Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа) по теме
В статье затронуты два основных подхода: обучение без творчества и творчество без обучения, даны примеры нетрадиционных методов рисования для дошкольников в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_netraditsionnye_tekhniki_risovaniya_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский говорил: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Мой многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
- детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, это - обучение без творчества;
- для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия, но это - творчество без обучения;
Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним твор-ческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии.
Я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых можно развивать у детей воображение, творческое мышление и активность. Необычное сочетание материалов и инструментов в нетради-ционной технике рисования, а также универсальность их использования очень привлекательны для детей. Эти техники рисования открывают огром-ные возможности выражения собственной фантазии.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, от сюда появляется радость от законченной работы и нет переутомления ребёнка.
На практике работа с использованием нетрадиционных техник рисования реализуется мной через занятия в вечернее время. Дети могут фантазиро-вать и представлять из себя маленьких волшебников. Использование различ-ных приёмов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, и даёт возможность оформлять их до узнаваемых изображений. Красочные и яркие изображения радуют детей. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей или родителя и ребёнка.
Технология нетрадиционных методов рисования интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Пример методов рисования:
1.Тычок жесткой полусухой кистью
2.Скатывание бумаги (комочки)
3.Восковые мелки (свеча) + акварель
4.Монотипия предметная
5.Набрызг
6.Отпечатки листьев
7.Кляксография
8.Рисование соломкой
9.Рисование по-сырому
10.Рисование пластилином
11.Мятая бумага
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.
Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста: метод тычка".
В статье описывается возможное использование нетрадиционной техники рисования (метод тычка) в работе с детьми дошкольного возраста....
Перспективное планирование по использованию нетрадиционных методов рисования в старшем дошкольном возрасте (в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей)
Перспективное планирование по использованию нетрадиционных методов рисования в старшем дошкольном возрасте(в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей)...
НОД с применением нетрадиционных методов рисования для старшего дошкольного возраста на тему : «Береза в зимнем уборе»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста проводилось с целью обобщить представления о березе, познакомить детей с новым для них способом изображения -рисование солью....
Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.
Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....
Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.
quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....
Методическая идея по теме "Нетрадиционные методы рисования для детей дошкольного возраста"
Методическая идея....
«Хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования с детьми раннего возраста»
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей....