Самообразование «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
материал (старшая группа)

Рогулина Наталья Николаевна

«Развитие творческих способностей детей

в изобразительной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации городского округа Солнечногорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тимоновская средняя общеобразовательная школа

С углубленным изучением отдельных предметов

__________________________________________________________________________

\

ОТЧЕТ

о самообразовании по теме:

«Развитие творческих способностей детей

в изобразительной деятельности»

Воспитатель

Рогулина Н.Н.

2024

Актуальность темы:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребёнка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им изображению, огорчается, если что-то у него не получается. В дошкольном детстве ребёнок приобретает знания о предметах и явления, о средствах и способах их передачи. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

В дошкольном возрасте происходит формирование интереса к разным видам деятельности - мотивация. От того, насколько успешно овладел ребенок тем или иным навыком, зависит, наличие мотивации к самостоятельной деятельности. Иными словами, если ребенок не владеет навыком рисования кистью, карандашом, его (ребенка) рисование (как вид деятельности) и не будет привлекать, а во время занятий в школе будет только утомлять. Поскольку в результате несформированных навыков рисунок получается неправильным, не полностью отражает его замысел у ребенка формируется стойкая анти-мотивация к творчеству.

Именно от степени владения техниками изо-деятельности зависит успех маленького художника. На помощь приходят и нетрадиционные техники рисования - ребенок получает право выбора для выражения своих эмоций, воплощения своего замысла.

В творческой деятельности происходит часто не видимая глазу трансформация детской личности, взрослые видят лишь продукт детской деятельности.

Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, помогает обеспечить положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс дошкольного учреждения занятия изобразительным искусством.

Что дает ребенку мотивация к творчеству:

- выбор материалов и техники для рисования, способы создания изображения, желание сочетать разные материалы для реализации задуманного и достижения желаемого образа;

- развивает эстетические чувства (цвет, форма, композиция) и желание рисовать, видение красоты окружающего мира;

- развивает воображение, фантазию, решительность в самовыражении;

- обогащает опыт (анализируя работы сверстников, просматривая репродукции художников и посещая выставки, дети совершенствуют и активизируют знания и навыки, полученные на занятиях по изо).

Именно занятия дают знания, а после ознакомления, занимаясь творчеством дети себя совершенствуют; воспитывают умение доводить начатое до конца – воплощать замысел, создать шедевр.

Для развития творческих способностей ребенка кроме мотивации, очень важно развивать восприятие. За восприятие отвечают органы чувств.

Поскольку восприятие является основным познавательным процессом чувственного отражения действительности, её предметов, явлений, то естественно, оно (восприятие) является:

- основой мышления и практической деятельности;

- основой ориентации человека в окружающем мире.

Познание + мышление + практическое действие = восприятие

У восприятия есть виды и свойства.

1. Виды:

- простые (величина, форма, цвет предмета)

- сложные (объем, соотношение, пропорции)

- специальные (пространство, время и движение)

2. Свойства: целостность, структура и осмысленность.

Восприятие есть сугубо интеллектуальный процесс. У дошкольников восприятие непроизвольное, поскольку дети среди всех признаков предмета видят лишь то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраска, величина, форма).

На первом этапе развития восприятия дети сравнивают разные эталоны ( цвет и форма: геометрические фигуры объемные и плоскостные, цвета в спектре и экспериментирование с ними).

Дети развивают глазомер (изучают пространственные свойства предметов с помощью глаз – ближе дальше, положение объекта относительно другого предмета) и при помощи ориентировочно-исследовательских движений рук проходят второй этап развития восприятия (после наблюдения со стороны, прочувствуют на себе). Ребенок видит вдали дерево маленькое и должен его отобразить относительно других. Человека в движении может нарисовать лучше, если попробует понять движение (или повторить позу).

На третьем этапе развития восприятия дети отличают одни предметы от других (выясняют между ними связи, отношения).

Для восприятия большое значение имеет внимание – оно развивается при рисовании с натуры, рассматривании предмета или репродукции.

Но при хорошей мотивации в изо-деятельности внимание становится более устойчивым (произвольным, ребенок с помощью своего эмоционального интереса удерживает внимание. И помогает ему в этом память. У детей младшего дошкольного возраста она (как и внимание) непроизвольная. Лишь с 5-6 лет формируется произвольная память.

 Есть три типа памяти:

- наглядно-образная (помогает запомнить лицо, цвета, звуки предметов)

- наглядная (сохраняет пережитые чувства)

- повременная (сохраняется надолго, но требует больше усилий)

Именно для детской памяти характерна фотографичность. Хорошо развивает память работа по представлению (увиденный ранее образ).

В процессе изо-деятельности дети учатся рассуждать, делать выводы. Дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.

Изо-деятельность тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработком анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Происходит обогащение словарного запаса и развитие речи детей.

Для развития творчества детей значение имеют и воображение, и восприятие. Чем богаче опыт восприятия ребенка, тем богаче воображение. Поэтому в развитии творческих способностей средствами изо-деятельности важны: опыт восприятия, наличие знаний, навыков, умений и их взаимодействие – создание ребенком творческого продукта.

Цель: формирование у детей творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.

     Задачи:

-изучить литературу по данному вопросу;

-создать благоприятные условия для развития художественных способностей, развития интереса к изобразительной деятельности у детей;

-развивать детское воображение, интерес к творческой деятельности;

-вести просветительскую работу с родителями о важности занятий изобразительной деятельностью для ребёнка-дошкольника.

План работы по самореализации на 2023-2024 учебный год

Самореализация:

Срок

Тема

Содержание

сентябрь-май

Изучение методической литературы и других источников

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

2. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества».

3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество»

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования».

5. Интернет-ресурсы.

сентябрь-май

Подготовка к отчету

Сбор папки с материалами по теме самообразования. Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования.

сентябрь

План работы по самообразованию

Конкурс оформления группы «Золотая осень»

Выбор темы самореализации и подготовка информации, литературы, материала.

Оформление группы своими руками.

Оформление фотозоны. Победитель.

сентябрь

Диагностика

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе

ноябрь

«Формирование основ безопасности у дошкольников средствами художественного творчества»

Выступление. Педсовет №2.

декабрь

Повышение квалификации

Конкурс оформления группы «Новый год»

«Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им.А.Л.Штиглица»

Оформление группы и фотозоны. Победитель.

март

Конкурс «Весна пришла»

Оформление группы и фотозоны.

май

«Окно Победы»

Диагностика

Отчет о самообразовании

Оформление зоны к празднику.

Диагностика творческих способностей детей на контрольном этапе

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Работа с детьми:

месяц

тема

техника

задачи

сентябрь

Лепка

«Наш пруд»

Рисование

«Загадки с грядки»

Худ.труд/конструирование

«Корзиночка»

Аппликация

«Букет для наших воспитателей»

Сюжетный способ лепки

Смешивание красок

Оригами

Обрывная

Познакомить детей со скульптурным способом лепки, свободно применять знакомые приемы лепки. Развивать чувство формы и пропорции.

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках, создавать выразительные образы, самостоятельно смешивать краски, добиваться нужного оттенка.

Учить складывать квадратный лист на 9-16 маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба.

Учить детей обрывать бумагу нужной формы , создавать коллективную композицию, комбинировать цвета и правильно подбирать размер.

октябрь

Лепка

«Олешек»

Аппликация

«Человечек»

Худ.труд/конструирование

«Вырезание. Симметричные предметы»

Скульптурный способ лепки

Выкладывание из шерстяных ниток

Вырезание из сложенной пополам бумаги

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек, лепить фигуру из целого куска пластилина.

Продолжить знакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге.

Развивать моторику, пространственное воображение, обратную связь «мозг-руки»

ноябрь

Проект по безопасности

Аппликация

«Пожарная машина»

Лепка «Герои мультфильма»

Аппликация + рисование

«Букет любви и нежности»

мультфильм

Модульная

Сюжетная

Коллективная

(объемная)

Познакомить детей с анимацией.

Учить вырезать необходимые детали, составлять из них и наклевать

Развивать фантазию, наблюдательность и самостоятельность в работе.

Вызвать желание создать плакат-поздравление своими руками. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать приемы декорирования.

декабрь

Худ.труд/конструирование

«Письмо деду морозу»

Аппликация

«Зимушка -зима»

Лепка

«Табличка на дверь»

Рисование с элементами аппликации «Новогоднее поздравление»

оригами

Из ватных дисков

Модульная

Коллективная

(объемная)

Вызвать у детей веру в чудо, в мечту и надежду на что-то.

Учить творчески воплощать задуманную тему, фантазию из ватных дисков

Учить детей плести косичку из пластилина.

Вызвать желание создать плакат-поздравление своими руками. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать приемы декорирования.

январь

Рисование

«Скатерть с цветами»

Аппликация

«Натюрморт из фруктов»

Лепка

«Муравьишки в муравейнике»

Худ.труд/конструирование

«Собачка»

Симметричная

Модульная

Коллективная

Оригами

Обратить внимание детей на яркость, составные элементы, приемы их создания.

Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое, соблюдая пропорции

Учить лепить мелких насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски

Продолжать знакомить детей с техникой оригами

февраль

 Проект «Азбука безопасности»:

Лепка «Дорожный знак»

Аппликация «Светофор»

Рисование «Огонь»

Лепка «Кружка для папы»

Аппликация с элементами рисования

Мозаика

Симметричная

Кляксография

Конструктивная

Декор

Развитие мелкой моторики, умение работать на заданном пространстве.

Развитие абстрактного и пространственного мышления

Показать новые способы абстрактных изображений.

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом

Подвести к пониманию связи формы и декора.

март

Рисование

«Милой мамочки портрет»

Лепка

«Весенний ковер»

Аппликация

«Нарядные пальчики»

Портрет

Рельефная

Пальчиковый театр

Учить рисовать женский портрет

Познакомить с рельефной техникой лепки. Развивать мелкую моторику и синхронизирвать движения обоих рук.

Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра.

апрель

Рисование

 «Морская азбука»

Аппликация

«По морям , по волнам…»

Разные изобразительные средства

Силуэтная и рельефная

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительными средствами

Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации.

май

Лепка

«Перелетные птицы»

Рисование

«Открытка к празднику Первомай»

Рисование «Салют Победы»

Рисование «Весенний лес»

Пластика

Сюжет

Коктейльные трубочки

Ватные палочки и пузырчатая пленка

Учить лепить птицу из пластилина пластическим способом

Учить отображать цветовые сочетания праздника в рисунке

Учить рисовать коктейльными трубочками.

Познакомить детей с новой техникой рисования.

Работа с родителями:

месяц

тема

форма работы

сентябрь

«Моя страна, моя Россия»

«Я у бабушки помощник»

«Здравствуй, Осень»

Совместное с детьми оформление стенгазеты

Совместное с детьми оформление стенгазеты

Конкурс поделок совместно с детьми

октябрь

«Вместе ярче»

«Мы едины»

Поделка для участия в акции

Совместное с детьми оформление стенгазеты.

ноябрь

«Я шагаю в детский сад»

«Игра теней»

Конкурс  детских рисунков (домашнее задание)

Детский проект (конкурс)

декабрь

«Мастерская Деда Мороза»

Конкурс поделок совместно с детьми

январь

«Всемирный день спасибо»

Мастер-класс «Игра своими руками»

Совместное с детьми оформление стенгазеты.

Обмен опытом, знаниями, эмоциями.

февраль

«Наши защитники»

Совместное оформление стенгазеты.

март

«Мамины руки не знают скуки»

Совместное с детьми оформление стенгазеты.

апрель

«Пасхальный водопад»

«Дядя Степа»

Конкурс поделок совместно с детьми

Участие в конкурсе. Изготовление поделки.

май

«Мы памяти этой верны»

«Весна в Подмосковье»

Конкурс поделок совместно с детьми

Совместное с детьми оформление стенгазеты.

     Процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников , в том числе средствами нетрадиционного рисования, пройден успешно так как: теоретически обоснована эффективность применения новых и нетрадиционных техник в изобразительном творчестве дошкольников; разработана методика ознакомления дошкольников; обеспечена преемственность и последовательность в обучении детей, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников; созданы педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

          Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

         Чтобы оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений,  я воспользовалась работой Натальи Алексеевны Ветлугиной (доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). 

         Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:

  •  содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации);
  • передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
  • строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно);
  • передача пропорций предмета в изображении;
  • композиция - вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги;
  • передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно;
  • цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него;

  • характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура);
  • какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора;
  • уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):

а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась?

б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?

в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?;

  • эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:

а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей?

б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение?

в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)?;

Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень:

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.

Средний уровень:

У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень:

У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

        Таким образом, мотивируя детей к изобразительной деятельности можно эффективнее добиться успехов в развитии качеств личности дошкольника – познавательного, активного, любознательного человека, открытого миру и знаниям.

       Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

      Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: 

знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для родителей подготовила несколько консультаций. А так же составила конспекты занятий по художественному творчеству.

Перспектива: продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник в художественном творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.

Роль педагога в организации изобразительной деятельности дошкольников....

НОД «Я рисую солнце» развития творческих способностей через изобразительную деятельность средний возраст

НОД «Я рисую солнце»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная деятельность», «Коммуникация», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Художественная литература».Цель: исп...

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Творчество,— пишет В.В. Давыдов,— является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития»....

Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

«Развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности и художественного труда»

Самый высший уровень развития воображения проявляется в творчестве, особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте...

«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....