«Что нужно знать родителям при установлении границ дозволенного»
статья (младшая группа) на тему

Андреева Ирина Вениаминовна

Правила для родителей при установлении границ дозволенного 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_roditeli.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Мы хотим напомнить Вам, что именно в семье происходит     первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя;  установление социальных норм как в семье, так и вне ее.

Родителям важно иметь четкую, согласованную позицию, так   как установление родителями правил и выполнение этих правил       детьми является той зоной психологического пространства, где    возникают конфликты даже в благополучных семьях.

При установлении требований и ограничений родителям                необходимо знать и соблюдать определенные правила.  Надеемся, что данное руководство поможет Вам грамотно   подойти к вопросу воспитания детей.

 «Что нужно знать родителям  при установлении границ дозволенного»

 Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса. В семьях, где правила четко не ограничены, не согласованны между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.

Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».

Существует 4 стиля воспитания:

- жестко авторитарный. Родитель утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувства, состояние ребенка, нередко при этом прибегая к телесным наказаниям.

- благожелательно – авторитарный. Родитель заботится о ребенке с добротой и пониманием, но при этом достаточно тверд в установлении правил поведения, предоставляет не много возможностей выбора.

- демократичный. Родители стараются быть справедливыми в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства.

- все позволяющие. Родители разрешают детям вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений по типу «ребенок сам знает, что ему делать».

 Наиболее продуктивным стилем воспитания является благожелательно – авторитарный. Дети вырастают наиболее приспособленными: они умеют принимать решения, нести ответственность, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми.

Правило 2. «Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости».

Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного.

Эмоциональная связь между родителями и ребенком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.

 

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из–за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.

 

Правило 3. «Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка».

Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего–либо нельзя делать.

Простраивая границы для ребенка, родителям просто необходимо обсуждать с ними те правила и требования. Которые они для них устанавливают. Также важно помнить о том, что правила должны соответствовать возрасту ребенка.  Например, если требование ложиться спать не позднее 22.00 часов для ребенка 8 – 12 лет вполне нормально и естественно, то подобное требование для 19 – летнего юноши выглядит весьма странно и входит в явное противоречие с его возрастными потребностями.

Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.

Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком.

 

Правило 4. «Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед».

Часто родители, желая, чтобы ребенок добился результатов в чем – либо (учебе, спорте, музыке и т.п.), устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым («А чтоб старался») либо вовсе недосягаемым. У ребенка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Ребенок может замкнуться и уйти в себя, поскольку подобная ситуация вызывает у него эмоциональную подавленность, либо открыто сопротивляется требованию: пропускает занятия в школе или спортивной секции, может вообще забросить ряд предметов. В более младших классах реакция на неудачу может выразиться в эмоциональных срывах и агрессии по отношению к другим ученикам.

 Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации.  Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.

Правило 5. «Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованны между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка».

Данное правило является основной проблемой в семьях, где растут агрессивные дети. Чрезмерная жесткость запретов – с одной стороны (линия отца), и снятие ограничений – с другой (линия матери), предельно невротизируют ребенка, портят его самого и его жизнь.

Часто родители при составлении единых, согласованных правил поведения для своих детей испытывают чрезмерные затруднения. В этом случае нужно обратиться к психологу. Он поможет родителям систематизировать эти требования, внести в них ясность, продуманность, а также поможет родителям выработать более четкую воспитательную позицию и согласованное отношение к ней со стороны родителей.

 

Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей. Когда правила не согласованны, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.

Правило 6. «Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения».

Последствия (санкции) у родителей ассоциируются с наказанием. До сих пор ведутся дискуссии: следует ли физически наказывать ребенка. На наш взгляд, физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения.

Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, четкая воспитательная позиция, а также контакт с самим ребенком.

Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое»

Самое главное, чтобы приучить ребенка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребенка к слову родителей. Необходимо доказать ребенку, что если Вы, родители, говорите о том, что что – то сделаете, то Вы сделаете это непременно. Если же Вы выдвигаете требование  с предупреждением о возможной санкции, а ребенок, не выполняя требование, точно знает, что Вы можете уступить, спасовать, дать себя уговорить, «тогда Ваш ребенок начнет с Вами своего рода игру, продолжая время от времени совершать проступки, чтобы посмотреть, собираетесь ли Вы приводить в исполнение декларированную санкцию»

Поэтому, прежде чем заявить о чем – либо (о возможной анкции), подумайте, действительно ли Вы это сделаете, чтобы не всупать с ребенком в бессмысленную игру.

Также при установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребенок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Например, рассердившись на ребенка, мать (или отец) говорит ему, что он не будет смотреть сказку (любимую) по телевизору, которую будут показывать через два дня. За это время ребенок может забыть причину наказания, в противном случае отсроченное наказание вносит в жизнь ребенка слишком много беспокойства.

Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребенку.

 Бывает так, что, желая от ребенка послушания, родители  прибегают к длительным наказаниям.

 Длительные наказания вызывают обиду у детей и могут            привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.

Главное о чем должны заботиться родители при назначении тех или          иных санкций, - это:

Воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не               создавать эмоциональный дискомфорт. Причем не только ребенку, но и себе самому!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует еще раз отметить. Что правила, требования и ограничения должны присутствовать в жизни ребенка как необходимый и действенный инструмент воспитательного процесса, благодаря которому дети учатся жить в коллективе, учатся сознательно контролировать свое поведение. А также предвидеть последствия тех или иных своих поступков.

Правила должны усваиваться на фундаменте сердечной близости и доверительных отношений между родителями и детьми и учитывать переживания, интересы и потребности детей, в противном случае родители столкнутся с неподчинением и мстительным поведением своего ребенка.

Важно также, чтобы дети знали о существующих правилах, чтобы они (правила) проговаривались с детьми, а с более старшими – носили характер обсуждения, так как в некоторых семьях правила существуют лишь в «головах» родителей – в этих случаях поведение родителей бывает часто непредсказуемым и пугающим для ребенка.

Знание правил, установленных в доброжелательной форме со стороны родителей, делает жизнь ребенка более осознанной, организованной, а также создает ему чувство безопасности и внутреннего комфорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление границ дозволенного

В семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм как в семье, так и вне ее.  В данной с...

Консультация для родителей "Границы дозволенного"

Данные советы помогут родителям установить границы  поведения ребенка и наладить детско-родительские взаимоотношения...

Четыре стиля воспитания детей и что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного

Четыре стиля воспитания детей и что нужно и важно знать родителям при установлении границ дозволенного...

Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного?

Упрямство и капризы – это то, что с трудом терпит большинство молодых родителей и, к слову, то, чем злоупотребляет большинство детей. К сожалению, упрямый ребенок ставит родителей действительно ...

УПРЯМЫЙ РЕБЁНОК: КАК УСТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО

У упрямых детей много черт, делающих их неуправляемыми или плохо управляемыми. Этот стиль свойствен детям с самого начала их жизни. Поступки родителей, стиль их жизни или убеждения не заставляют детей...

Этические правила поведения педагогических работников при взаимодействии с воспитанниками. Как не перейти границы дозволенного?

Как же построить эффективную педагогическую деятельность, без трудностей в общении с детьми, как общаться, чтобы увидеть перед собой заинтересованную личность?...

УПРЯМЫЙ РЕБЕНОК: КАК УСТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО

Упрямый ребенок: как установить границы дозволенно....