок»; А. Головин «Цветы и фарфор»; И.Грабарь «Красные яблоки на синей скатерти», «Груши на зеленой драпировке»,; В. Конашевич «Бананы», «Цикламен»; М. Кончаловский «Поднос и овощи», «Хлебы»; П. Кончаловский «Сирень у окна»; К. Коровин «Цветы и фрукты»;И.Крамской «Букет цветов», И.Машков «Натюрморт с фруктами, «Айва и персики».И. Михайлов «Овощи»; К. Моне «Персики в стеклянной банке»; К. Петров-Водкин «Яблоки-и лимон»,; М. Сарьян «Цветы и фрукты», «Пионы»; П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой», «Натюрморт с луковицами»; Ф. Снайдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти»; В. Стожаров  «Красная и черная рябина»; Ф. Толстой «Цветок, бабочка и муха»; Я. Фейт «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем»; И. Хруцкий «Цветы и фрукты».

Пейзаж.И. Айвазовский «Море», «Черное море»; В. Бакшеев «Голубая весна»; Л. Бродская «Опавшие листья», «Апрель»; В. Бялыницкий-Бируля«Осенний вечер», «Весенний день»; Ф И.Грабарь«Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»; А. Иванов «Вода и камни» (этюд); А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Днепр утром», «После грозы»; И. Левитан «Вечерний звон», «Осень»,; Г. Нисский «Радуга», «Подмосковье. Февраль»; И. Остроухое «Золотая осень».

        Скульптура

Скульптура малых форм

И. Ефимов «Лань с детенышем», «Дельфин», «Зебра», «Олененок», «Рыба» и другие произведения; Е. Гуревич «Щенок»;С.Коненков «Старичек-лесовичек», «Бабушка»; А. Бредис «Дождичек», «Птичница», «Юный скульптор», «Одуванчик», «Моя манна» и другие произведения; работы Е. Чарушина.

Портрет.А.Архипов  «Крестьянка»; А.Бубнов «Васька»; Н.Ге «Портрет Л.Н.Толстого»; А. Венецианов «Старая няня в шлычке»; И. Глазунов «Верочка со свечой»; Н. Жуков «Андрюша»;; П. Крамской «Девочка за столом», «Портрет писателя Л. Н. Толстого»; А. Лашин «Спящий мальчик-пастушок»; Э. Мурильо «Мальчик с собакой»;  М. Нестеров «Автопортрет», «Портрет Л. Н. Толстого».

Жанровая живопись.М.Авилов «Поединок на Куликовом поле»; А.Бубнов «Утро на Куликовом поле»;К.Васильев «Русалка», «Гуси-лебеди»; В. Васнецов «Сказка о спящей красавице», «Несмеяна Царевна», «Кощей Бессмертный».  

Основное учебное оборудование

        

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Уголок  изобразительной  деятельности.

Мольберт,  кисти  разного  размера,  гуашь,  акварель, масляная пастель,  цветные  мелки,  цветная  бумага  и  картон, восковые  мелки, альбомы,  цветные  карандаши,  маркеры,  природный  материал,  клей,  клеенки,  салфетки,  пластилин,  стеки,  ножницы.  

Дидактические  игры:

«Собери  узор», «Народные  промыслы»,  «Хоровод»,  «Маленький  помощник»,  «Цветное  путешествие»,  «Радужный  хоровод»,  «Цвета  и  краски»,  «Учись  строить».

Дидактические  упражнения  на  развитие  творческого  воображения.

Изделия  русского  народного  творчества,  расписные  доски,  дымковские  и  филимоновские  игрушки,  картины  с  янтарем,  деревянная  посуда,  ложки,  изделия  из  соломы  и т.д.

2.

Стенд  для  родителей  «Наше  творчество»

Магнитная  доска,  магниты.

3.

Доска  творчества

Оформленный  уголок  для  детских  работ  в  группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи Москвы. Палеонтологический музей.

Совместная работа детей и родителей....

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детског...

Дополнительная общеразвивающая программа "Здравствуй, музей!"

Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность и разработана в соответствии с авторской экспериментальной музейно-педагогической программой «Здравствуй, музей!» под редакцией В.В.Ви...

Программа дополнительного образования "Интерактивный проект "Русская изба", работа в мини-музее МБДОУ "Детский сад "Снежинка"

Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства.    Задачи:1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).2. Позна...