Развитие художественного творчества у детей раннего возраста
консультация по рисованию (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Тема доклада: «О развитии художественного творчества у детей раннего творчества»
Всё то, чего коснётся человек,
Озарено его душой живою.
С. Маршак.
С детства человек включается в уникальную, интегративную структуру, духовную культуру, которая формирует личность каждого независимого от того, насколько он сам влияет на неё.
Ребёнка с рождения окружает мир вещей, несущих на себе отпечаток развития цивилизации как совокупности материальных ценностей и представлений социально-эстетического идеала.
Материальные ценности отражают достижения технического процесса, тогда как социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она существует в двух неразрывно связанных формах.
- Первая форма - духовные качества человека и его деятельность по их определению, то есть творчество.
- Вторая форма - духовные ценности созданные человеком, то есть произведения искусства.
Духовные качества обладают большой субъективностью. Духовные же ценности существуют, как обобщённо-организованное явление, выражающее представления об эстетическом идеале присущем человечеству.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды литературы, живописи, музыки и т.д.
Художественно—творческая деятельность рождает у ребёнка чувство сопричастности к миру прекрасного.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством выражения чувств самого юного созидателя.
При этом художественно-творческая деятельность ребёнка содержит все этапы познания присущие взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.
Живописный художественный образ строится на соотношении цветовых пятен, объединённых композиционной структурой. Хотя по своей видовой специфике живопись и музыка относятся к различным формам материи есть, нечто общее, что роднит эти два вида искусства и по структуре художественного образа, и по принципу его восприятия.
В живописи основные изобразительные задачи решаются с помощью линий, в музыке – с помощью мелодии ; в живописи композиция существует как соотношение цветовых пятен в музыке - как соотношение гармонических построений.
Если музыка оперирует семью звуками лада, то живопись – семью цветами.
Все остальные цвета – лишь комбинация этих « чистых» цветов. Причём «чистые» цвета заложены в той самой деятельности, в которой существует ребёнок , поэтому они воспринимают через –зрение.
Во время, образовательной деятельности по художественному творчеству наши дети совершенствуют свои изобразительные умения и развивают эстетическую восприимчивость. Всё это умело дополняю фольклором, художественным словом, музыкой. Планирую и провожу интегрированную образовательную деятельность, досуги, совместно с воспитателями и родителями группы.
Такой подход к обучению детей изобразительному искусству стал результатом моей большой работы с детьми. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду развитие у детей интереса к художественному творчеству, эмоциональной отзывчивости, способности восприятия произведений искусства – прямая моя обязанность. Известно, что добиться успеха в эстетическом воспитании и развитии ребёнка можно путём целенаправленного воспитания эмоциональной отзывчивости к природе, красивым предметам, произведениям искусства.
Все эти истины знакомы нам воспитателям. У меня возникли вопросы: должны ли дети не только видеть и понимать прекрасное, но и создавать его? Могут ли даже самые маленькие дети сделать свой рисунок небольшим произведением искусства, чтобы получить удовольствие от результата своего творчества, радовать товарищей и взрослых? Конечно - должны.
Приведу конкретный пример. Перед детьми поставлена задача: нарисовать пальцем, хвост петушку из одной точки. У каждого ребёнка, есть лист бумаги с изображением петушка и краски (гуашь), красного и синего цветов. До образовательной деятельности я читала детям : потешки, рассказывала сказки , рассматривали игрушку –петушка , иллюстрации в книгах, пели песни ,строили забор из кирпичиков.
Образовательную деятельность начинаю с игрового момента, к ребятам, в гости приходит петушок с друзьями. Петушок кричит: «Ку-Ка- Ре-Ку». Я с детьми здороваюсь, с гостями и поём для них песенку «Петушок». Предлагаю детям рассмотреть части тела петушка : гребешок, клюв, лапы, красивый хвост. Хвост петушка—это много разноцветных перышек , красных, синих . Обращаю внимание ребят на то ,что петушок грустный .Петушок просит нас помочь его друзьям ,они потеряли свои хвостики. Я и дети успокаиваем петушка. Не расстраиваться, мы поможем твоим друзьям.
Дети садятся за столы, перед каждым ребёнком лист бумаги с изображением петушка без хвоста. Я показываю детям нетрадиционные способы рисования хвоста пальцем. Малыши приступают к работе. По окончанию работы петушок рассматривает рисунки детей, хвалит их.
Я предлагаю детям походить как петушки - игровое упражнение «Петя- петушок» (дети ходят по группе высоко поднимая колени).
На следующей образовательной деятельности (лепка) мы с детьми лепим зернышки. Продолжаю учить детей отщипывать от целого куска пластилина (теста) маленькие кусочки и скатывать их в шарики (круговыми движениями).
К этой работе, можно ещё вернуться. Нарисовать травку для петушка, построить (слепить) заборчик для семьи петушка.
Все работы детей выставляю в уголок творчества, родители с удовольствием, рассматривают работы своих ребят.
Я заметила, что если детские работы выставлять не только в уголке творчества, но и постоянно украшать помещения детского сада, зал к празднику, дарить родителям, поздравлять детей и сотрудников детского сада в дни рождения то, ценность этих работ значительно возрастёт. И мы с детьми гордо говорим: «Мы красиво научились рисовать!»
Одним из инструментов воздействия на детскую психику является игра. В игровой обстановке дети лучше усваивают программные задачи образовательной деятельности. Даже в самой незамысловатой игре требуется фантазия, изобретательность. В младшем дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретет сюжетно ролевая – игра, в которой важно взаимодействие со сверстниками.
Главное в игре - это сюжет. Куда и к кому отправимся с детьми, может быть связанно с временем года, с тем литературным произведением,
которое я им прочитала, или событием, которое произошло недавно.
Другим словом, я стараюсь опираться на имеющиеся у детей знания, с тем, чтобы их расширить, уточнить. Сюжетно-ролевые игры, провожу обычно во вторую половину дня. В первую половину дня проводится образовательная деятельность, которая очень похожа на сюжетно-ролевые игры. Конечно, от воспитателя (меня) при подготовке к такой образовательной деятельности требуется много усилий, терпения, знаний, но цель оправдывает средства.
Я читаю много методической литературы, подбираю литературные произведения - потешки, стихи, сказки, загадки; нахожу иллюстрации, игрушки; изготавливаю атрибуты (медальоны, сюрпризы); а также подбираю музыку для песен или танцев или игр.
Структура игровой образовательной деятельности такова, что одну и ту же образовательную деятельность с одинаковым сюжетом, персонажами и ролями, которые исполняют дети и взрослый можно провести во всех возрастных группах.
Рассмотрим это на примере образовательной деятельности «В гостях у кота Матроскина. »Мы с детьми отправляемся в гости к коту Матроскину.
Я задаю детям вопрос: « На чём мы поедем?» Можно поехать на паровозе, автобусе, машине. А чтобы поехать на машине, надо произнести волшебные слова: «Раз, два, повернись и в машину превратись. » Я (воспитатель) проговариваю волшебные слова и превращаюсь в машину (на груди у взрослого эмблема машины). Всем ребятам предлагаю занять места в машине, заранее построенной из мягких модулей. Наше путешествие начинается. Воспитатель, читает стихотворение:
У нас машины раз - би-би,
И жёлтые и красные - би-би.
Машина за машинами – би-би,
Шуршат своими шинами - би – би.
Вот мы и приехали в гости к коту. Он узнаёт у детей, какое на дворе время года. Ребята, вспоминают, перечисляют признаки осени ( дети называют признаки я им надеваю медальоны ). Далее кот просит детей помочь ему узнать, что же он вырастил на своём огороде. Малыши называют овощи и фрукты, отвечая на вопрос: «Что это?» Здесь дети знакомятся с обобщающими понятиями « овощи» и «фрукты».
Затем кот Матроскин показывает урожай яблок , который он собрал в саду , и говорит детям , что хочет их засушить. Кот ,просит детей помочь повесить их на веревочку . Выполняя это задание дети развешивают яблоки на веревочку ,чередуя их по цвету (красные ,желтые). Кот Матроскин хвалит ребят и предлагает нарисовать (тычками ) , разноцветные (красные и желтые ) яблоки на дереве . (Работа коллективная.) Воспитатель, показывает и рассказывает как рисовать яблоки на дереве с помощью тычка. Дети выполняют задание. Кот Матроскин, рассматривает работу детей , хвалит их, ему очень нравится дерево с красными и желтыми яблоками.
В конце образовательной деятельности , дети приглашают кота Матроскина поиграть в игу , « Мыши водят хоровод». Дети-мыши, кот Матроскин -сидит на стуле ,спит. Дети идут по кругу , проговаривая слова:
«Мыши водят хорвод , на лежанке дремлет кот,
Тише мыши , не шумите кота Матроскина не будите,
Вот проснется Матроскин –кот разобьет , ваш хоровод.»
Кот Матроскин , просыпается от шума мышей ,ловит их. Мыши-дети ,убегают в свои норки –стульчики.(повт.1-2 раза).
Детям , очень нравится в гостях у кота Матроскина,но им пора возвращаться в детский сад. На память о встрече дети дарят Матроскину свою коллективную работу «Дерево с разноцветными яблоками».
Дети с воспитателем садятся в машину и едут в детский сад.
Игровая образовательная деятельность, требует подготовки: изготовление атрибутов, подбор художественной литературы, игрушек ,раздаточного материала. Я заметила, что организация такой деятельности сплачивает коллектив детей, помогает развивать фантазию, узнавать много интересного.
В нашем МБДОУ№133 « Звездочка», для нас воспитателей, проводятся консультации, семинары, которые помогают мне интерестно организовать и хорошо спланировать образовательную деятельность по художественному творчеству.
Каждая детская работа должна приносить радость как воспитателям так и малышам. Неважно, что умения у детей еще далеко не совершенны. Они маленькие и только учатся. При этом правильно подобранные материалы, тонированная бумага, яркие краски (гуашь), совместная работа детей и воспитателя ,а также умение дополнить начатую работу дают положительный результат. Интерес к художественному творчеству у детей возрастает. Ни одна детская работа не остаётся без внимания. Дети начинают относиться к своим рисункам бережно.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности , и чем раньше заложен этот потенциал ,тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
"Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."...
Перспективное планирование по художественному творчеству для детей раннего возраста (2-3 года)
Перспективное планирование по программе "Творческой мастерской" рассчитано на проведение одного занятия в неделю. Поскольку каждое занятие включает в себя блок «Развитие речи», «Художественная литерат...
«Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...
Консультация для воспитателей Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
консультация для воспитателей...
Педагогический проект по художественному творчеству для детей раннего возраста «Украсим елочку»
учить рисовать нетрадиционным способом - пальчиками, использую яркие краски;- рисовать точки ("шарики") по всей елке;- создать радостное настроение - "укра...
Презентация ООД по развитию художественного творчества второй группы раннего возраста Тема: «Бантик для Кошки».
Презентация ООДпо развитию художественноготворчества второй группы раннего возрастаТема: «Бантик для Кошки»....