Конспект по развитию речи "Творчество детского писателя Н.Н.Носова"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Программным содержанием является формирование грамматического строя речи, совершенствование навыка пересказа, умение оценивать поступки сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Н. Носова.
  2. Обогащать словарь (сл. игра « Скажи наоборот», « Что бывает зеленым, острым»); познакомить детей с переносным значением слов « острый»,  «худое».
  3. Формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»).
  4. Развивать диалогическую речь ( беседа по вопросам).
  5. Совершенствовать навык пересказа (рассказ « Огурцы») по картинкам.
  6. Развивать интерес к художественной литературе, учить правильно оценивать поступки героев.
  7. Воспитывать доброту и уважение к окружающим людям.

            Материал к занятию: карта маршрута, карточки к рассказам « Живая шляпа», « Заплатка», « Фантазёры», « Огурцы» (иллюстрации к рассказу) ; портрет Н. Носова, выставка его книг.

           Предварительная работа: чтение произведений Н.Носова, беседа по вопросам.

            Ход занятия:

- Ребята, я вчера перебирала в шкафу и там среди книг нашла вот эту карту. Посмотрите, она уже состарилась, видно по ней уже кто- то путешествовал. Мне тоже так захотелось отправиться в путь, но одна я не решилась.

 Почему, как вы думаете?  ( Ответы детей)

 - Как хорошо, что я вас дождалась, ведь вместе мы сможем преодолеть самый трудный путь. Ну что, отправляемся?

 Давайте сначала внимательно рассмотрим карту и определим, откуда мы начнем свое путешествие.

         ( рассматриваем карту)

- Да, вот от этого флажка с надписью « Старт».

 Итак, первое, что нам встретилось на пути, это « Библиотека им. Н. Носова»

 Вы знаете, кто такой Н.Носов?

 В этой библиотеке много книг этого писателя. Какие рассказы и сказки он написал?

- У нас в группе тоже есть книги этого писателя. Я вам их сейчас покажу.

   ( показываю портрет и книги Н. Носова)

  Рассказываю о Н. Носове. «Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом и хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом работал в кино и снимал фильмы. А детским писателем он стал, когда у него родился сын. Он очень много времени проводил с ним, наблюдал за ним и его друзьями, за их играми и разговорами. Он и стал писать про них. Что-то происходило на самом деле, что-то он придумывал сам, а в итоге получились интересные рассказы. Его книги изданы во многих странах и детям очень нравятся».

- Теперь на нашем пути « Школа фантазёров». Как вы думаете, кто учится в этой школе? Кто такие фантазёры? Давайте вспомним рассказ Н.Носова      «Фантазёры» . Кого  там можно назвать фантазёром? А можно ли Игоря назвать фантазёром? Что бы вы сказали Игорю, если бы встретили его сейчас? Зачем Мишутка и Стасик придумывали небылицы? Вы думаете это легко? Давайте попробуем. ( Выдумки детей)

 - Молодцы! Ну и посмеялись! Как будто тоже учились в этой школе.

- А теперь перед нами « Парк доброты и честности».

- Каких людей мы можем здесь встретить? Почему Мишутку и Стасика?

- А справедливо ли была наказана Ира?

- Как бы вы поступили на её месте?

    Разбор пословицы « Доброе слово лечит, а худое калечит».

- Хотели бы вы иметь таких друзей, как Мишутка и Стасик?

- Давайте и мы поиграем в этом парке. Игра « Скажи наоборот»:

     вы хотели бы иметь друзей

                - добрых, а не…                           сильных, а не…

                - весёлых, а не…                          умных, а не…    и т.д.

  Ну, что выходим из парка, нужно идти дальше. А впереди…

 « Мастерская художника»

- Кто пишет книги?

- А что делают художники?

 - Один неизвестный художник сделал рисунки к рассказам Н. Носова. Давайте посмотрим и определим к каким? ( « Живая шляпа», « Заплатка»).

 Словарные игры:

1.Котенок какой? ( пушистый, усатый, маленький и т.д.)

2.Брюки какие? Зелёные. А что ещё может быть зелёным?

3.Иголка острая. Что может быть острым?

 А соус может быть острым? Значит он какой?

У собаки острый нюх.

У коршуна острое зрение.

4.«Назови ласково»

Котёнок- котёночек, иголка- иголочка и т.д.

   Работа по карточкам с рисунками.

Ну, а сейчас, по какой улице мы идём?- Огуречной.

- Почему её так называют? На этой улице, наверное, живут Павлик и Котька из рассказа « Огурцы»?

Предлагаю пройти к мольберту, здесь иллюстрации к этому рассказу.

-Кто хочет начать рассказ? ( Рассказы детей)

- Ребята, а вам понравился Котька? Почему?

 Да, сначала он совершил плохой поступок, но у него хватило мужества исправить его. Как рассказ заканчивается? И на душе от этого у него было радостно.

Ребята, а у меня на душе радостно от того, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих .Давайте посмотрим , весь ли мы путь прошли .

Посмотрите, на что похож наш маршрут? На сердечко.

Я думаю, что мы прошли его не зря. У нас у каждого есть сердечко.

Приложите руку к нему. Слышите, как оно стучит ? Оно живое. Оно всегда готово вам подсказать , пожалеть кого-то,  понять, полюбить .

Почаще прислушиваетесь к нему, совершайте только хорошие поступки и жизнь станет гораздо лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь и творчество детского писателя Н.Н.Носова"

Презентация к литературному вечеру посвященному творчеству Н.Н.Носова...

«Знакомство с творчеством детского писателя Н.Н.Носова»

Цель проекта: Познакомить детей с творчеством писателя Н.Н.Носова. развивать интерес к художественной литературе. Побуждать детей понимать нравственный смысл произведений автора. Организовать выставку...

Неделя, посвященная детскому писателю Николаю Носову

В нашей группе проходила неделя, посвященная детскому писателю Николаю Носову.Мы читали рассказы: "Живая шляпа", "Мишкина каша", "Заплатка", "На горке"...

Эстафетные задания, посвященные творчеству детского писателя Николая Николаевича Носова.

Эстафетные задания,  посвященные творчеству детского писателя Николая Николаевича Носова....

В гостях у детского писателя Николая Носова

Презентация для дошкольников. Знакомство с писателем Николаем Николаевичем Носовым....