Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по рисованию по теме
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Болотиной М.В.
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходима среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребенка, требуется создание специальных педагогических условий.
Разработала и внедрила в педагогический процесс ДОУ систему работы с детьми предполагающую диагностику уровня их творческого потенциала.
Составила и реализовала перспективные планы ознакомления детей с русским декоративно-прикладным искусством, отследила эффективность технологий, направленных на развитие творческого потенциала дошкольников в различных видах деятельности.
Опытно - экспериментальная деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству;
- развитие речевой активности детей в процессе освоения средств языко
вой выразительности; - использование различных видов игровой и театрализованной деятельно
сти в развитии воображения детей; - использование нетрадиционных техник выполнения рисунка для развития
у детей эстетического восприятия, фантазии воображения.
Работа строится на базе основных принципов дидактики - взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активности ребенка в деятельности.
В качестве ведущего принципа я выделила принцип интеграции, основанный на взаимосвязи разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности -- игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно речевой.
Созданы условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имеет возможность самостоятельно проявить свои творческие способности, в уголке по изодеятельности индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, предоставления самостоятельности в решении творческих задач - важные условия творческой атмосферы.
Приобщение к декоративно - прикладному искусству выстраиваю следующим образом. Сначала знакомлю с видом искусства (дымовской игрушкой, росписями хохломской, городецкой, жостовской, гжель), ребенок рассматривает предметы, отмечает их особенности, обогащаю их представления о взаимосвязи народного промысла и природы. В доступной для детей форме рассказываю об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфики цвета и формы. Затем ряд занятий и совместная деятельность по ознакомлению со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, номинация, цветовая гамма и др.) при этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия. На таких занятиях особое место занимают дидактические игры «Подбери», «Какая роспись» и др. Такие игры, способствуют развитию творческого воображения. Так же занятия по декоративно - прикладному искусству сопровождаются народными песнями, прибаутками, потешками, хороводами.
Для обогащения опыта провожу наблюдения за явлениями природы:- сильнейшие средства, которые могут завладеть внимание и чувствами детей пробудить доброе отношение, восхитить и удивить его. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов в сознании ребенка.
Приобщаю детей к творческому поиску через умение рассматривать иллюстрации картин известных художников: И. Шишкина «Зима», И. Левитана «Весна», «Золотая осень» и т.д.
Обучаю детей понимать замысел художника правильному восприятию средств выразительности, использованных автором в картине, чтобы дети не просто перечисляли увиденное, а чувствовали, что задумал художник, задавая вопросы: «А как Вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?» или «Почему художник назвал свою картину «Золотая осень»? «А как бы Вы назвали эту картину»? Образы картин живут в сознании ребят, побуждал их к созданию рисунков на сюжеты увиденного, способствуют развитию творческой активности детей, любви к природе.
На занятиях по изодеятельности использую музыкальные произведения: классические, народные мелодии, пантомиму, для формирования способности чувствовать, переживать, обыгрывать движениями рук, мимикой лица.
Для развития образов - представлений, воображения, фантазии использую литературу (поэзию, прозу), устное народное творчество (фольклор).
Коллективное творчество доставляет огромное удовольствие детям. Ведь в процессе рассматривания они вспоминают, кто, что и каким цветом рисовал, в результате расширяется словарный запас детей.
Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, композицию, так же деятельность детей сопровождается музыкой, танцами, стихами, фольклором в зависимости от темы занятия. Игры и действия с рисунками воспринимаются детьми очень эмоционально.
Для развития творческих способностей эстетического восприятия, фантазии, воображения применяю новые техники выполнения рисунка: монотипия, диатипия, линогравюра, кшексография, размытый и веревочный рисунок, рисование трубочкой, граттаж, художественный мусор, матрица из картофеля, фотология, различные виды аппликаций. На таких занятиях дети полностью реализуют свою творческую активность.
Особое внимание уделяю совместной работе с музыкальным руководителем. Использую парциальную программу «Волшебство театра» автор Михайлова Елена Борисовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 2». Провожу тематические занятия, театрализованные представления, развлечения: «В мастерской художника», «Зимняя сказка», «Гжельский букет», «Золотая осень».
К детям в гости приходят сказочные персонажи, предлагаю различные этюды на развитие выразительности движений.
Во время развлечения дети играют на разных инструментах (ложки, трещотки и т.д.) поют, танцуют, играют.
На занятиях предлагаю детям сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование ее персонажей. Например: сочиняя сказку «В чудесном лесу» дети должны были использовать настольный театр. В разных местах большого лис-
та бумаги были нарисованы деревья, небольшие фигурки неопределенной формы и отдельные линии, предлагаю дорисовать все незаконченные изображения, превращая, их кто во что хочет: в деревья, птицы, цветы, бабочки и т.д., даже в то, чего на самом деле не бывает: в невиданные растения, животные. Нарисованный детьми «Чудесный лес» - декорации к настольному театру, с помощью которого дети разыгрывают придуманную ими сказку. Свои работы дети выполняют теми инструментами и способами, которыми лучше владеют, что позволяет им почувствовать уверенность в собственных силах.
Диагностика уровня развития творческого воображения, способностей детей позволяет сделать вывод: творческие игры, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствуют развитию творчества.
В дальнейшем я планирую продолжать работу с детьми по развитию творческих способностей. Уделять больше внимания индивидуально личностному подходу к ребенку, стимулировать его творческую деятельность, удовлетворять потребность ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы их чувств в разных видах деятельности. Организовать совместную творческую деятельность с родителями. По этой теме обобщен опыт моей работы, выпущена брошюра: развитие творческих начал дошкольников средствами изобразительного искусства» в МОУ «Учебно-методический центр», имеются видеофильмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Из опыта работы...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.
Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»
Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...