Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников
статья по рисованию по теме
Приобщение ребенка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_i_vospitaniya-referat.odt | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Воспитатель ГБОУ СОШ № 951 Забродская Наталья
План
• развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру;
• приобщение к изобразительным видам деятельности;
• музыкальное развитие детей;
• приобщение к театрализованной деятельности.
Приобщение ребенка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире — в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Взрослый призван помогать ему открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным видам художественно-эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях.
Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно, взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша.
Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша. Например, расставляя посуду на столе, можно спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными пятнышками — Сашеньке и Танюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев,
1
сказать: «Вот какой получился красивый букет!» Воспитателям следует обращать внимание детей на декоративные детали одежды (бантики, вышивку на кармашке, красивые пуговицы).
Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обратить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий, веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряхапоросенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует использовать в качестве негативного примера особенности внешнего облика детей.
Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произведений народного творчества, которые следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засушенные листья деревьев, их цвет, форма и др.
Важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать более эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразным природным материалом: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, можно складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками; любоваться полетом пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь художественными образами. Например, «листики шуршат, будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необычность происходящего в природе (разноцветная капелька дождя на веточке, распустившийся бутон, цветовая гамма неба, скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоплению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.
Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у них отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требуется особый настрой и взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность в обращении к настроению малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, формированию у него негативного отношения к общению на эстетические темы.
Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства — тем лучше. При этом
2
необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных его особенностей, желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, от-влекся), не стоит настаивать, можно привлечь его внимание к этому в другой раз или подобрать для совместного восприятия что-либо иное.
Для обогащения запаса детских впечатлений полезно прослушивать в качестве иллюстраций к различным видам деятельности фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, X. Глюка, А. Вивальди, Ж. Визе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения содержат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребенком, сопутствовали его жизни. Например, выходя с малышами на прогулку в ясный зимний день, можно выразительно прочесть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудесный!» Или, рассматривая с ребятами цветы — «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые?» А.К. Толстого. Укладывая детей спать, можно напеть колыбельную песню или включить ее запись, затем под этот же музыкальный фрагмент попросить малышей покачать кукол и т.п.
Чтение потешек, сказок желательно сопровождать рассматриванием иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина, Т. Мавриной и др.
Художественная деятельность у детей формируется постепенно. Задача взрослых — вовремя создать условия для ее зарождения и развития, заметить и поддержать устремления ребенка. Помогая малышу, не стоит спешить и форсировать это качество. Привлекая ребенка к какому-либо виду художественной деятельности (изобразительной, музыкальной и т.п.), следует помнить, что на данном возрастном этапе главное — его интерес, удовольствие и радость от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь и т.д. Важен эмоциональный отклик ребенка на песенку или картинку, его желание сопровождать музыку движениями, стремление действовать с красками и глиной, интерес к детским стихам, кукольному театру.
Малыш познает окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: с бумагой, карандашом, глиной, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек глины может принимать причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают звуки.
Задачей педагога является создание для ребенка соответствующей развивающей среды, т.е. необходимо подобрать материал для разных видов художественно-эстетической деятельности. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слишком много одновременно, так как это рассеивает внимание малыша.
Ребенку следует предоставить возможность опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Например, вначале малыш может мять и рвать бумагу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк,
3
можно предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес малыша, поддержать его познавательные действия. Постепенно из интереса к материалу при помощи взрослого у ребенка возникает интерес к действию с ним, а затем и к результату его — образу предмета, явления, воплощенному в красках, линиях, звуках.
Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. В играх следует развивать способность малыша замечать, узнавать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» птичку или зайку), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня, громкую или тихую, быструю или медленную музыку и т.д. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок мог сравнивать особенности материала или используемых выразительных средств. Педагог побуждает его прислушиваться к звукам, смешивать краски, получая цвета, помять в руках твердую и мягкую глину, погладить ладошкой гладкий ватман и шершавую гофрированную бумагу. Радуясь и удивляясь вместе с малышом, сделанному им «открытию», воспитатель побуждает его поделиться своими впечатлениями, чувствами.
Художественное воспитание дошкольников развивает эстетическое восприятие мира и чувство прекрасного. Многие дети любят петь, танцевать, читать стихи или заниматься другими видами художественно-эстетической деятельности. В таких случаях они выступают не только «исполнителями», но собственно и «творцами»: ведь они сами сочиняют песенки, рисуют или лепят то, что родилось в их замыслах. Это можно считать первыми проявлениями творчества у детей, с этого можно начинать художественное воспитание дошкольников. Художественная деятельность проявляется в раннем дошкольном возрасте по-разному. Это и восприятие детьми произведений искусства (а также – выразительное их исполнение), и первые попытки творческой самореализации.
То, что дошкольник самостоятельно не может полноценно освоить развитую форму искусства, понятно и так. Но все же нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства с самых ранних возрастных периодов. Один из способов привлечения внимания малышей к изобразительному искусству – формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. На занятиях художественно-эстетического цикла решаются задачи творческого развития детей раннего возраста, а именно: – развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.; – познакомить детей с различной техникой: монотипия, диатипия, витраж, коллаж, печать с картинками и др.; – способствовать возникновению интереса к экспериментированию; – использовать полученные навыки и умения для оформления спектаклей, подготовки атрибутов, бутафорий и т.д.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, быть доступным и удобным для использования. Так, самым маленьким удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая моторика, можно предлагать тонкие кисточки.
Детей следует познакомить с основными приемами работы с различными материалами, дать
4
им возможность рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками» на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу, чтобы была свобода действий для рисующих рядом. Один малыш выберет карандаш, другой захочет мелок, третий — сделает отпечатки губкой, пропитанной краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместности, подражания действиям друг друга, освоения новых материалов для изобразительной деятельности.
По завершении коллективного рисунка воспитатель попросит малышей сказать, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.), может дорисовать некоторые детали к рисункам, чтобы получился новый образ. Например, соединит линиями цветные пятна, добавит несколько пятен, чтобы получилась мышка, домик, человечек и т.п., предложит малышам самим дорисовать к его собственному рисунку какие-либо детали, подумать, что получилось.
Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Картинки-кляксы получаются, если брызнув на бумагу краску, сложить лист пополам кляксой внутрь. Детям можно предложить угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.
Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей воспитатель может использовать заготовки: вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа, предложить рисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим приемом является накладывание (примакивание) на бумагу губки, пропитанной краской или специальной печатки. Педагог предварительно вырезает из нее различные формы и фигурки, которые затем дети макают в блюдечки с красками и делают/отпечатки. Они могут украсить нарисованную елку разноцветными шарами, яблоню — яблоками или птичками. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей, любые подходящие предметы.
К концу года ребенок должен освоить доступные в раннем возрасте нетрадиционные техники рисования: монотипия, рисование пальчиками, ниткопись, раздувание пятна и др. Некоторые нетрадиционные способы рисования, доступные для детей раннего дошкольного возраста. М о н о т и п и я – одна из простейших графических техник, название которой происходит от греческих слов monos («один») и typos («отпечаток»). Количество красок – любое. Результат – изображение, отличающееся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний. Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттисните на бумагу донышко стакана, квадратной коробочки, треугольный предмет. Это позволит вам подвести его к понятиям «верх» и «низ», «прямое» и «зеркальное» изображение. Важно выработать у ребенка внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Форма листа заставляет каждый раз по-новому обдумывать рисунок. Это один из примеров игры с детьми, способствующий развитию памяти, глазомера, помогающий развивать простейшие мыслительные операции. С такой игры советуем начать с ребенком освоение графики. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. Их можно назвать кляксами, но лучше увидеть цветы и звезды, облака и глубоководные рыбы.
Если нарисовать на одной половине листа бабочку со сложенными крыльями, накрыть
5
изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и собирается взлететь. При помощи этих незамысловатых приемов легко объяснить детям законы симметрии.
Д и а т и п и я (разновидность монотипии) Ватным тампоном или кисточкой нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что-нибудь нарисовать карандашом или просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Освоив технику в одном цвете, можно приступать к работе с несколькими красками.
Л и н о г р а в ю р а На картон наклейте вырезанные узоры, силуэты, затем нанесите тушь или краску тампоном из мягкой тряпочки на весь лист. На поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой и протрите ложечкой. Протрите круговыми движениями, тщательно разгладьте там, где лист соприкасается с картоном. Получилось цветное изображение. А в местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. Силуэты выходят цветные, а вокруг них получается белый ореол. Фон, в зависимости от шероховатости картона будет, где темнее, а где светлее.
П а л ь ц е в а я ж и в о п и с ь (хэппинг) У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами, – это наши пальчики. На каждый пальчик-кисточку набирается своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе или водой на асфальте.
Н и т к о п и с ь Техника «ниткопись» вызывает бурный восторг у детей. Вам понадобятся нитки № 10, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать, и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в краску так, чтобы она пропиталась. Держа нитку за кончик, аккуратно уложите ее на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. А теперь посмотрите, что получилось, и на что похоже это изображение. Недостающие детали дорисуйте кистью, карандашом или фломастером.
Б у м а ж н а я п л а с т и к а Бумажная пластика – это, по сути дела, художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности (художественные образы, конструкции, модели) создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги. Существует разная техника работы с бумагой:
1. Рисование на мятом листе позволяет без особых усилий добиваться объемного изображения. В результате реальные объекты (лес, горы, деревья и др.) приобретают естественные очертания. Сминание – достаточно простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть ее целостный образ: облако, цветок, бантик, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: на что или на кого это похоже, на что похоже, если повернуть с другой стороны, а если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги «превращаются» в пушистых цыплят, одуванчики, новогодние игрушки и др.;
- Разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто разрывают бумагу на мелкие кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающей действительности (листок, жучок, макароны, конфета и др.) Из оборванных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета и различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки (птичку, рыбку, цветок), но и композиции (букет цветов, цирк, море);
6
3. Скручивание – такой способ помогает ребенку создавать объемные и фактурные поделки. Чудесно получаются цельные образы: змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, розочка, кукольная бижутерия, а также некоторые части поделок и изображений: косы, уши, бантики, стволы деревьев.
Таким образом, основная задача взрослых, осуществляющих художественное воспитание дошкольников – создать максимально благоприятные условия для того, чтобы приобщить ребенка к художественной практике в различных ее проявлениях.
Существует даже такой необычный приём, как рисование апельсинами- когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти».
Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества.Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании:
Тычок жесткой полусухой кистью. |
Монотипия предметная. |
Монотипия пейзажная. |
Акварельные мелки. |
Отпечатки листьев. |
-Набрызг. |
Кляксография с ниточкой. |
Кляксография с трубочкой. |
Кляксография обычная. |
Тычкование. |
Печать по трафарету. |
Свеча + акварель Возраст: от четырех лет. |
Восковые мелки + акварель. |
Оттиск смятой бумагой. |
Оттиск печатками из ластика. |
Оттиск пенопластом. |
Оттиск поролоном. |
Оттиск печатками из картофеля. |
Оттиск пробкой. |
Рисование ладошкой. |
Рисование пальчиками. |
Педагог откликается на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. Малыши внимательно наблюдают, как он рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать, а воспитатель поддерживает инициативу ребенка в создании самостоятельных рисунков по замыслу:
• побуждает к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, предлагает малышам нарисовать разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы, рельсы со шпалами для поезда, на котором поедет Чебурашка;
• помогает детям в создании предметных и сюжетных рисунков. Например, сам рисует травку и стебли цветов, а детей просит дорисовать головки цветов и солнышко с лучиками.
Пробуждая интерес детей к лепке из пластилина, глины, теста, помогает им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для раскрашивания в группе хорошо иметь фигурки из разных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.). В процессе занятий с ними дети овладевают приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой вплетаются в игровые сюжеты, а изготовленные предметы и фигурки могут быть использованы для различных игр (грибочки для ежика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в магазин и т.п.).
Педагоги знакомят детей с элементарными способами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, используя разноцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки, семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.).
При подготовке к изобразительной деятельности следует поддерживать интерес ребенка к материалу, его инициативу, стремление что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала, средств, замысла. Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрослые должны предоставить им возможность действовать самостоятельно, не навязывать всей группе и каждому ребенку одно и то же занятие или игру.
Проведение занятий и игр лучше осуществлять, используя комплексно различные виды художественной деятельности; например, рисовать под музыку или стихи; лепить персонажи сказок, затем обыгрывать их.
Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя отбирать рисунки и поделки без разрешения малыша, лучше попросить его нарисовать (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок педагогу, родителям, другому ребенку. Желательно, чтобы все детские работы (а не только самые лучшие) экспонировались, предварительно договорившись с автором: «Ты
13
хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Петя нарисовал красивую рыбку, а Катя — замечательный цветок...» и т.п. Такое отношение взрослых способствует развитию у детей положительного самоощущения, стимулирует их творческие проявления, порождает чувство гордости за достигнутое.
Для приобщения детей к музыкальной культуре нужны особые условия. В детском учреждении и в каждой группе создается музыкальная среда. Музыка органично включается в различные виды деятельности (на физкультурных занятиях, на занятиях изобразительной деятельностью, при проведении подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов используется соответствующее музыкальное сопровождение: веселая музыка при встрече детей, на прогулке, при проведении зарядки, колыбельная перед сном. Однако следует соблюдать меру, так как постоянный музыкальный фон может утомить детей, притупить их восприимчивость к музыке.
В детском учреждении должен быть зал, оснащенный музыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.). В групповом помещении оборудован музыкальный уголок, в котором имеются детские музыкальные инструменты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.
Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, малыши учатся извлекать из них разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подражать, имитировать звучание разных инструментов (барабан — «бум-бум», дудочка — «ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь»).
Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками,— это основа будущей музыкальности.
Для этого малышам нужно петь песенки, прослушивать вместе с ними детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыки педагоги побуждают детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, прихлопывать в ладошки, кружиться, подпевать. Педагог стремится разделить любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подключается к действиям детей, хвалит их. Также он может побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.
Педагог предоставляет малышам возможность прослушать звучание разнообразных инструментов, музыкальных игрушек и исполняемых на них мелодий, акцентирует внимание детей на характеристики их звучания: громкость, высота, темп и др. При этом взрослый использует различные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музыкальными средствами (сердитый барабан, веселый бубен, звонкий колокольчик, грустная дудочка, озорная погремушка и т.п.), побуждает малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.); при прослушивании музыкальных фрагментов может предложить детям изобразить мимикой, движениями настроение, помогает назвать его.
Педагог поддерживает интерес и побуждает детей к пению, танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, может раздать
14
малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «веселый оркестр». Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движениями (ставить ножку на носок, кружиться, приседать, размахивать платочком в такт музыке). Воспитатель побуждает малышей напеть колыбельную куколке, сделать зарядку зайчикам под веселую песенку.
Привлекая маленьких к занятиям и музыкальным играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы они испытывали удовольствие от предлагаемой им деятельности. Умение правильно интонировать или, хлопая-топая, попадать в ритм звучащей музыки не должно быть самоцелью.
Музыкальному развитию способствует участие детей в праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как поют и танцуют взрослые и старшие, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх).
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся»; предложит малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стишками и песенками.
С настоящими театрализованными представлениями дети могут познакомиться в детском учреждении при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и силами педагогов, родителей и старших детей.
Педагоги могут инсценировать знакомые детям сказки, стишки и в повседневной жизни. Для этого можно использовать разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланеграфе), а также обыкновенные игрушки. Желательно привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Для этого лучше всего использовать знакомые детям сказки — «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка-ряба» и др. Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они могут произносить некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Например, в «Репке» малыши могут «тянуть» репку, в «Курочке-рябе» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей.
Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает малышам осваивать азбуку взаимоотношений.
15
Сопереживание персонажам инсценировок развивает эмпатию, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.
Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую активность.
Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций).
Педагоги поддерживают интерес детей к музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений, экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях, пении, создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей, инсценировок, используя разные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.
Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус.
16
Список литературы
- Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
- Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
- Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
- Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
- Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
- Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
- М., 1956г.
- Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
- Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окру...
Нетрадиционные техники рисования как способ художественно - эстетического развития дошкольников.
Нетрадиционные техники рисования как способ художественно - эстетического развития дошкольников. Батик....
Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»
Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников&raq...