Рисуночные игры
консультация по теме
Предварительный просмотр:
РИСУНОЧНЫЕ ИГРЫ
Окружающий ребенка мир полон волшебных красок, необычайных цветов, сказочных изображений. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Карандаши и краски, рисование и раскрашивание с трех лет становится одним из любимых занятий малыша. Вы, вероятно, помните разрисованные обои, исчерканную мебель, расписанные колени и лбы. Стремление ребенка к свободному рисованию, манипулированию с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Именно рисование дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Дети радуются смещению и размытости, тому, что из смеси красок то там, то сям возникает новый цвет. Внезапное удивление, которое вспыхивает на детских лицах, говорит о том, что это для них значит. Ведь цвет окружающих ребенка предметов является постоянным, а на бумаге цвет движется, меняется, возникает и пропадает. Именно поэтому рисование является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. Наиболее продуктивен для развития ребенка процесс рисования красками на мокром листе.
Существует три цвета, которые нельзя получить смешиванием других цветов. Это желтый, синий и красный. Производные цвета получаются в результате смешивания пар основных цветов: зеленый — из желтого и синего, оранжевый — из желтого и красного, фиолетовый — из красного и синего. Соотношения цветов могут меняться по своей насыщенности, поэтому получаются зеленоватый, светло-голубой, розовый цвет. Все это можно рассказать и показать ребенку, научив его экспериментировать с цветом действительно хорошими акварельными красками (их легче смешивать, и они дают более чистые тона, чем, например, гуашь). Свободное рисование красками через их смешивание — увлекательный процесс. Родители должны показать, как правильно его построить. На стол или на пол подложите клеенку или газету, Намочите плотный лист бумаги (просто окунув в тазик с водой и прогладив губкой), окуните кисточку в одну из разведенных красок и осторожно проведите по бумаге. Перед тем как окунуть кисточку в другую краску, ее промывают в стакане с водой. Как бы случайно можно провести по бумаге просто мокрой кисточкой, без краски: вода смешается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Так продолжайте рисовать до тех пор, пока у ребенка не возникнет желание попробовать: «Я тоже хочу рисовать!» Так начинается первый урок свободного творческого рисования. Очень важно, чтобы ребенок всегда правильно и аккуратно готовился к этому занятию: менял воду, сам разводил краски трех основных цветов, готовил клеенку и бумагу. Выполнять упражнения с красками можно с детьми с четырех лет.
Сначала дети рисуют то, что захотят сами, со временем можно попросить их рисовать, когда взрослый рассказывает сказку. После рисунок можно обсудить, спросив у ребенка, что он чувствовал. Когда листочки высохнут, их надо обязательно повесить в самых обитаемых уголках квартиры (гостиной, большой комнате, коридоре, кухне). Фантастические, необыкновенные картины малыша превратят ваше жилье в сказочную галерею, где самыми дорогими, ласкающими душу экспонатами будут не ковры и эстампы, а яркие Отражения (всплески) радости и эмоциональной фантазии вашего ребенка.
Чтобы развить в ребенке ощущение свободы и творческой активности, рисуйте вместе с ним!
Радуга
Продемонстрировать волшебную игру красок, обучая ребенка смешивать цвета, полезно, попросив его нарисовать радугу. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите ему считалку: «Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)», — и вместе с ним рисуйте радугу, смешивая краски.
Самоцветы
Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги — это сундук с драгоценными камнями. Каждый из них имеет свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.
Рисуем музыку
Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какой цвет будет добрым (желтый, голубой), грустным (зеленый, светло-синий), злым (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятия музыки.
Рисуем настроение
(для детей с 5 лет)
Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки и т. д.
Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона — это тревожные тона.
Рисуем сказку
Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Предложите ребенку внимательно послушать сказку (любую) и, когда ему захочется, изобразить что-то или Кого-то цветом. Пока ребенок смешивает краски и рисует, взрослый спокойно ждет, затем продолжает сказку. Рисунок покажет, насколько эмоционально воздействует сказка на ребенка. Темная гамма будет свидетельствовать о негативном переживании, светлая — о радостном и легком.
Времена года
Предложить ребенку на одном листе нарисовать весну, лето, осень и зиму, рассказав, что «у природы нет плохой погоды», что любое состояние души полезно человеку. Интерпретируя, обратите внимание, грустно или радостно малышу рисовать осень.
Рисуем всей семьей
Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать, что кому хочется.
А теперь несколько необычных способов рисования, развивающих умение, удивляться, интересоваться и фантазировать.
Рисование по точкам
Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
Чудо-рисунок
Предложите ребенку нарисовать что-то (портрет мамы, город, животное, человечков) из... разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.), из... овощей (огурцы, морковки, арбузы и т. д.), из... зайчиков, белочек, птичек. Вот это будут чудо - картины!
Рисуем на асфальте
Дайте ребенку мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется.
Смешной рисунок
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д.
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.
Ну и смешная же картина получается!
Коллективный рисунок
На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.
Рисуем открытку
Чтобы сделать приятное человеку, ему можно подарить открытку и с чем-то поздравить, пожелать что-то доброе. Возьмите небольшие плотные листки (луч-ше картон). Предложите ребенку нарисовать что-то очень красивое, нежное, доброе, при этом постараться, ведь это подарок. Затем переверните открытку и со слов ребенка напишите пожелания тому, кому он хочет сделать приятное. Если он уже умеет писать, то помогите в орфографии.
Очень светлое чувство появляется в душе, когда даришь или получаешь такой подарок.
Рисуем портреты
Участники разбиваются на пары. Один — натурщик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Изображение может состоять из цветочков, звездочек, снежинок, шаров, морковок и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов.
Из полученных портретов собирается целая выставка.
Рисунок на стекле
Сначала нужно попросить папу сделать особый «мольберт»: кусок стекла или прозрачного пластика размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой, а еще лучше вставить в деревянную рамочку, чтобы не пораниться. Рисовать можно красками, фломастерами, мелками. Все, что захочется. Всегда нужно время, чтобы рисунок высох. С обратной стороны стекла можно подложить белую или цветную бумагу, рисунок будет необычно изменяться в зависимости от присутствующего тона. Когда хочется нарисовать что-то другое, стекло начисто протирается тряпочкой, и «мольберт» опять чист и ждет своего талантливого художника!
Совет. Если нет мольберта, можно рисовать на оконном стекле.
Кляксы
Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините историю.
Волшебный салют
На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!
Совет. Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.
Используемая литература
1. Т.А.Нанилова, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина, «В мире детских эмоций», изд. «Абрис Пресс», М., 2006г.
2. Л.Д.Мардер, «Цветной мир», изд. «Генезис», М., 2007г.
3. Е.В.Свистунова, Е.В.Горбунова, Д.А.Карпаев, С.В.Шумилова, «Такие разные дети», изд. «Стерео Нир», 2007г.
4. М.В.Кисилева «Арт – терапия в работе с детьми», изд. «Речь», С.-Петербург, 2006г.
5. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», изд. «Речь», С.-Петербург, 2007.
6. Е.Егорова, «Процветания по Максу Лющеру» изд. «Питер», М., 2007.
7. В.В.Абременкова, «Социальная психология детства; развитие отношений ребенка в детской субкульутре», Изд. «НПО МОДЭК», Воронеж, 2000г.
8. М.В.Ермалаева, «Практическая психология детского творчества», Московский психолого-социальный институт , 2002г.
9. «Ребенок в детском саду», март 2004г.
10. «Дошкольное воспитание», январь, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуночная методика "Домик для эльфа"
Рисуночная методика "Домик для эльфа" Златы Королевы позволяет выявить отношение к окружающему миру. Всё, что нужно для работы - это незаконченный рисунок лесного пейзажа с маленьким эльфом, которому ...
Тест “Детский сад” - рисуночная методика
Иногда педагогу нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру...
Статья "Рисуночные игры"
Развитие эмоционального мира детей....
Рекомендации для родителей"Рисуночные игры-красочное чудо"
Игры для детей во время пандемии....
Рисуночные игры, как средство развития творческого мышленмя.
Все мы знакем, что дети дошкольного возраста способны мыслить наглядными образами. У большинства из них процесс мышления запускается в действии и в речи....
Рекомендации для родителей - рисуночные игры
В разгар отпусков давайте вспомним игры с рисунками, для которых понадобятся лишь лист бумаги и ручка или карандаш....
Рисуночные игры
Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка, направленной на отражение в различных формах предметов и явлений окружающего мира. Эта деятельность творческая, требующ...