Конспект НОД "Зимние рассказы" образовательная область "Художественное творчество"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Данный материал может быть использован для разработок НОД образовательная область "Художественное творчество". Цель: формирование эмоционально-целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зимние рассказы»
конспект непосредственно-образовательной деятельности
образовательная область «Художественное творчество» в подготовительной группе
Цель: формирование эмоционально–целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с видом живописи – пейзаж. Формировать умение понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений. Обогащать словарь детей эмоционально–эстетическими и искусствоведческими терминами.
Программное содержание: Продолжать формировать умение составлять рассказы описания по картине (пейзаж). Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Материал: лирическая музыка; мольберт; репродукция картины А.К. Саврасова “Зима”; репродукции картин И.И.Шишкина “На севере диком..”, В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”.
Предварительная работа:
1.Работа родителей с детьми:
Поиск информации о картине, художнике.
Рассматривание картины с ребенком.
Составление рассказа по картине вместе с ребенком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).
2. Работа воспитателей с воспитанниками:
проведение дидактических игр; игровых упражнений.
Разучивание стихотворений о природе
Наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.
3 Работа педагога с воспитанниками :
Составление с детьми описательных рассказов по картинам .
Рисование отдельных элементов картины вне занятий.
Рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий.
Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова “Зима”.
1. Проведение дидактических игр:
« Найди картину по палитре » , « Собери пейзаж »
2.Домашнее задание: составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова “Зима”
3.Разучивание стихотворения о пейзаже из книги М.В.Трофимовой “И учеба и игра. Изобразительное искусство” М.В.Трофимовой.
4.Рассматривание учебное - методическое пособия “Дошкольникам об искусстве” Т.Н.Дороновой; учебно-методическое пособие Н.А.Курочкиной “Знакомство с пейзажной живописью”
5.Рассматривание и составление описательных рассказав по картинам:
И.Э. Грабаль “Февральская глазурь”, К.Ф. Юон “Зимнее солнце”, И.И.Шишкин “На севере диком”
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Дети под музыку входят в изостудию.
П: Предлагаю вашему вниманию четыре картины известных художников, (дать детям время рассмотреть картины). Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Скажите, каким словом можно назвать картины?
Д: Картины называются пейзажем.
П: Почему вы решили, что они называются пейзажем? А кто знает, что такое пейзаж?
Д: Пейзаж – это картины, на которых художники рисуют природу.
П: Когда художники рисуют природу на картине – это пейзаж. Пейзаж – это французское слово, предметом которой является изображение природы в разное время года. Это могут быть изображены – леса, поля, луга, реки, озера, моря. Ребята, выберите для себя пейзаж, который больше всех нравится.
П: Таня, какой пейзаж тебе нравится? Что ты чувствуешь, когда смотришь на весенний пейзаж? Какое возникает настроение?
Д: Я чувствую запах весны. Мне хочется медленно танцевать.
П: Маша, а тебе картина с каким пейзажем нравится? Глядя на летний пейзаж, что тебе хочется сделать?
Д: Мне хочется собирать цветы, загорать на солнце.
П: После лета наступает осенняя пора. Кому, ребята, нравится осенний пейзаж? Саша, что интересного можно делать осенью?
Д: Осенью можно собирать грибы, составлять букет из осенних листьев.
П: На смену осени приходит зима. Картины, на которых художники рисуют зиму, называются зимним пейзажем. Скажите, какая бывает зима?
Д: Зима бывает ветреной, вьюжной, метельной, унылой, печальной, морозной.
П: Зимой очень много снега. Каким может быть снег?
Д: Снег может быть холодным, скрипучим, хрустящим, белоснежным, грязным.
П: Где зимой можно увидеть снег?
Д: Зимой снег лежит на крышах домов, на ветках деревьев и кустах, снег покрывает поля.
П: Какие оттенки красок встречаются зимой?
Д: Зимой встречаются оттенки синего, фиолетового, голубого, белого цвета.
П: Как вы думаете, кто еще кроме художников может нам рассказать про зиму в своих произведениях?
Д: Могут рассказать поэты, композиторы.
П: Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму по разному, ее настроение, и рассказывают нам о зиме в своих произведениях. Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах. Предлагаю вам присесть на стульчики и рассмотреть картину А.К Саврасова “Зима” и внимательно послушать стихотворение.
“На обочине дороги
В серебристой – белой мгле
Ель, усыпанная снегом
Наклонилась к земле.
Вот изба стоит вдали
Крыша, крытая соломой,
На деревьях снегири
Свиристят своей знакомой.
Из далека прилетели,
Отдохнуть на ветки сели.
В небо дым с трубы идет.
И береза распушила,
Крону белую свою,
Снегом ей припорошило
Ствол и ветку каждую.
Все зима заколдовала
Жемчугом и серебром,
Рукавом своим махнула
И природа вся уснула”.
П: О чем нам рассказали художник и поэт в своем произведении?
Д: Художник и поэт рассказали о зимней природе.
П: Что удивило и порадовало художника?
Д: Художника удивило то, что снег сверкает и искрится на солнце. Ель и березы усыпаны снегом.
П: Как вы думаете, какой главный объект изображен на полотне?
Д: Главный объект на картине – это изба (хата).
П: Расскажите, какую избу нарисовал художник.
Д: Художник изобразил избу с соломенной крышей, из трубы идет белый дым.
Д: Хата побелена известью. Солома на крыше взъерошена.
П: Что еще вы увидели на репродукции А.К. Саврасова?
Д: На репродукции нарисованы березы и ель.
П: Опишите, какие березы нарисованы на картине.
Д: На картине изображены тонкие, гибкие березы, все в снегу.
П: Что покорило художника в нарисованной им ели?
Д: Покорила стройная ель, укутанная серебристым снегом.
П: Какой живой объект присутствует на репродукции?
Д: На репродукции изображены красногрудые снегири. Они застыли на ветках, как румяные яблоки.
П: Опишите снег, изображенный на полотне.
Д: Снег на полотне белоснежный, скрипучий, серебристый. Местами нежно-голубой, голубовато-розовый.
П: Какие чувства вызывает у вас картина А.К. Саврасова?
Д: Возникает чувство легкости, чувство восхищения.
Д: Глядя на картину, кажется, что находишься внутри ее.
П: Вы рассмотрели картину, немного про нее рассказали. Предлагаю вам послушать мой рассказ про полотно А.К. Саврасова “Зима”. Прежде чем вы его послушаете, предлагаю немного отдохнуть. Для этого вам нужно встать возле стульчиков и выполнять движения под мои слова.
“Ох, зима! Ох, зима!
Сколько снега намела!
Реки все
Сковала льдом.
В снежной шапке
Каждый дом.
Иней на деревьях
И на проводах.
Мы катаемся с горы – Ах!”
П: Присаживайтесь на стульчики и внимательно послушайте мой рассказ. “Живописец А.К.Саврасов на своем полотне изобразил старую покосившуюся хату с взъерошенной соломенной крышей, по краям которой свисают острые, прозрачные сосульки. Над хатой вверх поднимается струйка мохнатого дыма и растворяется в холодном зимнем воздухе. Вокруг побеленной известью хаты, сплетен забор из старых, сухих, крупных веток – это плетень. Рядом с хатой художник изобразил тонкие, высокие, гибкие березы. Кажется, что мороз окутал их голые ветки жемчужным покрывалом.
Не обошла зима и стройную ель, стоящую неподалеку от берез. Ель укутана в легкую снеговую шубу, на ветках – пуховые варежки. На старом, корявом дереве застыли красногрудые снегири. Они замерли в ожидании приближающего зимнего чуда. Снег на картине изображен разными оттенками белого цвета: от нежно-голубого до кремового; местами он серебристый, белоснежный, жемчужный. Морозный, свежий воздух чувствуется в высоких нежно-голубых облаках, в неярком свете солнца и в холодных серых тенях на снегу. Глядя на картину, кажется, что попадаешь в зимнею сказку, в которой правит волшебница зима”.
П: Вы внимательно прослушали мой рассказ. Предлагаю вам составить свои рассказы, но так чтобы рассказы не повторялись, не были похоже друг на друга. За красивый и полный рассказ предлагаю взять одну снежинку и приклеить ее на цветной лист, сделать хоровод из снежинок. Педагог предлагает детям составить рассказы, хвалит их (рассказ получился похожим на зимнею сказку, необычный рассказ составила Катя , красивые слова использовал Ваня в своем рассказе). Ребята, что сегодня вам было трудно сделать? Что удалось легко? Чей рассказ вам понравился и почему? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи "Творчество детского писателя Н.Н.Носова"
Программным содержанием является формирование грамматического строя речи, совершенствование навыка пересказа, умение оценивать поступки сверстников....
Конспекты занятий по речевому творчеству для старших дошкольников
В данных конспектах разработан материал по развитию у детей речевого творчества. Приведены примеры речевых игр с иллюстрациями, художественным словом. В приложении имеются стихи - малютки, придуманные...
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству - рисование на тему:"Сказочная гжель" в подготовительной группе деского сада...
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в подготовительной группе
Программное содержание: Учить детей создавать узоры по мотивам народных росписей (гжель). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму, элементы гжельской росписи. Развивать наблюдательност...
Конспект занятия по художественному творчеству (Лепка+ручной труд) Русалочка
лепка с использованием природного материала...
Конспект занятия по художественному творчеству.Изобразительная деятельность в средней группе
Художественное творчество.Изобразительная деятельность «ПОМИДОР И ОГУРЕЦ»Программные задачи.Учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения...
Конспект Конспект комплексного занятия художественное творчество (аппликация) в младшей группе по теме: «Украсим ёлочку»
Цели: Создать праздничное настроение, передать в аппликации образ ёлочной игрушки, развивать воображение, творчество, закрепить правильные навыки наклеивания....