ПРОЕКТ "ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ"
проект по рисованию по теме
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является художественно-эстетическое развитие ребенка. Для реализации этого направления оборудовано специальное помещение – изобразительная студия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Для реализации задач художественно-эстетического направления в нашем детском саду создана проблемно-творческая группа, которая объединяет педагогов-единомышленников с ярко выраженным новаторским духом, обладающих способностями к решению нестандартных творческих задач, владеющих продуктивными технологиями и художественно-прикладными умениями, а также эстетическим взглядом на окружающий мир. Эти педагоги не только принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Предметом интереса проблемно-творческой группы является развитие креативного мышления ребенка-дошкольника на основе интеграции различных видов художественно-продуктивной деятельности. Актуализируя проблему воспитания и развития творческой личности ребенка, мырешаем задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий.
В основе системы работы эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно-образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Проекты, прежде всего, направлены на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экспериментирование и поиск. Так, образовательный проект «Ступеньки детского творчества» направлен на формирование целостного и многогранного представления детей об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя его универсальность и синкретизм (единство); проект «Творчество без границ» – на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельности как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, активизация планирующей функции речи, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.
Мы думаем, что использование традиционных, авторских приёмов и форм будет способствовать возникновению в ДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей) - ассамблея больших и маленьких почемучек: «Город кукольных мастеров», «Ярмарка народных промыслов», «Страна творчества», «Мама, папа, я – творческая семья», «Путешествие по разноцветным островкам». Поиск новых форм организации творческих мастерских, варьирование и обогащение содержательного аспекта проведения ассамблей, позволит создать устойчивую традицию в ДОУ и объединить детей, педагогов, родителей в детско-взрослое сообщество. В процессе творчества у взрослых и детей возрастет интерес к совместной художественно-творческой деятельности (экспериментированию с различными художественными материалами, звуками, словами), произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения будет способствовать приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработать определенную модель взаимодействия с ними.
В результате творческой педагогической работы у дошкольников сформируется позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобретут опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыков диалогического общения, научатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.
Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений позволит организовать её в виде художественно-творческих комплексов, которые постоянно будут трансформироваться и выступать как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.
Компонентами художественно-творческих комплексов организуем такие мини-центры, как «Мастерская маленького волшебника», «Я – дизайнер», «Островок чудесных превращений», «Весёлый карандашик», «Театр творчества», «Мастерская «Пчёлки», которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Максимально насыщенные современным художественным полифункциональным материалом и оборудованием творческие мини-центры организуем с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, разные виды кистей, заостренные палочки, глина, разные виды бумаги и др. Доступность и свобода выбора даст возможность каждому желающему ребенку проявлять свои творческие способности. Воспитанники рисуют на мольбертах в свободное от организующих моментов время, природу с натуры.
На мой взгляд, положительных результатов и эффектов можно добиться благодаря нововведениям и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), превращая их в субъектов совместной художественно-творческой деятельности, что подтверждает стабилизация инноваций в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Каждый из членов проблемно-творческой группы внесет свой вклад в продвижение собственного инновационного продукта. Об этом свидетельствует наличие собственных методических разработок и публикаций на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, обобщение опыта работы, а также внедрение авторских разработок в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Так для педагогов ДОУ создана система работы по развитию креативного мышления ребенка-дошкольника через продуктивные виды деятельности, которая включает в себя алгоритм взаимодействия педагогов детского сада, модель взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, с целью повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов, стимулирования успешного вовлечения их в образовательное пространство ДОУ.
Педагогами ДОУ широко востребован опыт работы, позволяющий им наиболее эффективно планировать педагогическую деятельность, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, а также осуществлять активный непрерывный и позитивный обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми).
2.1. Цели, задачи и ожидаемые результаты.
1. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ ЦРР д/с «Медвежонок».
2.Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию с учетом Федеральных государственных требований, возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.
1. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в МБДОУ ЦРР д/с « Медвежонок», социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.
2.Разработать концепцию воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию дошкольников МБДОУ ЦРР д/с «Медвежонок» с учетом ФГТ.
3.Обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию(материально-техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).
4. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
5.Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ ЦРР д/с «Медвежонок»;
- Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.
- Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.
- Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.
- Размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ ;
- Оформление фотоколлажа, презентаций по результатам реализации проекта
Дошкольник – эстетически воспитанный, эмоционально отзывчивый, креативный, знающий виды и жанры искусства, обладающий сформированной музыкальной культурой и социально-художественным опытом.
- Повышение рейтинга МБДОУ ЦРР д/с «Медвежонок» в районе.
2.2. Основная проблема, ее актуальность
Актуальность проекта. Развитие творческих способностей, фантазий, воображений, развитие мелкой моторики у дошкольников – служит одним из важных источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Так как развитие познавательных процессов в дошкольном детстве, технических умений и приобщение дошкольников к миру красоты и гармонии поможет им быть уверенными и успешными в дальнейшей жизни.
Актуальность обусловлена следующими проблемами:
- В соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями, положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ
- Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусств и художественной деятельности.
- Присвоение дошкольному образовательному учреждению «Медвежонок» статуса республиканской площадки поставило педагогический коллектив перед необходимостью расширения содержания образования по данному приоритетному направлению.
- Базовая программа «Детство» не отвечает в полной мере современным требованиям к реализации художественно-эстетического развития, так как:
- в ней представлены не все виды художественной деятельности детей и не раскрыта методика работы по разделам «Театрализация», «Музыкальное развитие» и др.;
- содержание программы «Детство» не предусматривает комплексного подхода к художественно-эстетическому развитию дошкольников в разных видах детской деятельности;
- в программе не учитываются запросы родителей, возможности окружающего социума.
Преодоление существующих проблем и устранение противоречий, стоящих перед коллективом МБДОУ ЦРР д/с «Медвежонок», является составной частью целей и задач, которые стоят перед воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию и составителем данного проекта.
2.3. Содержание и структура инновационного проекта
Содержание и структура инновационного проекта включает в себя:
- краткую аннотацию к проекту, раскрывающую цель, задачи, актуальность проекта, ожидаемые результаты, механизм выполнения проекта, а также объем финансирования;
- описание проекта, раскрывающее предмет исследования, программу выполнения работ по проекту, основные результаты, достижение которых предполагается проектом, инновационный потенциал проекта;
- финансово-экономическое обоснование проекта, где описывается экономичность проекта, проводится оценка имеющихся ресурсов для реализации проекта, представляется смета расходов.
Кроме того, в структуру проекта включено его форма представления результатов на локальном уровне, заключение, глоссарий, список литературы, приложения.
2.4. Новизна и практическая значимость
- Впервые в данном дошкольном учреждении внедряется воспитательная система художественно-эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств и художественной деятельности: живопись, графика, скульптура и изобразительная деятельность, музыка и музыкальная деятельность, театр и театрализованная деятельность, художественная литература и художественно-речевая деятельность.
- Интегрированные мероприятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.
- Модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию предполагает активное использование потенциала окружающего социума: Детской школы искусств, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий ,Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3.
- Воспитательная система по художественно-эстетическому развитию предполагает использование нетрадиционных форм организации видов художественной деятельности. Особый акцент делается на творческой деятельности детей.
- Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
2.5. Уровень проработанности
Этап работы
Программа выполнения работ по проекту подразумевает
3 этапа:
Iэтап подготовительный (2010 г.),
IIэтап основной (2011 г.),
IIIэтап заключительный (2012 г.).
В настоящее время коллектив реализует мероприятия заключительного этапа работ по проекту.
Выполненный объем работ, полученные результаты:
- Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию.
- Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по проблеме.
- Проведен предварительный анализ выявленных возможностей, интересов детей, запросов родителей и их дифференциация.
- Спланировано и организовано взаимодействие участников проекта. Отработаны внутренние и внешние связи.
- Проведена оценка возможностей и угроз для реализации проекта.
- Созданы воспитательная система по художественно-эстетическому развитию с учетом ФГТ, модель управления ею.
- Практическая реализация опыта.
План – программы выполнения работ
1.Подготовительный этап | ||
1.Создание творческой группы «Разбуди в ребенке волшебника» МБДОУ ЦРР – д\с «Медвежонок» | 2011 -2012г Сентябрь | Старший воспитатель Воспитатель ИЗО |
2.Разработка Проекта «Развитие художественного творчества воспитанников в воспитательной системе ДОУ». | Январь | Воспитатель ИЗО |
3. семинар – практикум , обучение по формированию художественно эстетической компетентности педагогов; | Февраль | Старший воспитатель. Воспитатель ИЗО |
4. Анкетирование педагогов и родителей МБДОУ ЦРР – д/с «Медвежонок» «Уровень художественно - эстетической компетенции» | Март | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ |
5.Выявление промежуточных результатов реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию. | Январь | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ, воспитатели |
6. Презентация проекта, проведение педагогической конференции, с целью включения участников в проектную деятельность. | Март | Члены творческой группы проекта |
II. Основной этап | ||
Содержание деятельности | сроки | ответственный |
I. Интегрированные мероприятия интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников | 2010 – 2011г В течении года | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ, воспитатели |
2 Семинар для педагогов на тему: Педагогический пробег | Октябрь | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ |
3.Блицтурнир "Знатоки искусства" между родителями и детьми старшей группы | Ноябрь | Воспитатель по театрализованной деятельности, специалисты |
4 Праздники ИЗО, для всех возрастных групп по временам года. | В течении года | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ, |
5. Творческая лаборатория для родителей. | Постоянно действующая | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ, |
6. Интегрированные мероприятия по теме «Край родной – русская земля» | Март | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ, воспитатели |
7. Оздоровительно – коррекционная работа средствами искусства | В течении года | Педагог - психолог |
8. Проведение цикла тематических музыкальных мероприятий. | В течении года | Музыкальный руководитель, педагог хореографии, специалисты ДОУ |
9. Анкетирование родителей и педагогов – промежуточный результат (корректировка направлений деятельности участников проекта) | Февраль | Воспитатель ИЗО специалисты ДОУ, воспитатели |
III. Заключительный
Содержание деятельности | сроки | ответственный |
1. Анкетирование родителей и педагогов – итоговый результат | 2012г Декабрь | Старший воспитатель, воспитатель ИЗО |
2.Книга отзывов о развитие художественного творчества воспитанников 3. Размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ ; Оформление фотоколлажа, презентаций по результатам реализации проекта | Старший воспитатель, воспитатель ИЗО Воспитатель ИЗО Воспитатель ИЗО | |
4. мероприятие по повышение уровня сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов . | Декабрь | Старший воспитатель |
Определенность перспектив работы
над проектом, обоснованность необходимых для этого условий
При условии успеха реализации проекта дети получат амплификационное развитие, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; родители – высокое качество художественно-эстетического развития; педагоги повысят свой профессиональный уровень; все это, в конечном счете, позволит обеспечить:
- повышение эффективности воспитательной системы;
- качественное улучшение художественно-эстетического развития воспитанников;
- укрепление материально-технической базы;
- максимальную адаптацию системы к запросам социума;
- повышение конкурентоспособности.
В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем
- введения системы культурно-досуговой деятельности семей, проживающих в районе;
- организации группы кратковременного пребывания неорганизованных детей дошкольного возраста с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития;
- разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах художественно-эстетической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"
Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....
Роль презентаций в расширении границ познания детей в образовательной области «Художественное творчество».
в статье рассказывается о типах презентаций, их использовании в НОД (из опыта работы)...
«Что нужно знать родителям при установлении границ дозволенного»
Правила для родителей при установлении границ дозволенного...
Образование без границ и барьеров
Статья на тему "Образование без границ и барьеров", посвещенная использованию нестандартных методов в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей "Самостоятельность ребёнка. Её границы".
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные ...
ФАНТАЗИЯ И ЛОЖЬ: ГДЕ ГРАНИЦА?
Порой детки живут в мире грёз, где под кроватью прячутся монстры, а самый сильный защитник – любимая игрушка. Фантазировать - это прекрасно. Но порой так трудно отличить детскую фантазию от лжи. Так, ...
Советы выезжающим с ребенком за границу
Советы выезжающим с ребёнком на море за границу. АптечкаКаждый год я с ребенком выезжаю на две недели на море. Как известно, лечение и медикаменты за рубежом не многим россиянам по карману, поэтому у ...