Консультация: "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей, как пути развития творческих способностей дошкольника"
консультация по рисованию по теме

Трухина Галина Борисовна

     

 

В статье описана работа по нетрадиционным техникам рисования и интеграция образовательных областей в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрерывное всестороннее совершенствование творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей, как пути развития творческих способностей дошкольника

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей г.Малмыжа Кировской области

        
        Одной из наиболее важных и актуальных задач в системе воспитания и образования в дошкольных учреждениях на современном этапе является формирование творческой личности. По мнению многих педагогов и психологов, именно в детском периоде происходит закладка базовой культуры ребенка, развитие и формирование его творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

        По мнению Е.А. Флериной, детское изобразительное творчество отличает:

-Содержательность. Рисунок ребенка всегда несет в себе какое-то содержание. Чем больше ребенок знает о мире, окружающей его действительности, тем шире тематика рисунков.

-Смелость. Малыш может нарисовать все, для него нет ничего не возможного. А ведь способность к риску – непременное условие и характеристика творческой личности.

-Гуманизм, оптимизм. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности, в них радостное мировосприятие. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и  именно поэтому их можно назвать выразительными. Чем больше, богаче мироощущение, тем интереснее и содержательнее детский рисунок.

Все дети любят рисовать, если это у них хорошо получается. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов. Очень часто отсутствие необходимых умений и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отступив от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, дети получают возможность выбора.

Среди множества факторов, влияющих на выразительность детских рисунков, существенную роль играет и своеобразие художественных техник и материалов. Маленький ребенок пока не обладает возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе, поэтому важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.

Принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной, содержательной, так как дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления, и следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо. Поэтому чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными.

На основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в нашем дошкольном учреждении идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.

        Если до этого  интегрировались области образования одного или близких друг другу направлений, например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), то теперь этот процесс охватывает всё более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования осуществляется поэтапно.

На первом этапе, когда я сообщаю детям информацию о том, как называется данный вид техники, материал и как им надо пользоваться, использую информационно-репродуктивный метод.

Репродуктивный метод применяется на втором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционных техниках, но и упражняется в использовании различных материалов во время образовательной деятельности с разнообразной тематикой.

Частично-поисковый и исследовательский методы использую на третьем этапе, когда образовательная деятельность творческой тематики обеспечивает детям возможность включиться в поисковую деятельность самостоятельно, разрабатывать и реализовывать свои замыслы на основе знаний, полученных за счет интеграции образовательных областей.

При выборе методов и приемов учитываю возрастные особенности детей.

Старшие дошкольники уже знакомы с такими видами техник, как тычки поролоновым тампоном, рисование пальчиками, ладошкой, различными печатками. На данном этапе знакомлю детей с более сложными по исполнению нетрадиционными техниками рисования: монотипия, «граттаж», рисование свечой, кляксография. При этом, демонстрируя новый материал, не даю подробную характеристику увиденного и предлагаю детям рассмотреть работы различной тематики, выполненные в данной технике. Считаю, что этот прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка, подводит к пониманию того, что выразительность образов достигается при использовании данной техники.

Показ способов изображения осуществляю только при  знакомстве с наиболее трудными способами, например, «граттаж». Знакомство с возможностью использования нетрадиционных техник для выполнения фонов для рисунков (монотипия, набрызг). В этом возрасте дети все чаще сочетают традиционные техники рисования с нетрадиционными, используя последнее, как одно из средств выразительности. Стараюсь вызвать у детей позитивный настрой путем предоставления свободы в выборе темы, не ограничиваю в выборе художественного материала, способов изображения. Кроме этого, включаю в поисковую деятельность по нахождению наиболее выразительных средств.

Широко использую метод проектной деятельности («Полянка цветов», «Перелетные птицы», «Овощная мозаика», «Юг-царство песка и воды»,) в котором сочетаются чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, иллюстраций природных зон, альбомов об искусстве, творческое экспериментирование с изобразительными материалами, интеграция видов деятельности. Благодаря интеграции с образовательными областями, процесс художественного творчества становится более интересным, привлекательным для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создать личностно значимый мотив деятельности, так как изображение игровых сюжетов вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, чем изображение того же предмета на основе жизненных впечатлений.

Во время проведения образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования удовлетворяю потребность детей в социально-коммуникативном развитии: позволяю общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.

Осуществляя взаимосвязь обучения и творчества, применяю интеграцию различных видов изобразительной и художественно - творческой деятельности: чтение детских художественных произведений, стихов известных поэтов, познавательной литературы, пение песен, слушание музыки, выполнение пластических движений и под музыку, рассматривание репродукций картин, иллюстраций книжной графики. Я добиваюсь более полного воздействия на все органы чувств, помогалю образному восприятию.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод:

за счет осуществления интеграции образовательных областей и использовании нетрадиционных техник рисования

-повысился уровень развития художественно-творческих способностей;

- тематика детских рисунков стала более разнообразной;

-работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью

Дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;

-формируются такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность, художественный вкус, умение обогащать традиционный рисунок нетрадиционными техниками рисования.

Литература

  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  • Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников. Учеб-методическое пособие под реакцией О.В.Коротких-Елец ЕГУ им. И.А. Бунина. 2008г., с.320


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Пути реализации годовой задачи и результаты тематического контроля по развитию у детей-дошкольников творческого поненциала и коррекция личности. (План проведения педагогического совета, предварительна...

Статья "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образоватьльных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"

В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и интеграции образоватьльных областей....

"Нетрадиционная техника рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"

"Нетрадиционная техника рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"...

Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...

«Нетрадиционные техники рисования и интеграция образовательных областей как пути развития творческих способностей дошкольников»

Выступление на педагогическом совете "Интеграция образовательных областей, как способ развития творческих способностей детей"...

Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников.

В продолжении темы о развитии мелкой моторики рук, хотелось бы более конкретно остановиться на нетрадиционных техниках. Нельзя не согласиться со словами В.А. Сухомлинского: «Истоки сп...