Швецова Е.С. - Занятие по декоративно - прикладному искусству "Карельская вышивка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Сохраняя традиции родного края - Карелия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shvetsova-karelskaya_vyshivka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по рисованию в старшей группе.

Декоративно-прикладное искусство

Карельская вышивка.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей рассматривать изделия карельского быта; элементы орнамента на карельских костюмах.
  2. Учить рисовать элементы: крестики, топорики, волнистые линии (волна) – кончиком кисти, точки – тычком с помощью ватной палочки.
  3. Учить рисовать узор в определенной последовательности (топорик, точка…).
  4. Учить выбирать цвет, характерный для карельского орнамента (красный).

Материалы для занятия:

  1. Предметы карельского быта (полотенца, рушник, фартук, прихватки), фото с изображением национального костюма.
  2. Краски, гуашь.
  3. Кисточки, тычки (ватные палочки).
  4. Салфеточки (ткань) для рисования разной формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
  5. Мультимедиа-проектор, экран.
  6. Музыкальный центр.
  7. Ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живём?

Дети: Мы живем в Республике Карелия.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем с вами в республике Карелия. Сегодня мы с вами познакомимся и посмотрим предметы быта, которые использовались в карельских избах.

Обращаю внимание детей на выставку, где представлены предметы карельского быта (полотенце, фартук, прихватки, рушник…).

Воспитатель: Ребята, назовите те предметы, которые вы узнали и для чего они нужны, как их используют в быту.

Дети: Перечисляют знакомые предметы и как их используют в быту.

Воспитатель: Что это за предмет (обращаю внимание на рушник.). Это рушник – он похож на длинное полотенце, которое используют по праздникам, когда встречают дорогих гостей с хлебом и солью, да на свадьбах.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на вышивку, которой украшены все предметы.

Вместе с детьми рассматриваем вышивку и орнамент.

Воспитатель: Ребята, что напоминают вам элементы вышивки?

Дети: Они напоминают цветы, деревья, олень, человек, животные.

Воспитатель: Правильно, дети, карельские рукодельницы любили использовать растительный орнамент, геометрический, так же любили вышивать людей и животных. Так же обращаю внимание детей, что узор расположен внизу изделия или по кайме, и почти всегда красными нитками.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему рукодельницы выбирают для работы нитки красного цвета?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Раньше считалось, что красный цвет защищает от сглаза и порчи. Вот и хотели хозяюшки защитить свой дом и своих близких от беды. Любили они свой дом.

Вспомнить пословицы:

- Дома и стены помогают.

- Глаза боятся, а руки делают.

- Не красна изба углами, а красна пирогами. 

- Не игла шьет, а руки.

- Всякое дело мастера красит.

Воспитатель: Ну, а теперь делу время – а потехе час. Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «В лесу».

Дети встают в круг, выбирают по считалке ведущего. Ведущий встает в центр круга, дети говорят такие слова: «Имя ведущего Ваня ты сейчас в лесу, мы зовем тебя ау, ну-ка глазки закрывай побыстрей, кто позвал тебя узнай поскорей». Один из детей называет имя ведущего, если он угадывает, то меняются местами.

После игры предлагаю детям пройти на стульчики и показываю презентацию изделий с карельской вышивкой (национальные костюмы), элементы карельской вышивки. Снова обращаю внимание на орнамент, цвет и расположение узора.

По ходу презентации задаю детям вопросы. Загадываю загадки:

1. Конь стальной

    Хвост льняной.

(игла с ниткой)

2. Утка ныряла – ныряла -

    И хвост потеряла.

(иголка шила)

3. Два кольца, два конца,

    А посередине гвоздик.

(ножницы)

Продуктивная часть

Воспитатель: Ребята, понравились ли вам изделия с карельской вышивкой?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А хотелось бы вам, чтобы у вас дома были изделия с карельской вышивкой? Почему?

Дети: Потому что красиво, нарядно, защищает дом от беды.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю выбрать любую салфеточку, какая вам больше понравится и расписать ее карельским орнаментом.

В пяльцах иголка мелькает быстрее

Вместе работать и петь веселее

Вот и кончаем последний стежок

Вышили мы красивый узор. 

Включаю музыку.

Дети под музыку выполняют карельский орнамент на салфеточках из ткани.

На экраны выставлены элементы карельского орнамента. Дети по желанию выбирают любой элемент.

Анализ детских работ.

Е. С. Швецова,

воспитатель,

МДОУ детский сад № 61 «Золотой ключик»,

респ. Карелия, г. Петрозаводск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСИ: «ГОСТЬ ИЗ ГОРОДЦА»

Занятие помогает воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, уважение к народным мастерам....

Конспект занятия по декоративно-прикладной росписи «В гости просим».

Занятие поможет воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира и формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности....

Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке

Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей разновозрастной группе "Ярмарка"

Цель:   закрепить знания детей о хохломской, гжельской росписи.             Продолжать знакомить с дымковской игрушкой....