Презентация "Творческие способности детей через художественный ручной труд"
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Мамаева Гульнара Пирмагомедовна

Презентация "Творческие способности детей через художественный ручной труд"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное Дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад №38 «Домовенок».

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе "Малыши - крепыши"

Автор: Мамаева Гульнара Пирмагомедовна. 

(Описание передового педагогического опыта по художественно-творческому воспитанию детей младшего дошкольного возраста).

 «Творчество – особый вид деятельности, он в самом деле несет удовлетворение».
(С. Моэм.)

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гилфорда, Е. Торренса, Е.Богоявленской и др.), именно период от рождения ребенка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.                      

Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественно – творческой деятельности.

По целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений, бедность воображения) создать объективно новое ребёнок не может. 

Л. С. Выготский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - писал В. А. Сухомлинский. Однако творчество не приходит к детям само по себе, творчеству надо учить. Поэтому целью моей работы стало развитие художественно – творческих способностей детей посредством художественного труда, выполнения поделок из различных материалов.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы; 2.Развивать способность к альтернативным решениям, закреплять навыки и умения вариативного изображения;

3.Обучать техническим приемам и способам изображения;

 4.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.

5.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить. 

Для полноценного развития и формирования художественно – творческих способностей я создала следующие условия:

1.Социально-экономические– создание у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

2.Психологические – формирование у ребёнка внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки его творческих начинаний; 3.Физические – наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Уже в первой младшей группе детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков пластилина и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Дети учились анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные. Когда работа находилась на начальной стадии, я играла с ребятами в ассоциации. Например, «На что похоже?», «Прятки», «Угадай - ка». 
Все это способствовало раннему развитию творческих способностей детей.

c:\users\apostol\desktop\мама\фото\sdc12554.jpg

Во второй младшей группе работу усложнила, предложив детям более мелкую крупу (манку). К поделкам из пластилина добавила работу с соленым тестом. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу, развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребёнка. К тому же, солёное тесто несет массу положительной энергии. 

c:\users\apostol\desktop\мама\фото\sdc12553.jpg

К рождественскому празднику дети изготовили из солёного теста ёлочки и, проявив свое творчество, раскрасили их; к пробуждению весны порадовали мам пушистыми вербочками; бублики и баранки сделали для куклы Кати; ягодки и грибочки - для белочки и т. д.

Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребёнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно-творческой деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно- ролевым играм: «Больница», «Магазин», «Дом». Из теста мы изготавливаем  батоны, калачи, печенье, сушку, торты, сами их раскрашивают.

В средней группе я планирую заинтересовывать детей изготовлением объёмных (будто настоящих) фигурок из соленого теста и простых композиций из цветного опила, крупы; показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; учить  расписывать вылепленные изделия. 
Работа с пластилином способствует развитию фантазии, творческой индивидуальности детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получатся вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.

В средней группе также будем создавать аппликации из чайной заварки и цветного  опила.  На первых этапах будем использовать крупные формы изображаемого предмета.

В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. 

c:\users\apostol\desktop\мама\фото\sdc12550.jpgc:\users\apostol\desktop\мама\фото\sdc12190.jpg 

Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют выдуманное различными деталями.

Ребята с удовольствием делают картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами  довольны все.

Творческие задания с радостью выполняются  детьми, а эффективная мотивация выступает как стимул к творчеству. 

c:\users\apostol\desktop\мама\img_0390.jpgc:\users\apostol\desktop\мама\img_1367.jpg

Ребята изготавливают с помощью педагога книжки-малышки с картинками из цветного опила для малышей, чтобы порадовать маму картиной из пластилина. 

Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность. 

c:\users\apostol\desktop\мама\фото\sdc12561.jpg c:\users\apostol\desktop\мама\фото\sdc12590.jpg

Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители видят на стенде «Наши работы». Дети и взрослые систематически видят  плоды своей деятельности, что даёт им толчок к новым поискам, открывает простор для творческой деятельности.

Мои воспитанники ежегодно участвуют в городских и межрайонных выставках

Проведённая мною диагностика уровня развития творческих способностей, позволила сделать вывод, что стало выше не только качество знаний и умений детей, но и повысился уровень развития творческих способностей. В 2013 г повышение уровня творческой активности составил 27%, в 2014 г увеличился на 34 %. 
В свободное время я занимаюсь художественной вышивкой. Поэтому перспективой своей работы я выбрала именно вышивку, которая расширит познавательные и творческие способности детей.

Таким образом, знакомя детей с разными видами творческой деятельности, развиваются творческие способности детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»

        На сегодняшний день проблема  развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творче...

«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»

  «Развитие творческих способностей детей посредством  художественного ручного труда»...

Консультация: "Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда"

Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечестве...