Конспект занятия по декоративно-прикладной росписи «В гости просим».
план-конспект урока (рисование) по теме

  Занятие поможет воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира и формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_prosim.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по декоративно-прикладной росписи

«В гости просим».

Подготовительная группа.

Программное содержание

Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства народной росписи. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить выполнять работу коллективно, развивать чувство индивидуальной ответственности за выполнение коллективного дела.

Методические приемы

Чтение и разучивание произведений малого фольклора, знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и выполнение элементов Полхов-Майданской росписи.

Материалы к занятию

Кисти, краски, салфетки, контурные изображения посуды, выставка детских работ по народному творчеству.

Ход занятия.

На стене висит панно с изображением русской комнаты и обеденного стола.

Воспитатель: дети, вы любите ходить в гости?

Ответ.

Воспитатель: да, в гостях хорошо. А дома лучше. Тем более что дома можно самому гостей принимать. Сегодня мы сможем оценить свои знания науки гостеприимства - умения встречать гостей.

Звучит удалая музыка.

Гости на пороге. У нас на лице улыбка, причем искренняя.

«Здравствуйте!» - говорят вам пришедшие. Что должны ответить хозяева? Дети: добро пожаловать! Проходите гости дорогие. Рады вас видеть.

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: гости все желанные. Знакомить их друг с другом нет необходимости. Они уже знакомы друг с другом. Да и усаживать не надо, все уже за столом. А скажите, ребята, что делают хозяева дома, когда ждут гостей.

Дети: наводят порядок в доме, готовят угощение, накрывают на стол, придумывают развлечения.

Воспитатель: что значит навести порядок?

Дети: разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.

Воспитатель: мы с вами как наводим порядок в группе?

Дети рассказывают.

Воспитатель: и так в группе порядок. Пора накрывать на стол. На сколько человек будем накрывать стол?

Дети считают гостей и отвечают.

Воспитатель: значит, сколько поставим тарелок?

Ответ и ставят.

Воспитатель: с какой стороны положим вилку, с какой нож?

Ответ и кладут.

Воспитатель: что обязательно на столе?

Дети: хлеб, соль.

Воспитатель: не забывайте про салфетки. Чем бы вы хотели угостить гостей?

Дети: «Оливье», корейская морковь, селедка под шубой, рыбный салат, свежие огурцы и помидоры, колбаску нарезали, просто селедочка с луком винегрет, курицу под майонезом.

Воспитатель: а у древних славян был обычай держать на столе постоянно хлеб и соль. Отсюда и произошла традиция встречать гостей хлебом-солью.

Предлагаю вам представить себя красными девицами и добрыми молодцами и отправиться в русскую избу.

Милости просим, гости дорогие.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу набить можно: дверь в избу низкая, а порог высокий, чтоб меньше дуло.

Какая обстановка в избе? На что сразу обращаешь внимание?

Дети: печь.

Воспитатель: да, печь занимала пол-избы. С ней связан весь быт хозяев. Как говорили о ней в старину.

Дети: она и поилица..., и кормилица..., и телосогревательница....

Воспитатель: что еще в избе стоит?

Дети: большой деревянный стол. Лавки длинные и широкие. Сундук.

Воспитатель: почему длинные и широкие?

Дети: днем на них сидели, а ночью на лавках спали.

Воспитатель: что хранили в сундуке.

Дети: одежду.

Воспитатель: в каждой избе обязательно есть красный угол. Почему угол называется красным?

Дети: красный значит красивый, главный. В красном углу висели иконы. Здесь же стоят лавки и стол. В красный угол сажают гостей.

Воспитатель: входя, гости говорили: «Здраве будете!»

Русские люди гостеприимны. Гостя полагалось накормить и напоить. Перед едой мыли руки, из рукомоя. А чем вытирали?

Дети: полотенцем-рушником.

Воспитатель: еду заранее не солили, соль очень берегли. Хлеб ставили во главу стола, (закрепляет хлеб на панно). Во время еды сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать нельзя было. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше ничего начать есть. Он черпал деревянной ложкой псовым, а за ним все остальные. Под ложкой подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете?

Дети: чтобы жидкая пища с ложки не капала на стол.

Воспитатель: как ели раньше?

Дети: вилок в старину не было, ели все руками, кроме жидкой пищи.

Воспитатель: что же подавали на стол?

Дети: уху, щи, окрошку, каши, печеную (паровую) рыбу, мясные блюда, репу, соленые огурцы, квашеную капусту, блины, пельмени, оладьи, пироги, яблоки печеные. Ни один «пир» не обходился без пирогов.

Воспитатель: что пили?

Дети: кисели, квасы, компоты, морсы, медовый напиток.

Воспитатель: что назвали, тем и потчевать будем? Вот только посуду подготовить надо. (Воспитатель делит детей на группы). А пока готовили угощение. Гости будут смотреть наше развлечение. (Дети подают на стол две корзинки с загадками).

Группа детей разделена на две подгруппы. Дети 1-ой подгруппы лепят пельмени. Дети 2-ой подгруппы садятся за столы, где разложена посуда, расписывают ее. Когда работа окончена, дети свою посуду помещают на панно, комментируют.

  1.  «Солонка мала, а царица стола!»
  2.  «В плошку налей окрошку - 1 реб.

Возьми ложку - 2 реб.

Хлебай понемножку - вместе.

  1.  «Красна изба углами.

А обед пирогами»

  1.  А вот рыба печеная
  2.  И кувшин хорош

И кваску попьешь

  1.  Кружки говорят друг дружке:

«Скоро мы расстанемся.

Кому-то мы достанемся».

  1.  «Наши пельмени хороши

Угощайтесь от души!»

Звучит песня

«Молодая канарейка...

Из садику вылетала...»

Первая группа детей, пританцовывая, ставит блюдо с готовыми пельменями перед гостями. Вокруг блюда раскладывают деревянные ложки и предлагают отведать угощение.

©   Г.В. Алханишвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСИ: «ГОСТЬ ИЗ ГОРОДЦА»

Занятие помогает воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, уважение к народным мастерам....

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей разновозрастной группе "Ярмарка"

Цель:   закрепить знания детей о хохломской, гжельской росписи.             Продолжать знакомить с дымковской игрушкой....

Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству «Ярмарка»

Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.Способствовать эстетическому развитию вкуса, формированию эстетического вкуса, восприятию прекрасного.Закреплять умение детей использова...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома»

Знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству народного промысла – «Хохлома» для подготовительной группы

Тема занятия: «В гостях у Хохломы»Цель:- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).- Совершенствование умения при составлении декорат...

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству для детей младшего школьного возраста

Задачи: - продолжать знакомить детей с особенностями народной росписи (хохлома);-закреплять умение рисовать методом «тычка» и примакиванием;-воспитывать интерес к хохломской росписи....

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: «История городецкой росписи» в старшей группе.

В октябре было проведено занятие по рисованию в старшей группе на тему: "Знакомство с городецкой росписью". Хочу поделиться информацией, которая помогла в проведении данного занятия....