Конспект НОД в старшей группе « Красавица- матрёшка».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Мажура Юлия Михайловна

Конспект поможет педагогу   познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек, учить рисовать  элементы росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasavitsa-matryoshka.doc54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе « Красавица- матрёшка».

Автор: Мажура Юлия Михайловна

воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ д/с КВ № 14 «Тополёк»,

город Южноуральск, Челябинская область.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством –  русскими  матрешками.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек, учить рисовать  элементы росписи.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

Воспитательные:  воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Наглядный материал и оборудование: 

1. Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, колонки.

2. Презентация к занятию

2. Силуэт матрешки  из бумаги, гуашь, кисть, салфетки на каждого ребенка

3.Иллюстрации с элементами росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек.

4 Матрёшки.

Предварительная работа:

Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Ход занятия

1. Организационный момент (слайд презентации № 1)

- Добрый день, ребята. Я рада  приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

2. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

(Слайд презентации № 2)

Загадка:

 Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…

                  (матрешка)

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и нарисуем ее.

-Послушайте стихотворение о матрешках  (слайд презентации № 3)

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых  пять!
Пять матрешек – все в одной
 

3. Объяснение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Посмотрите,  какие они яркие и нарядные!  Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так… (Слайд презентации № 4)

      Около ста лет назад в России появилась первая матрёшка.  Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.      

  Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок.

 ( Слайд №5)    Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. (Слайд № 6 и № 7)  Их делают до сих пор:

Матрёшки из Загорска  

Я матрешка из Загорска.

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

 На голове  у  Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

Матрёшки из Полхов -  Майдана

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

        Есть такое село в Нижегородской области.  Голова у Полхов -  Майданской  матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый.  Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

    Украшает Семёновскую матрёшку  большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.  Платок чаще  желтым цветом.

  - Интересно, а как же рождается матрешка?

      (Слайд № 8)Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает, совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...  Когда готовы все заготовки, мастер приступает к следующему:

 

  Особенности изготовления и этапы росписи матрешки: (Слайды презентации № 9,10, 11)

  • Шлифовка заготовки
  • Нанесение клея
  • Клеение потали
  • Прорисовывание фона
  • Прорисовывание деталей
  • Окончательная обводка
  • Лакировка

 4. Физкультминутка.  (слайд презентации № 12)

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
\Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

5. Дидактическая игра: «Собери матрешку»

Цель:  учить совмещать детали, находить отличительные черты  каждой из росписей (слайд презентации № 13)

6. Беседа: 

1.Покажите Семёновскую, Полхов-Майданскую и Загорскую матрёшки.

2.Какого цвета платок, кофта и сарафан у Загорской матрёшки?

3.Что держит в руке Семёновская матрёшка?

4.Какой узор украшает край  платка Семёновской матрёшки?

5.Что изображено на фартуке Полхов – Майданской  матрёшки?

       

7. Подготовка к выполнению росписи  матрёшки.

-Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер успел нарисовать только контуры. (слайд презентации № 14)

      Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. (Слайд презентации№ 15)

     Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки.

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко —

Станет радостной матрешка!

     

 (Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек)

8. Оформление выставки рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки (например,  «Весёлый хоровод»).

Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Давайте составим им компанию и дружно попляшем (слайд презентации № 16) 

Дети исполняют свободную пляску под русскую народную мелодию.

Разноцветные одежки.

Очень любят все матрешки

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво!

 Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся,

Они нам очень нравятся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»...

Проект во второй младшей группе «Красавица Матрёшка»

Познакомить детей и родителей с русским народным творчеством на примере игрушки матрёшки...

Конспект занятия по рисованию «Красавицы матрёшки»

Конспект занятия по рисованию «Красавицы матрёшки»  Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной...

Проект в младшей группе "Красавица Матрёшка"

Цель: познакомить детей и родителей с русским народным творчеством на примере матрёшки; дать представления детям и родителям о том, как можно играть с матрёшкой....