Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная радуга"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме
Программа кружка «Радуга» разработана на основе учебного пособия. Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №76»ЛЕНИНСКГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1
КРУЖОК «РАДУГА»
ВОСПИТАТЕЛИ: САТАНИНА Н.В
ГАЙНЕТДИНОВА А.Т.
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Программа кружка «Радуга» разработана на основе учебного пособия. Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.
Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.
Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след…, а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса?
Основная цель обучения изобразительной деятельности направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности удовлетворения потребности детей в самовыражении и развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1. Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
2. Развивать умения изображать нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
3. Развивать способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).
4. Овладевать техническими приемами работы с различными материалами.
5. Привитие уважения к труду и аккуратности в работе.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер , так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Ожидаемый результат
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.
У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Данная программа предназначена для обучения детей 5-6 лет основам эстетической и художественной культуры.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, коллективные работы.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
Тематический план на 2013 -2014 учебный год
Месяц | Тема | Техника | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь 1 | Астры в вазе | Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг. | Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр. |
2 | Гриб – боровик. | Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах. | Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов. |
3 | «Красивые цветы» | Рисование по представлению | Развивать умение рисования контура фигур и последующего заполнения его цветом | Цветные карандаши, краски,альбомные листы. |
4 | Яблоня в моем саду | Традиционное рисование | Закрепление умения рисовать деревья, развитие творческого мышления | Краски, альбомные листы |
Октябрь 1 | Осеннее дерево. | Рисование пальчиками, ладошкой. | Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы. |
2 | Яблочко наливное | Рисование методом тычка. | Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами. | Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец. |
3 | Гроздь винограда | Пальчиковое рисование | Учить рисованию с натуры, развивать пространственное мышление | Гуашь. Альбомные листы. Гроздь винограда |
4 | Овощи и фрукты | Рисование с натуры | Учить рисованию с натуры, развивать пространственное мышление | Гуашь, простой карандаш, альбомные листы, макеты овощей и фруктов |
Ноябрь 1 | Нарисуй шарфик. | Печать по трафарету, рисование пальчиками. | Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество. | Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки. |
2 | Гусь | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах. | Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец |
3 | Знакомство с хохломской росписью | Беседа | Закрепление знаний о хохломской росписи | Альбомы для рассматривания, наглядный материал |
4 | Волшебные ягоды | Декоративное рисование | Закреплять умение рисовать по образцу, развивать восприятие размера | Краски, простой карандаш |
Декабрь 1 | Зимний лес. | Печать по трафарету, рисование пальцами. | Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество. | Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны. |
2 | Укрась елочку бусами. | Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма. | Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы. |
3 | Усатый полосатый | Рисование по представлению | Учить схематически рисовать животных, воспитывать любовь к ним | Карандаши |
4 | Лес точно терем расписной | Рисование по мокрой бумаге | Знакомство с новой техникой, учить аккуратности | Краски, листы мокрой бумаги |
Январь 1 | Снеговик | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение. | Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик. |
2 | Добрый доктор Айболит | Восковые мелки + акварель + маркеры. | Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования. |
3 | Новогодняя открытка | Рисование по замыслу | С помощью рисунка создавать новогоднее настроение | Краски. карандаши |
Февраль 1 | Портрет зимы | Восковые мелки + акварель + маркеры. | Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество. | Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования. |
2 | Нарисуй и укрась вазу для цветов. | Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками). | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма. | Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые) |
3 | Идет дождь | Рисование ватными палочками | Развивать зрительную память, знакомство с новой техникой | Акварель. Альбомные листы, ватные палочки. фломастеры |
4 | Дом, в котором я живу | Рисование по представлению | Развивать воображение, фантазию | Карандаши |
Март 1 | Ветка мимозы. | Рисование пальчиками | Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | Светло – зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования. |
2 | Кто живет в стеклян-ном доме. | Восковые мелки + акварель. | Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы. |
3 | Зимний лес | Рисование манной крупой | Знакомство с новой техникой | Бумага, карандаши. Краски. Клей, манная крупа |
4 | Букет для мамы | Традиционная техника | Воспитывать желание сделать подарок своими руками, выражать свои эмоции с помощью рисунка | Принадлежности для рисования |
Апрель 1 | Грачи приле-тели | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах. | Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация. |
2 | Два петушка ссорятся. | Рисование ладошками. | Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. | Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования. |
3 | Гжель | Беседа | Закреплять знания об этой росписи | Наглядные образцы, альбомы для пассматривания |
4 | Пир на весь мир | Роспись | Закреплять знания об этой росписи | Наглядные образцы, альбомы для пассматривания, принадлежности для рисования |
Май 1 | Рисование на свободную тему | Использование разных техник | Закрепление различных традиционных и нетрадиционных навыков в рисовании | Различные принадлежности для рисования. |
2 | Выставка рисунков | Умение оценивать свою работу и работы других |
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса.
2. Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996.
3. Т.А.Николаева «Изобразительная деятельность». Конспекты занятий.
4. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Интеграция с другими образовательными областями
4. Ожидаемый результат
5. Форма работы
6. Тематический план на 2013 -2014 учебный год
7. Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования «Радуга эмоций»
В последнее время наблюдаются сложности в общении между детьми дошкольного возраста. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых людей, а также испытываю...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа дополнительного образования "Радуга"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеСтарокарачинская средняя школаструктурное подразделение детский садЧановского района Новосибирской области...

Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"
Рабочая программа дополнительного образования. Театральный кружок "ВЕСЕЛАЯ РАДУГА"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (РАДУГА КРАСОК) 4-5 лет
Аннотация к программе дополнительного образования Полное наименование программы с указанием возраста (классов)Дополнительная общеобразовательная программаобъединения «Радуга»(Радуга к...