Технология развития мелкой моторики
рабочая программа по рисованию по теме
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 3-7 лет. Игры и упражнения, входящие в программу способствуют преодолению проявлений нарушения мелкой моторики у детей, формирует более благоприятное отношение детей к себе и способствует в дальнейшем лучшем овладении деятельности, которая связана с графомоторными навыками (письмом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 59.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44 общеразвивающего вида»
Г. Электросталь
Технология развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования «Волшебные ладошки»
Подготовила: воспитатель
Вишнякова Елена Владимировна
2013 г.
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 3-7 лет. Игры и упражнения, входящие в программу способствуют преодолению проявлений нарушения мелкой моторики у детей, формирует более благоприятное отношение детей к себе и способствует в дальнейшем лучшем овладении деятельности, которая связана с графомоторными навыками (письмом).
Методическое обеспечение:
- Давыдова Г.Н. - Нетрадиционные техники рисования в детском саду – М., -2007г
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования»- М.: ТЦ Сфера, 2006г.
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки», - М., 1996г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..4
Пояснительная записка……………………………………………..5
Цели и задачи программы…………………………………………..6
Структура занятия………………………………………………...7 -8
Содержание программы…………………………………………9-11
Учебный план………………………………………………………12
Учебно-тематический план младший возраст …………….….13-16
Учебно-тематический план средний возраст………………....17-21
Учебно-тематический план старший возраст…………………22-25
Список литературы……………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на большой опыт работы с детьми педагогов, ученых, можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Актуальность данного направления заключается в использовании систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В последние годы появилось много методической литературы по развитию детского творчества и обучению детей технике рисования, тем не менее, овладение детьми техникой изображения остаётся актуальным. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
По исследованию В.И.Дружинина, вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.
.
Цель: всестороннее развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи художественно – творческого развития детей:
- развить графомоторные навыки, чтобы - кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим на карандаш, кисть - для наилучшего овладения навыка письма;
- Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес;
- сформировать интерес у детей к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- вызвать у детей желание делятся своими впечатлениями от полученных результатов, рассказывать и объяснять;
Программа «Волшебные ладошки» предусматривает фронтальное занятие (подгрупповое) 1 раз в неделю.
Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка используются не только тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
1. Анкетирование родителей и педагогов
2.Диагностика моторных навыков Керна-Йрасека
3.Диагностика воображения «Дорисуй фигуры» и т.п.
4. Наблюдения во время работы за детьми позволяют:
-определить степень освоения ребёнком по разделу нетрадиционная художественная деятельность, выявить уровни развития изобразительных навыков: низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями; средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями; высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
-планировать работу с детьми в дальнейшем. На первых занятиях по каждой технике необходимо знакомить детей с ее особенностями, а лишь на следующих - создавать какие-либо образы или сюжеты.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
- Проговаривание последовательности работы.
- Показ воспитателя.
- Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
- Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
- Музыкальное сопровождение.
- Оформление выставок.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты:
- зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое).
- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
Нетрадиционные техники рисования также являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные дети нуждаются в обширном пространстве для разворачивания творческой деятельности. Суть в том, что внимание ребенка рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе рисования зона активности ребенка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Ребенок переключается на творческий процесс, который доставляет ему большое удовольствие. Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
- тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т.д.);
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);
- в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:
1. «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
2. «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
3. «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
4. «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
5.«Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
6. «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.
7.Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
8.«Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
9.«Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования «Волшебные ладошки» включает в себя:
«Пальцевая живопись»
(краска наносится пальцами, ладошкой).
В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
«Монотипия»
(отпечатка).
Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.
«Рисование свечой»
Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска, тушь, цветные чернила.
Рисование на мокрой бумаге.
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Набрызг, рисование зубной щёткой.
Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.
Кляксография.
Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.
Трафарет.
Вариант 1.Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.
Рисование ладошкой.
Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета)
Тампонирование.
Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…
Печатка.
Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его Отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное).
Рисование жёсткой кистью.
Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
«Рисование солью»
Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой).
Реализовывать программу, можно активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – это родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Одним из важнейших направлений, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, остается работа с родителями.
Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Показатели эффективности:
- кисть ребенка приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений у большинства воспитанников, изменился нажим на карандаш, кисть, что в дальнейшем способствует овладению навыком письма;
- дети освоили запланированные на учебный год нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
- дети получают радость от сотворчества;
- сформирован интерес у детей к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- дети с большим желанием делятся своими впечатлениями от полученных результатов, рассказывают и объясняют;
- возрос интерес родителей к творчеству детей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Волшебные ладошки» разработана с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся воспитателем. Продолжительность занятий зависит от возраста детей 3-4 лет – 15 мин, для детей 4-5 лет 20 мин, для старших дошкольников 25 мин.
Формы работы: за столом, подгрупповая, индивидуальная.
Программа рассчитана на 3 года обучения
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
Неделю | Месяц | Год | ||
1. | Младший возраст | 1 | 4 | 24 |
2. | Средний возраст | 1 | 4 | 24 |
3 | Старший возраст | 1 | 4 | 24 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для детей 3-4 лет (младший возраст)
Задачи:
- Формировать умение рисовать пальчиками
- Формировать умение пользоваться техникой печатания (оттиск): картофелем, пробкой, ладошкой.
- Формировать умение рисовать тычком жесткой сухой кистью
- Формировать умение рисовать углем
Методическое оснащение и дидактический материал согласно программному содержанию (см. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования»).
Октябрь | |||
№ | Тема | Техника рисования | Программное содержание |
1 | Дождик | Рисование пальчиками | Показать приемы получения точек и коротких линий, пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек (передавая его характер: мелкий, капельками, сильный ливень). Воспитывать аккуратность. |
2 | Веселые мухоморы (1 занятие) | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги, закреплять умение ровно закрашивать всю поверхность грибочка, окунать кисть в краску по мере необходимости. |
3 | Веселые мухоморы (2 занятие) | Рисование пальчиками | Закрепить навыки наклеивания, учить рисовать траву пальчиками, учить украшать работу сухими листьями. |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. |
Ноябрь | |||
5 | Ягоды и яблочки | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) | Познакомить с техникой печатания: пробкой, поролоном, картофелем. Развивать чувство композиции. |
6 | Моя любимая чашка | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), круги различной величины. | Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно на всю поверхность бумаги. Поощрять использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. |
7. | Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. |
8. | Мы рисуем что хотим | Различные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Декабрь | |||
9. | Маленькой елочке холодно зимой | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить печатки по всей поверхности листа. Закрепить навыки наклеивания. Воспитывать аккуратность |
10. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
11. | Мои рукавички | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания, закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности по всей поверхности листа |
12. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Январь | |||
13 | Елочка пушистая нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в данной технике. Закреплять умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность |
14 | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
15 | Веселый снеговичок | Тычок жесткой полусухой кистью | Упражнять в данной технике. Продолжать использовать такое средство выразительности как фактура |
16 | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Февраль | |||
17. | Мы рисуем дерево | Уголь | Закреплять умение рисовать деревья углем, упражнять в рисование прямых линий со средним нажимом (чтобы линия была видна хорошо). |
18. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
19. | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток, закреплять умение дорисовывать у цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции |
20. | Мои любимые животные из сказок | Тычок жесткой полусухой кистью | Упражнять в данной технике. Продолжать использовать такое средство выразительности как фактура |
Март | |||
21. | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток, развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания |
22. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
23. | Солнышко | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики солнца |
24. | Божьи коровки на лужайке | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). |
Апрель | |||
25. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
26. | Жили у бабуси два веселых гуся | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство, закрепить умение украшать изображение дополнительными деталями |
27. | Волшебный дождик | Рисование свечой | Познакомить с данной техникой, аккуратно закрашивать лист жидкой краской. |
28. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Май | |||
29. | Травка | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство, закрепить умение украшать изображение дополнительными деталями. Развивать цветовосприятие |
30. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
31. | Цветочек радуется солнышку | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. |
32. | Выставка рисунков детей данной группы | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся и непонравившихся рисунков |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для детей 4-5 лет (средний возраст)
Задачи:
- Закреплять умение рисовать пальчиками
- Закреплять умение пользоваться техникой печатания (оттиск): картофелем, пробкой, ладошкой, ластиком
- Закреплять умение рисовать тычком жесткой сухой кистью
- Закреплять умение рисовать углем
- Формировать умение печать по трафарету
- Упражнять в рисовании восковыми мелками, маркерами
Октябрь | |||
№ | Тема | Техника рисования | Программное содержание |
1 | Подсолнухи | Рисование пальчиками | Учить рисовать стебель и листья, закреплять навыки рисованием гуашью. Воспитывать аккуратность. |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя примакивание, печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции и ритма. |
3 | Осеннее дерево | Оттиск печатками ластика | Познакомить с приемами печатания ластиками, упражнять в рисовании углем |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Развивать воображение и творчество |
Ноябрь | |||
5 | Мои игрушки | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании округлых предметов мяч, неваляшка. Закреплять умение украшать предмет. Развивать чувство композиции. |
6 | Нарисуй воздушные шарики и укрась их | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предмета овальной формы. Закреплять умение располагать рисунок по всей поверхности листа. Поощрять использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. |
7. | Грибы в лукошке | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предмета овальной формы. Закреплять умение украшать предметы простым узором. Развивать чувство композиции |
8. | Мы рисуем что хотим | Различные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами. Развивать воображение, творчество |
Декабрь | |||
9. | Первый снег | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закреплять умение рисовать деревья (большие и маленькие) Учить наносить печатки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность |
10. | Укрась шарик | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором чередую цветные точки |
11. | Укрась елочку бусами | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания, закреплять умение украшать предмет несложной формы. Развивать чувство ритма. |
12. | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Январь | |||
13 | Елочные игрушки | Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность |
14 | Снеговичок | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картину (ведро, метла и т.п.) |
15 | Мы рисуем что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
16 | Два петушка ссорятся | Рисование ладошкой | Совершенствовать умения делать отпечаток ладони и доводить их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
Февраль | |||
17. | Нарисуй, какую хочешь чашку и укрась ее | Оттиск печатками по трафарету | Учить рисовать чашки различной формы: прямоугольной и округлой, украшать их узором (печать по трафарету и печатание печатками). Развивать воображение, творчество. |
18. | Кораблики в море | Черный маркер и акварель | Закрепить умение раскрашивать акварелью. Воспитывать аккуратность. |
19. | Портрет зимы | Восковые мелки, акварель, черный маркер | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями, тонировать лист в цвет зимы. Развивать цветовосприятие |
20. | По замыслу | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Март | |||
21. | Нарисуй и укрась вазу для цветов | Оттиск печатками | Совершенствование умений данный техник, развивать чувство композиции. |
22. | Открытка для мамы | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма. |
23. | Весеннее солнышко | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики солнца. Учить смешивать разные краски (желтую, красную) |
24. | По замыслу | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Апрель | |||
25. | Ракеты в космосе | Печать по трафарету | Продолжать учить смешивать разные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Учить рисовать ракеты. |
26. | Цыплята | Комкание бумаги или обрывание | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, отдельные детали дорисовывать восковыми мелками или пастелью |
27. | Укрась свитер | Тычок жесткой полусухой кистью, печатание печатками | Познакомить с данной техникой, развивать чувство ритма и композицию |
28. | По замыслу | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Май | |||
29. | Одуванчики | Восковые мелки и акварель, печатание печатками | Закрепить умение работать в данной технике. Учить создавать выразительный образ одуванчиков |
30. | Как я вырос за год (автопортрет) | Разные | Закрепить умение рисовать портрет человека. Содействовать передаче отношения к изображенному. Развивать чувство композиции. |
31. | Цветочек радуется солнышку | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. |
32. | Выставка рисунков детей данной группы за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся и непонравившихся рисунков |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для детей 5-7 лет (старший возраст)
Задачи:
- Закреплять умение рисовать пальчиками
- Закреплять умение пользоваться техникой печатания (оттиск/теснение): картофелем, пробкой, ладошкой, ластиком
- Закреплять умение рисовать тычком жесткой сухой кистью
- Закреплять умение рисовать углем
- Формировать умение печать по трафарету
- Упражнять в рисовании восковыми мелками, маркерами
- Формировать умение в работать в технике кляксография
Октябрь | |||
№ | Тема | Техника рисования | Программное содержание |
1 | Летний луг | Восковые мелки и акварель, печатание по трафарету | Закрепить ранее усвоенные навыки в данных техниках. Содействовать выразительному отражению впечатлений о лете. |
2 | Укрась вазу для цветов | Печать печатками по трафарету | Закрепить умение составлять простые узоры, используя примакивание, печатание. Развивать чувство композиции |
3 | Осенние листья | Тиснение | Познакомить с техникой. Учить обводить шаблоны листьев. |
4 | Роспись дымковского коня | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Воспитывать аккуратность. | |
Ноябрь | |||
5 | Мое любимое дерево осенью | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить соотносить количество листьев и цвет. Развивать чувство композиции. |
6 | Узор на разделочной доске | Закрепить знание детей о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать доску простым узором. Воспитывать аккуратность. | |
7. | Мы рисуем что хотим | Различные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. Развивать воображение, творчество |
8. | Натюрморт из овощей, что нам осень принесла | Пастель, восковые мелки | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие их расположение. |
Декабрь | |||
9. | Животные, которых я сам придумал | Кляксография | Познакомить и закрепить умение работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение. |
10. | Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, закрепить умение изображать снег с помощью пальчиков. Развивать чувство композиции. |
11. | Елочка нарядная | Рисование пальчиками, акварель и восковые мелки | Учить изготавливать плоскостные игрушки, коллективная работа. Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами. Учить украшать елку бусами используя рисование пальчиками. |
12. | По замыслу | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Январь | |||
13 | Птицы волшебного сада | Продолжать закреплять знания о городецкой росписи. Воспитывать аккуратность | |
14 | Узоры на стекле | Рисование свечей | Закреплять навыки рисования свечей. Развивать воображение, цветовосприятие. |
15 | Обои в моей комнате | Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Совершенствовать умения и навыки в художественном оттиске и рисовании пальчиками. Закрепить умение составлять простые узоры – полоска, клетка |
16 | Растения нашей группы | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, форму и расположение листьев | |
Февраль | |||
17. | Я в подводном мире | Рисование ладошкой, восковые мелки, акварель | Учить превращать отпечаток ладони в рыб, медуз, рисовать различным образом водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
18. | Пингвины на льдинах (занятие №1) | Учить изображать снег, лед и полярную ночь. Используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие холодных цветов | |
19. | Пингвины на льдинах (занятие №2) | Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу по величине птиц. Развивать цветовосприятие | |
20. | Матрешки | Рисование пальчиками | Учить определять колорит, элементы росписи, упражнять в рисование силуэтов матрешек разной величины |
Март | |||
21. | Ветка с первыми листьями | Оттиск печатками | Совершенствование умений данный техник, развивать чувство композиции. |
22. | Открытка для мамы | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Учить располагать изображение на листе по-разному. |
23. | Чудесные платки | Учить рисовать не сложный орнамент по мотивам Павлово-Посадских платков. Развивать чувство ритма цветовосприятие | |
24. | Подснежники для моей мамы | Акварель, восковой мелок | Учить рисовать подснежники восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. |
Апрель | |||
25. | Звездное небо | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, путем смешения различных цветов, используя набрызг и трафареты. |
26. | Красивые букеты (Жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом, учить рисовать подносы различной формы. | |
27. | Чудесный букет | Монотипия | Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, учить изображать букет в технике монотипия. |
28. | По замыслу | Разные | Совершенствовать умения и навыки свободного экспериментирования с материалами |
Май | |||
29. | Черепахи на прогулке | Восковые мелки и акварель, черный маркер | Закрепить умение работать в данной технике. Учить создавать выразительный образ животных |
30. | Как я люблю одуванчики | Восковой мелок, акварель, обрывание, тычкование | Закрепить умение работать в данной технике. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции. |
31. | Березовая роща | Рисование свечей | Закреплять умение рисовать свечей и акварелью. Развивать чувство композиции. |
32. | Выставка рисунков детей данной группы за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся и непонравившихся рисунков |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Давыдова Г.Н. - Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – 2007
- Давыдова Г.Н. - Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II - 2007
- Казакова Т.Г. Рисуем натюрморт (5-8 лет). – М.: Карапуз, 2003.
- Казакова Т.Г. Цветные пейзажи (3-8 лет). – М.: Карапуз, 2003.
- Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-дидактика, 2007.
- Пантелеева Л.В. Рисуем портрет (5-9 лет). – М.: Карапуз, 2008.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития 2007г.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Владос, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Св...
Технология развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Цель технологии: развитие мелкой моторики как средства обогащения словарного запаса детей.Задачи:1. Учить дошкольников умению выражать в речи свои впечатления, оценивать свою деятельность, при общении...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Технология развития мелкой моторики и артикуляции (Н.Л. Стефанова)
Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способност...
Технология - Развити мелкой моторики рук посредством техники оригами» С.В. Соколова, Т.К. Тарабарина
laquo;Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и то...
Технология развития мелкой моторики
Практический материал...
Технология развития мелкой моторики и общей моторики детей
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие дошкольников...