Цветные впечатления детства
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Источником хорошего настроения ребенка является рисование.В материале представлен опыт работы воспитателя 1 младшей группы. Рассматриваются условия организации изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет, представлены перспективные планы по рисованию, аппликации и лепке, авторские сценарии. Особое внимание уделяется разнообразию художественных техник для формирования творческих способностей у детей раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЦВЕТНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЕТСТВА
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Живу и работаю я на Крайнем Севере, где природа не балует изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успевают насладиться яркостью и разнообразием красок.
Все мы хотим, чтобы ребенок, подрастая и развиваясь, учился видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии.
Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным. “Если мир без чудес черно-бел, то мир с чудесами – цветной”. Может, потому дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию.
Вот и решила я как можно ближе познакомить 2 – 3-х летних малышей своей группы с удивительным миром красок и цветов, со всем его многообразием и великолепием.
Известно, что в раннем возрасте дети неусидчивы, быстро переключаются с одной деятельности на другую, спешат, как можно больше освоить и испытать. Как увлечь в таком возрасте ребенка? Только опираясь на преимущества этого возраста:
- малыши очень наблюдательные;
- малыши очень чуткие и восприимчивые.
Внимание малышей привлекает все новое, необычное, а главное – настоящее.
Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Для того чтобы работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру была плодотворной и увлекательной – я изучила литературу многих авторов:
- Т.Н. Доронова “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”;
- Т.Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”;
- В.Н. Егорова “Школа раннего развития”;
- О.А. Никологорская “Игры с красками и бумагой”;
- Н. Алексеевская “Озорной карандаш”;
- В.А. Силивон “Аппликация для самых маленьких”;
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон “Обучение детей 2 – 4-х лет рисованию, лепке, аппликации в игре”;
- Аверьянова “Изобразительная деятельность в детском саду”;
- Р. Гибсон “Мы рисуем”;
- В.С. Горичева, Т.В. Филиппова “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок”;
- “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” под редакцией Р.Г.Казаковой.
Но наиболее вдохновила на творческую работу книга Е.П. Топаловой “Художники с пеленок”.
Придерживаясь задач развития базисной программы “Истоки” разработала перспективный план занятий на год по рисованию и аппликации для детей 2 – 3-х лет (Приложение 1).
На занятиях по изобразительной деятельности дети получают специальные знания, умения и навыки. Задания и упражнения позволяют не только сформировать у малышей все необходимые навыки и умения, но и воспитывать интерес и любовь к рисованию, развивать творческие способности, воображение, речь.
Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами.
Для малышей сверхзадачей является познать предметы, их свойства, качества. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.
Основным художественным занятием в этом возрасте являются “игры с художественными материалами”. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.
В своей работе я использую разные техники рисования, доступные детям: рисование карандашами (для малышей предпочтительно подбирать карандаши с маркировкой М и 2М), фломастерами “Карапуз” (т.к. они более удобны для маленькой ручки ребенка), мелками, тушью, красками – гуашь, акварель; рисуем тычками, печатками, пальчиками, ладошками.
Выбор тем может быть неограничен. В рисовании малышу в два-три года доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (“листочки”), штрихов карандашом, фломастером (“дождь”), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (“дорожки”, “ленточки” и т.п.) это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании.
Для того чтобы наиболее разнообразить работы, я предлагаю малышам дорисовать детали не только нарисованным и аппликативным изображениям, но и к поделкам – оригами. С каким интересом и восхищением малыши воспринимают живые картинки! С большим удовольствием дорисовывают хвост объемному петушку или украшают рыбку чешуйками, которая вот-вот уплывет с листочка. Работы получаются очень необычными и оригинальными.
Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы занятий по лепке и рисованию перекликаются (Приложение 2).
Для того чтобы заинтересовать малышей к занятиям лепкой, вначале предлагаю им, как и в рисовании дополнить изображение, например, леплю силуэт дерева на картоне (типа барельефа), а ребенок изображает пластилином листочки, или предлагаю силуэт черепашки, а малыш украшает ей панцирь. Для малышей эта работа увлекательна и интересна. Затем последовательно знакомлю детей с формообразующими движениями.
Создала в группе развивающую среду по изобразительной деятельности для свободного и совместного творчества взрослых и детей.
Перечень оборудования для игр – занятий по изодеятельности в 1 младшей группе.
- Бумага белая плотная (альбомная), тонированная, цветная, картон
- Мольберт (высота 55 – 60 см или 65 – 68 см)
- Стенд для просмотра рисунков на высоте удобной детям.
- Цветные карандаши
- Краска гуашь
- Чашки для краски
- Кисти мягкие № 8, 10, 12, 22, 24
- Стаканы-“непроливайки”
- Салфетки для осушения кистей
- Подставки для кистей
- Клеенка
- Фартук для ребенка, если рисует за мольбертом
- Фломастеры
- Восковые мелки
- Цветные мелки (школьные)
- Тычки разных размеров
- Цветная тушь
- Поролоновые губки
- Тряпочка для рук
- Таз с водой
- Акварельные краски
- Печатки (разных форм)
В приемной нашей группы “Колобки” открыта галерея детского творчества “Очень любят малыши краски и карандаши”, которая работает для воспитанников, родителей и педагогов МДОУ.
В помощь педагогам и родителям подготовила красочный материал (буклеты, памятки, рекомендации):
- “Взял я в руки карандашик…”
- “Рисование – это интересно!”
- “Я рисую!”
- “В стране Акварели”
- “Рисуем вместе с родителями” и т.п.
Для детей и взрослых детского сада провела презентацию выставки детских работ “Рисунки из ладошки” (Приложение 3).
Работы наших воспитанников участвовали в выставке на 2 региональной научно-практической конференции “Детский сад – путевка в ХХI век”.
Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.
В раннем творчестве детей выражено счастье, которое приносит детям искусство. Вместе с тем, назначение детского творчества смягчать жизненные бури. Поэтому надо, чтобы в детстве было как можно больше творческой радости жизни, так как она – залог будущей душевной силы и равновесия.
Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет на другие сферы деятельности, научит искать нестандартные решения самых разных проблем.
А пока пусть мои малыши купаются в ярких красках окружающего мира, чтобы в дальнейшем они могли в полной мере проявлять свои способности, умели думать, фантазировать, мыслить.
Предварительный просмотр:
Перспективный план по рисованию и аппликации
для детей 2 – 3 лет.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материал | Художественное слово |
Сентябрь | «Коробка с карандашами» | Учить правильно держать карандаш в руке и вести им по бумаге. Замечать следы от карандаша на бумаге. Вызвать интерес к рисованию карандашами. Установить какие цвета карандашей знают дети. | Пол-листа бумаги, набор карандашей. | «По бумаге я бегу, Все умею, все могу; Хочешь – домик нарисую, Хочешь – елочку в снегу, Хочешь – дядю, хочешь – сад. Мне любой ребенок рад». |
Сентябрь | «Дождик, дождик, веселей» | Вызвать у детей эмоциональный отклик, ритмом штрихов учить передавать капельки дождя. | Листы с силуэтами тучи, карандаши синего цвета. | «Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, воду лей. На цветочек, на листок, Кап, кап, кап. На дорожку, на лужок, Кап, кап, кап. Тучка в небе синяя – Капай дождик сильный Кап, кап, кап…» |
Сентябрь | «Травка для зайки» | Познакомить детей с кистью и красками. Учить отражать в рисунке окружающий мир. Учить правильно держать кисть, набирать краску и рисовать, придерживая листок левой рукой, набирая краску снимать о край баночки лишнюю каплю. | Лист с изображением зайки, зеленая гуашь, кисти | «Пришел к деткам в гости зайка, Угостим мы травкой зайку. Смотри, зайка, слушай, Будешь травку кушать! Палка, палка, палочка, Вырастает травочка, Зеленая палочка – Зеленая травочка!» |
Сентябрь | «Осенние листочки» | Учить правильно держать кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая в краску по мере надобности. Учить различать желтый, красный, зеленый цвета. Развивать эстетическое восприятие. | Разноцветные листья, гуашь (по одному цвету на стол), кисти. | «Дует, дует ветер, Дует задувает. Желтые листочки С дерева срывает. И летят листочки С ветки на дорожки И бегут по листьям Маленькие ножки». |
Октябрь | «Ёжик» | Учить рисовать путем ритмичного проведения коротких вертикальных линий на близком расстоянии одна от другой. Познакомить детей с фломастерами. Учить правильно держать фломастер в руке и вести им по бумаге. Обратить внимание на след, оставляемый фломастером на бумаге. | Листы с изображением ежика без колючек, фломастеры черного и коричневого цвета. | «Жил ежик колючий В лесу дремучем Ёлочку встретив, Колючий заметил: -На мне палочки-иголочки И на зеленой елочке!» |
Октябрь | «Щетка» | Учить детей правильно держать фломастер в руке. Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию фломастерами. Упражнять в ритмичном изображении коротких линий. | Листы с изображением зубной щетки без ворса, фломастеры. | «Не рычи на щетку, Шарик. Не укусит, не комарик. На моей картинке Тонкие щетинки. Чтобы зубки были чище, Каждый день их щеткой чистим». |
Октябрь | «Шли по дороге» | Создать условия для экспериментирования с красками. Познакомить детей с техникой рисования пальчиками. Учить детей аккуратно обмакивать пальчик в краску и оставлять следы на бумаге. | Игрушки: медведь, зайка (белочка), листы бумаги, гуашь черная, таз с водой, салфетки. | «Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ!» |
Октябрь | «Мухоморы» | Учит рисовать детей пальчиками приемом примакивания, располагая горошки по шляпке гриба под словесное сопровождение («примакнуть-оторвать») | Лист бумаги с изображением гриба, гуашь белого цвета, таз с водой, салфетки. | «Бежала лисочком Лиса с кузовочком. -А что в кузовочке? -Лесные грибочки, Грибочки-груздочки Для сына, для дочки». |
Ноябрь | «Дорога для машины» | Продолжать вызывать интерес к рисованию краской. Упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий. Развивать аккуратность и желание рисовать. | Листы с изображением машин разных цветов, кисти, гуашь по цвету машин. | «Едут машины, Шуршат шины. Погоди немного, Вот дорога… А палочки длинные – Следы машинные. У нас машины разные И желтые, и красные. Машины за машинами Шуршат своими шинами». |
Ноябрь | «Ленточки» | Учить детей правильно держать кисть, рисовать красками, набирать краску всем ворсом, проводить ровную прямую линию не отрывая руки, промывать кисть, просушивать ее о тряпочку, набирать краску другого цвета. | Ленточки разных цветов, кукла, альбомные листы, гуашь-красная, желтая, зеленая.., кисти. | «Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все!» |
Ноябрь | «Лесенка» | Учить детей проводить прямые линии и штрихи, длинные и короткие, в разных направлениях. Учить изображать перекладины лесенки короткими горизонтальными линиями, не пересекая опорных вертикальных линий-стоек. | Листы бумаги, фломастеры, фигурки игрушек (петушки, зайчики). | «Нарисовали лесенку На лесенке ступеньки. Шагаем вверх по лесенке И поем всем песенки». |
Декабрь | «Железная дорога» | Продолжать вызывать интерес к рисованию. Побуждать на основе игровой мотивации рисовать рельсы во имя осознанной и пережитой цели. Упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных и коротких вертикальных линий. | Листы бумаги с изображе-нием вагончиков, фломастеры. | «Загудел паровоз И вагончики повез: -Чух-чух, чу-чу-чу, Я далеко укачу!» |
Декабрь | «Цветные клубочки для котят» | Учить рисовать клубочки круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги. Правильно держать карандаш в процессе рисования, левой рукой придерживать лист. Закрепить цвета. | Листы с изображением котят, цветные карандаши. | «Если кто-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится. Прыг-скок! Цап–царап! Не уйдешь из наших лап!» |
Декабрь | «Снежные комочки» | Учить рисовать предметы круглой формы. Учить рисовать круги разного размера, заполняя свободное пространство листа. | Листы темного тона, белая гуашь, кисти. | «Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром. И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом». |
Декабрь | «Шарики» | Учить детей рисовать предметы круглой формы. Продолжать знакомить детей с названиями цветов, учить различать их. Закреплять умение правильно держать кисть, рисовать красками и использовать краски разных цветов. | Гуашь цветная, альбомные листы, шарики воздушные. | «Шарики, шарики Подарили нам! Красные, синие Дали малышам! Шарики подняли Мы над головой Заплясали шарики! Красный, голубой». |
Январь | «Новогодняя елочка» | Создать у детей радостное настроение, зажечь на веточках елки огоньки, используя краски контрастных цветов. Познакомить со способом рисования тычками. | Листы с изображением елки, цветная гуашь, тычки. | «Ну и елка, просто диво, Как нарядна, как красива. Ветви слабо шелестят, Бусы яркие блестят. И качаются игрушки – Флаги, звездочки, хлопушки». |
Январь | «Снеговик» | Упражнять детей в рисовании предметов округлых форм. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, закреплять навыки закрашивания круглой формы. Развивать аккуратность, творческую активность. | Листы темного тона, белая гуашь, кисти. | «Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили. Снег февральский слабый, слабый Мялся под рукой. Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой». |
Январь | «Неваляшки – яркие рубашки» | Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт неваляшки, развивать чувство цвета. | Игрушки-неваляшки, силуэты, цветная гуашь, кисти. | «Мы милашки, Куклы-неваляшки, Куклы-неваляшки, Яркие рубашки» |
Январь | Аппликация «Путешествие на воздушных шариках» | Повышать точность движения руки и глаза, подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета; различать цветовые оттенки. | Разноцветные шары оваль-ной и круглой форм, вырез- анные из кар- тона, карточ-ки с наклеен- ными на них разноцветными полосками адекватных цветов. | «Шарики, шарики Подарили нам! Красные, синие Дали малышам! Шарики подняли Мы над головой Заплясали шарики! Красный, голубой». |
Февраль | «Чайный сервиз» | Закреплять способы рисования кистью точек, мазков, линий, колец и т.д. Учить последовательно пользоваться краской 2-х цветов, располагать узор по всей поверхности предмета. | Силуэта чайного сервиза (чаш-ки, чайник, блюдца),кисти, гуашь 2-х цветов, образ-цы посуды. | «Кукол в платья наряжали, Кукол в гости приглашали, сладким чаем их поили И коврижками кормили». |
Февраль | Коллективная работа «Лебединое озеро» | Создать условия для экспериментирования красками. Познакомить детей с нетрадиционными приемами рисования – ладошками. Учить аккуратно делать отпечатки ладошкой. | Лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки. | «Вдоль по реченьке лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет. Белым крылышком помахивает, На цветы водичку стряхивает» |
Февраль | «Волшебный цветок» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования. Учить рисовать ладонью. Развивать воображение. | Картинки с изображением сказочных и декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь. | «Над клумбой бабочка кружит, Куда же сесть? Все не решит: Цветочек каждый так хорош! Какой красивей – не поймешь!» |
Февраль | Аппликация «Мы сидим на лесенке и поем всем песенки» | Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки или башенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Упражнять в плотном прикладывании одного элемента к другому. Подталкивать к самостоятельному обыгрыванию с помощью плоских фигурок животных, игрушек. | Прямоугольники, разные по цвету, величине, длине, но одинаковые по ширине, силуэтные фигурки игрушек, животных. | «Раз – ступенька, Два – ступенька, Три – ушиблена коленка. На четвертой На ступеньке Я встаю на четвереньки. Пусть ступеньки высоки, Высоки, На коленках синяки, Синяки. Я по лестнице поднялся, Остальное – пустяки!» |
Март | «Веточка мимозы» | Учить передавать в рисунке образ цветущей мимозы. Познакомить со способом рисования тычками: показать, как вести прямые линии, как ставить точки. Постараться вызвать интерес к созданию красивой картинки для мамы. | Картинки с изображением мимозы, поздравительные открытки к 8 Марта, цветные листы, гуашь, тычки, кисти. | «Вот и кончились морозы, Солнце весело играет Золотистые мимозы О весне напоминают. Желтые пушистые Шарики душистые Мимозы удивительной Просто восхитительны» |
Март | «Рыбки в аквариуме» | Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать формы линейным контуром, пятном. | Бумага голу-бого цвета силуэтом аквариума, гуашь крас-ная, оранже-вая, кисти. | «Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Быстро - быстро уплыла» |
Март | «Цыпленок и его друзья» | Учить рисовать округлые формы, выбирать способы их изображения, цвет, положение на листе. Закреплять умение набирать на кисть краску, рисовать круги разного размера (туловище, голова).Развивать аккуратность при работе с красками. | Альбомные листы зеле-ного тона, желтая гуашь, фломастеры красного и черного цве-тов. Картинка «Курица и цыплята» | «Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, Желтые цыплятки» |
Март | Аппликация «Коврики для котят и щенят» | Побуждать выкладывать разноцветные фигурки равномерно по всей плоскости листа бумаги. Приобщать к совместным действиям: украшать коврик вдвоем или вместе с воспитателем, в зависимости от возможности отдельных детей | Плотные листы разноцветной бумаги 25х30, 30х30, разноцветные фигуры, игрушки животных для каждого ребенка. | «Спит будильник. Спит звонок. Просыпается щенок. Просыпается и лает, Снов приятных нам желает. «Бай-бай! Баю-бай!» - Вот что значит этот лай». |
Апрель | «Как у наших у ворот…» | Учит печатать всей ладошкой приемом примакивания под словесное сопровождение (примакнуть-оторвать), закреплять значение двух цветов: желтого, красного, побуждать называть их. | Гуашь желтая, красная, таз с водой, салфетки, игрушка и изображение петуха без хвоста. | «Как у наших у ворот, Петух зернышки клюет, Петух зернышки клюет, Малых детушек зовет: -Вы мои ребятки, Желтые цыплятки, Ко мне бегите, Мне помогите. Ку-ка-ре-ку!» |
Апрель | «Солнышко- ведрышко» | Совершенствовать умение печатать всей ладошкой на ограниченной плоскости, приемом примакивания под словесное сопровождение. Побуждать называть знакомые цвета. | Гуашь, салфетки, таз с водой, игрушка-герой любой потешки. | «Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку, Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку!» |
Апрель | Аппликация «Выросли грибы на полянке» | Упражнять детей в составлении целого из двух разных частей. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. Побуждать помогать соседу находить нужные детали. Различать и называть цвета. | Шляпки и ножки грибов, разной величины и расцветки. | «Топ-топ – пять шагов, В туесочке – пять грибов. Мухомор красный – Гриб опасный. А второй - лисичка, Рыжая косичка…» |
Апрель | «Украсим матрешкам сарафаны» | Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт сарафана или лист бумаги, развивать чувство цвета | Силуэты разных цветов, краски, кисти. | «Мы веселые матрешки, На ногах у нас сапожки – В сарафанах наших пестрых Мы похожи, словно сестры». |
Май | «Пчелки» | Учить детей рисовать восковыми мелками, закреплять умение передавать формы линейным контуром, закрашивать по контуру, не выходя за границы. | Восковые мелки, листы бумаги. | «Пчелы гудят - В поле летят. С поля идут – Медок несут». |
Май | «Птички на ветках» | Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать формы линейным контуром, пятном. | Листы бумаги с изображе-нием веток деревьев, мелки или фломастеры. | «Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: -Киньте крошек воробью – Я вам песенку спою!» |
Май | Аппликация «Лодочки цветные по волнам плывут» | Продолжить формирование навыков совместных действий. Продолжать овладевать опытом работы на большом листе, ориентироваться. Различать и называть цвета. Составлять отдельные части в целое. | Лист голубого цвета, вырезанные лодочки и паруса, ручейки. | «Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой, Везет, везет подарки Подарки нам с тобой». |
Май | «Вот что мы умеем» | Развивать у детей воображение, учить самостоятельно выполнять рисунок. | Тонированная бумага альбомного формата, краски, кисти. | «Очень любят малыши Краски и карандаши. Ими будем рисовать. Что? Ты сможешь угадать?» |
Предварительный просмотр:
Перспективный план игр-занятий по лепке в 1 младшей группе
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материал | Методические приемы |
Сентябрь | «Пищащий комочек» | Вызвать у детей интерес к пластилину как к художественному материалу, познакомить их со свойствами. Поддерживать стремление к образному обозначению выполненных изделий, побуждать детей как-то называть их. | Пластилин, доски | Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на доску, пошлепать по пластилину, вдавливать пальцами. |
Сентябрь | «Что можно слепить?» | Продолжать знакомить детей с пластилином, вызвать желание действовать с ним, развивать интерес к процессу и результату лепки. | Пластилин, доски. | Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на доску, пошлепать по пластилину, вдавливать пальцами. |
Сентябрь | «Проложим дорожку из камешков» | Продолжать вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки. Учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки. | Птички-игрушки или силуэты птичек из плотной бумаги, тонкого картона; округлые формы в виде водяной лужицы из голубой бумаги, пластилин. | Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и выкладывают из них дорожку. |
Сентябрь | «Осенние листочки» | Развивать интерес у детей к процессу и результату работы, находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином. | Пластилин желтого, зеленого, красного цвета, силуэты деревьев из картона. | Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и создают из них образ осеннего дерева. |
Октябрь | «Угостим птичек зернышками» | Вызвать интерес к простейшим действиям с пластилином, к отщипыванию пальцами маленьких кусочков от основного куска. | Птички-игрушки или силуэты птичек из плотной бумаги, тонкого картона, пластилин. | Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и скатывают из них зернышки. |
Октябрь | «Украсим черепашку» | Вызвать у детей интерес к результату работы, учить аккуратно пользоваться пластилином. | Цветной пластилин, готовые формы черепашек, сделанные воспитателем. | Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и украшают ими панцирь черепашки. |
Октябрь | «Полянка для жучков» | Развивать у детей интерес к процессу и результату работы, продолжать учить отрывать маленькие кусочки от большого комка. | Округлые формы в виде полянки; жучки, вырезанные из картона или плотной бумаги. | Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и создают из них образ полянки. |
Октябрь | «Столбики» | Учить детей отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями. | Пластилин, палочки для рассматривания. доски | Показать, как отщипнуть кусочек пластилина и раскатать его в длину вначале на доске, а затем между ладонями. |
Ноябрь | «Самолет» | Учить детей из готовых палочек составлять самолет, играть с ним, подражая звуку летящего самолета: «р-р-р», закреплять умение раскатывать пластилин в длину, воспитывать самостоятельность. | Пластилин, доски, игрушка-самолет для рассматривания, тканевая салфетка | Рассматривание в игровой ситуации игрушки-самолета; показ последовательности изготовления самолета; пояснение (без показа) способа раскатывания пластилина; рассматривание работ детей в игре. |
Ноябрь | «Заборчик для животных» | Закреплять умение раскатывать пластилин; учить накладывать раскатанные палочки одна на другую, узнавать в комбинации форм предметы, называть их, играть с ними. | Пластилин, доски, игрушки домашних животных | Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать между ладонями и складывать в виде забора. |
Ноябрь | «Лесенка» (Мостик) | Вызвать у детей желание лепить из пластилина. Создавать изображения предметов из раскатанных столбиков, называть их, обыгрывать. | Пластилин, доски, салфетка, игрушки для создания интереса к работе. | Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать между ладонями и складывать в виде лесенки. |
Ноябрь | «Следы в лесу» | Продолжать вызывать интерес к простейшим действиям с материалом, учить отрывать кусочки от большого комка. | Игрушки или силуэты - зайка, лисичка, медведь; макет леса из ватмана. | Показать, как отщипывать, отрывать небольшие кусочки пластилина и создают из них следы зверей. |
Декабрь | «Сушки и баранки» | Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями. Учить соединять концы столбика в виде кольца. | Пластилин, доски | Показать детям, как отрывать куски пластилина, раскатывать между ладонями и соединять концы столбика в виде кольца. |
Декабрь | «Пирамидки в подарок игрушкам» | Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями. Продолжать учить делать кольцо, соединяя концы столбика. | Пластилин, доски, пирамидки для рассматривания | Рассматривание в игровой ситуации пирамидки, пояснение способа раскатывания пластилина, сделать столбик на подставке. Показать, как с помощью стеки можно отрезать кусочки пластилина и благодаря этому регулировать их длину. |
Декабрь | «Улитка» | Продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами. | Пластилин, доски | Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде домика улитки, способом оттягивания и прищипывания сделать рожки у улитки |
декабрь | «Елочка красавица» | Продолжать учить делить пластилин на части и раскатывать прямыми движениями между ладонями, составлять несложные изображения. | Пластилин, доски, картонки 10Х10 см. | Рассматривание игрушки-елочки и показ способа лепки и выполнение изображения. |
Январь | «Шарики» | Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики, играть с ними. | Пластилин, доски, салфетка, игрушки-шарики и горка для их прокатывания | Игра с шариками-игрушками, показ способа скатывания шара из пластилина, обыгрывание готовых шаров, прокатывание их по горке или через воротца. |
Январь | «Снеговик» | Учить детей составлять из простых форм (шариков) и дополнительного природного материала забавный образ снеговика; закреплять умение делить ком пластилина на большой и маленький и скатывать шар в ладонях. | Пластилин, доски, природный материал (горошинки для глаз), игрушки для рассматривания и обыгрывания готовых детских работ. | Рассматривание игрушки-снеговика и показ способа его лепки; рассматривание детской лепки в игре «Снеговики водят хоровод вокруг елочки». |
Январь | «Ёжики» | Развивать у детей интерес, совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями. Учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать бросовый материал для изображения колючек. | Ёж – скульптура малых форм или игрушка, пластилин, доски, нарезанная соломка. | Показать приемы лепки: скатывание между ладонями, оттягивание пальцами мордочки, способом прищипывания делать ушки, по всей спинке воткнуть соломки-колючки. |
Январь | «Булочка» | Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями, учить сворачивать столбик придавая вид булочки, воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. | Пластилин, доски, кукольные тарелки. | Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде булочки или кренделька. |
Февраль | «Куклы-неваляшки» | Вызвать у детей желание лепить куклу-неваляшку, придавать ей выразительность дополнением некоторых деталей; закреплять умение делить ком пластилина на большой и маленький, скатывать мелкие куски в шарики и соединять. | Пластилин, доски, влажные салфетки, игрушки для рассматривания. | Рассматривание куклы в игровой ситуации; показ способа лепки; обыгрывание результатов лепки. |
Февраль | «Лепка по желанию» | Воспитывать у детей самостоятельность в выборе темы и в создании выразительного образа с использованием природного материала; закреплять умение раскатывать и скатывать пластилин. | Пластилин, доски, салфетки, природный материал: горошины, палочки, соломинки. | Беседа с детьми о том, кто что хотел бы лепить. Если дети будут затрудняться, предложить посмотреть, какие игрушки стоят на столе и что для них можно вылепить. |
Февраль | «Домики для жучков» | Побуждать детей доступными им средствами выразительности создавать сказочные домики для своих букашек. Развивать воображение, фантазию. | Листы бумаги с изображением травы и букашек, пластилин. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины. |
Февраль | «Тарелочки для матрешек» | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту; учить приему вдавливания шара пальцами внутрь для получения полой формы. | Пластилин, доски, кукольные тарелочки для рассматривания, матрешки | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины. |
Март | «Прянички для мамочки» | Воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное маме – вылепить для нее сладости. Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск (печенье, пряник). Развивать воображение. | Пластилин, доски, стеки. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями. |
Март | «Рыбки» | Побуждать детей к лепке рыбок. Упражнять в использовании приемов оттягивания (головы, хвоста, плавни-ков). В процессе предварительной работы (игры с игрушечными рыбками) научить выделять форму основной части и отдельных характерных деталей – хвоста, плавников, глаз. Рта. | Пластилин, коробка-аквариум с наклеенными на дно и стенки водорослями, камешками; доски, стеки. | Рассматривание игрушки-рыбки, закреплять умение скатывать пластилин в виде цилиндра, оттягивать пальцами хвост, показать, как с помощью стеки можно сделать чешуйки. |
Март | «Цыпленок и его друзья» | Вызвать у детей желание вылепить маленького круглого цыпленка, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза – горошинки, учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик. | Пластилин, доски, природный материал – горошинки, игрушки. | Загадка о цыпленке, вместо отгадки показать игрушку-цыпленка. Рассмотреть его, посадить к курочке-игрушке и предложить детям вылепить для курочки много цыплят; показ способа лепки, рассматривание детской лепки. |
Март | «Бусы для куклы» | Учить детей лепить круглые предметы, раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями. | Пластилин, доски, бусы. | Обследование бус в игровой форме «Бусы рассыпались", показ способа лепки: раскатывание округлой формы. |
Апрель | «Смотрит солнышко в окошко» | Продолжаем учить лепке округлой формы, закрепить прием сплющивания округлой формы между ладонями и превращая ее в диск, совершенствовать умение скатывать прямыми движениями столбики, создавать изображение из раскатанных предметов. | Пластилин, доски, листы из плотной бумаги или тонкого картона в виде окошка. | Показ способа лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации |
Апрель | «Тарелочка с яблоками» | Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные раннее, развивать самостоятельность. | Пластилин, доски, салфетки, яблоко на тарелочке для рассматривания. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины. |
Апрель | «Птичка» | Вызвать у детей желание вылепить маленькую птичку, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза – горошинки, учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик. | Пластилин, доски, природный материал – горошинки, игрушки. | Показ способа лепки, рассматривание детских работ. |
Апрель | «Угощение для куклы» | Воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное куклам. Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск (печенье, пряник). Развивать воображение. | Пластилин, доски, стеки. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями. |
Май | «Самолет» | Учить детей из готовых палочек составлять самолет, играть с ним, подражая звуку летящего самолета: «р-р-р», закреплять умение раскатывать пластилин в длину, воспитывать самостоятельность. | Пластилин, доски, игрушка-самолет для рассматривания, тканевая салфетка | Пояснение (без показа) способа раскатывания пластилина; рассматривание работ детей в игре. |
Май | «Улитка» | Продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами. | Пластилин, доски. | Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде домика улитки, способом оттягивания и прищипывания сделать рожки у улитки |
Май | «Что мы умеем лепить» | Развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности (природным материалом, речью, игрой); закреплять умение детей раскатывать и скатывать пластилин, накладывать одну часть на другую и прижимать. | Пластилин, доски, природный и бросовый материал. | Вопросами вызвать у детей желание лепить («Чем бы вам хотелось поиграть? Можете ли вы вылепить это?»; напомнить, как можно лепить некоторые игрушки, предложить поиграть с ними. |
Май | «Грибы» | Учить детей лепить гриб из диска и столбика, закреплять навык скатывания и раскатывания пластилина между ладонями, сплющивания материала. | Пластилин, доски, салфетка, иллюстрации и муляжи грибов для рассматривания | Показ лепки, рассматривание готовых грибов, вылепленных детьми, обыгрывание. |
Июнь | «Погремушка» | Закрепить умения детей лепить игрушку из шарика и палочки; закреплять навыки скатывания и раскатывания пластилина между ладонями. | Пластилин, доски, погремушки для рассматривания | Игра с погремушками, обследование игрушки во время игры; показ способа ее лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации «Погреми своей погремушкой» |
Июнь | «Мисочки для котят» | Продолжать вызывать интерес у детей к действиям с пластилином. Побуждать доступными им приемами (вдавливанием, расплющиванием и др.) изображать мисочку и использовать ее в игре. | Силуэты котят или любые игрушки-кошки на каждого ребенка, пластилин. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины. |
Июнь | «Испечем оладушки» | Воспитывать у детей отзывчивость, желание сделать приятное куклам. Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск (печенье, пряник). Развивать воображение. | Пластилин, доски, стеки. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями. |
Июнь | «Тарелочка с яблоками» | Продолжаем учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные раннее, развивать самостоятельность. | Пластилин, доски, салфетки, яблоко на тарелочке для рассматривания. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины. |
Июль | «Смотрит солнышко в окошко» | Продолжаем учить лепке округлой формы, закрепить прием сплющивания округлой формы между ладонями и превращая ее в диск, совершенствовать умение скатывать прямыми движениями столбики, создавать изображение из раскатанных предметов. | Пластилин, доски, листы из плотной бумаги или тонкого картона в виде окошка. | Показ способа лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации. |
Июль | «Зайка» | Учить делить кусок пластилина пополам, скатывать шар, вторую половину еще раз делить пополам, делать головку, из оставшейся части – две палочки (ушки). | Пластилин, доски. | Показ способа лепки, рассматривание лепки в игровой ситуации. |
Июль | «Разноцветные колечки» | Совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями. Продолжать учить делать кольцо, соединяя концы столбика. | Пластилин, доски, колечки для рассматривания | Рассматривание в игровой ситуации колечек, пояснение способа раскатывания пластилина. Показать, как с помощью стеки можно отрезать кусочки пластилина и благодаря этому регулировать их длину. |
Июль | «Посуда для букашек» | Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластилином. Закреплять умение передавать простейшую объемную форму при лепке чайной посуды (стаканы, чашки, бокалы). | Отдельные предметы чайной посуды (стакан, чашка, бокал), пластилин. | Обследование блюдца, показ способа лепки: раскатывание округлой формы, сплющивание между ладонями и углубление большим пальцем середины. |
Август | «Рыбки» | Побуждать детей к лепке рыбок. Упражнять в использовании приемов оттягивания (головы, хвоста, плавни-ков). В процессе предварительной работы (игры с игрушечными рыбками) научить выделять форму основной части и отдельных характерных деталей – хвоста, плавников, глаз. Рта. | Пластилин, коробка-аквариум с наклеенными на дно и стенки водорослями, камешками; доски, стеки. | Рассматривание игрушки-рыбки, закреплять умение скатывать пластилин в виде цилиндра, оттягивать пальцами хвост, показать, как с помощью стеки можно сделать чешуйки. |
Август | «Улитка» | Продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами. | Пластилин, доски. | Показать, как между ладонями раскатывать пластилин, сворачивать столбик в виде домика улитки, способом оттягивания и прищипывания сделать рожки у улитки |
Август | «Башенка» | Закреплять умение сплющивать шар, составлять башенку. | Пластилин, доски. | Показать, как между ладонями раскатывать пластилин в шар и сплющивать его пальцами, составлять устойчивую башенку. |
Август | «Любимые игрушки» по стих. А.Барто | Побуждать лепить по содержанию стихотворения, используя имеющиеся умения. | Пластилин, доски, бросовый материал. | Вопросами вызвать у детей желание лепить («Чем бы вам хотелось поиграть? Можете ли вы вылепить это?»; напомнить, как можно лепить некоторые игрушки, предложить поиграть с ними. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развитие детского творчества отражающего впечатления от окружающего мира"
Статья направлена на повышение педагогической грамотности родителей в обучении детей изобразительным навыкам и умениям, развитию воображения и целенаправленности восприятия....
Краткосрочный проект в старшей группе «Лучшее на свете впечатление о лете!»
Цель проекта: развивать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений....
Конспект совместной речевой деятельности взрослого и детей подготовительной группы в форме открытого диалога «Музей впечатлений»
Материал направлен на формирование у детей интереса к изучению истории и культуры родного города,способствует развитию у дошкольников умения передавать окружающим позитивную и полезную инф...
Незабываемые впечатления
замечательный способ познания мира для детей - прогулки-походы. Природа дарит ребятам яркие впечатления, появляется возможность для совершенствования движений....
Развитие речи. Рассказывание на основе личных впечатлений на тему "Наши игрушки".
П.С. Учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома....
Проект "По дороге со сказкой"Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творче...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...