Методическая разработка программы по изодеятельности
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Методическая разработка программы по изодеятельности, может быть использованна как программа по дополнительному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка программы по изодеятельности | 70.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
г. Москва
Методическая разработка программы
дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
«ЖЕМЧУЖИНКА»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составитель программы
педагог дополнительного образования: Повх Л.А.
г. Москва
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка 3-7
- Изучаемый материал (5-6 лет) 8
- Изучаемый материал (6-7 лет) 8
- Перспективный план работы (5-6 лет) 9-12
- Перспективный план работы (6-7 лет) 13-16
- Содержание работы 17-19
- Библиографический список 20
«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем».
Л. Толстой
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Была разработана программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях в изостудии помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Тема: Эстетическое воспитание через декоративно – прикладное творчество.
Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Развивать мелкую моторику рук детей;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Использование силуэтного моделирования;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток;
- Создание книг по декоративно-прикладному искусству.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
- На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);
- На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).
- Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Большинство занятий проводятся по подгруппам 8-10 человек. Занятия два раз в неделю. В год проводится 54 занятия. Продолжительность 30-40 минут (в зависимости от возраста детей).
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей три раза в год по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
- Дети имеют представление о народных промыслах;
- Умеют различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;
- У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
- Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
- Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Методы оценки результативности программы:
- Количественный анализ;
- Посещаемость;
- Статистические данные;
- Фиксация занятий в рабочем журнале;
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- Практические материалы.
Качественный анализ:
- Формирование новых навыков и умений;
- Анализ успешности деятельности и достижение целей;
- Анализ диагностического материала;
- Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:
- Родительские собрания;
- Индивидуальные консультации;
- Беседы;
- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
- Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);
- Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; создание декоративных книг; участие в КВНах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.
Изучаемый материал по русскому народному
декоративно-прикладному искусству
(5-6 лет)
№ | Темы занятий | Количество занятий |
1 | Ознакомление с работой изостудии «Жемчужинка» | 1 |
2 | Народное искусство | 2 |
3 | Дымковская игрушка | 4 |
4 | Филимоновская игрушка | 4 |
5 | Каргопольская игрушка | 4 |
6 | Богородская игрушка | 2 |
7 | Русская матрешка | 4 |
8 | Хохлом | 4 |
9 | Гжель | 4 |
10 | Городецкая роспись | 4 |
11 | Жостово | 4 |
12 | Мезенские орнаменты | 2 |
13 | Вологодские кружева | 4 |
14 | Павлово-Посадские шали и платки | 4 |
15 | Лепка животных родного края | 3 |
16 | По замыслу | 4 |
Всего занятий | 54 |
Изучаемый материал по русскому народному
декоративно-прикладному искусству
(6-7 лет)
№ | Темы занятий | Количество занятий |
1 | Народные промыслы | 1 |
2 | Дымковская игрушка | 4 |
3 | Филимоновская игрушка | 4 |
4 | Каргопольская игрушка | 4 |
5 | Богородская игрушка | 4 |
6 | Русская матрешка | 2 |
7 | Хохлома | 4 |
8 | Гжель | 4 |
9 | Городецкая роспись | 4 |
10 | Жостово | 4 |
11 | Абашевская игрушка | 2 |
12 | Русский народный костюм | 4 |
13 | Вологодские кружева | 2 |
14 | Павлово-Посадские шали и платки | 4 |
15 | Подарки белоствольной красавицы | 4 |
16 | По замыслу | 3 |
Всего занятий | 54 |
Перспективный план работы изостудии
по декоративно – прикладному искусству
(5-6 лет)
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Знакомство с работой изостудии «Жемчужинка». | Познакомить детей с особенностями работы изостудии «Жемчужинка». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. |
2. | Путешествие по народным промыслам. | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. |
3. | Конструирование + рисование «Барышни-франтихи». | Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус. |
Рисование + аппликация «Весёлая ярмарка» (коллективная работа). | Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передается связь между фигурками; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). | |
4. | Лепка «Филимоновские олени и коровки» | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. |
Рисование «Филимоновский табунок». | Продолжать развивать навыки общения и сотрудничества; закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета. | |
5. | Лепка «Волшебная Птица-Сирин» (по мотивам каргопольской игрушки). | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Пользоваться стекой. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). |
Рисование «Курочки клюющие». | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. Совершенствовать умение расписывать готовые деревянные формы. | |
6. | Рисование «Богородские игрушки в подарок малышам». | Расширить знания детей о богородской резной игрушке, учить детей по собственному замыслу изображать богородских животных, передавая их движение, воспитывать интерес и любовь к промыслу. |
7. | Лепка «Все они матрёшеньки, Все они милашеньки...» | Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. |
Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». | Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России.(семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); познакомить с приемами верховой росписи (лессировки); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи; совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. Создавать радостную творческую атмосферу. | |
8. | Рисование «Украсим теремок для зверей». | Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». |
Рисование «Посуда с элементами хохломской росписи» | Продолжать совершенствовать технику рисования элементов хохломской росписи; закрепить знания цветов используемых при росписи. Развивать композиционные умения и пространственное ориентирование на листе бумаги. | |
9. | Лепка «Гжельские фигурки». | Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели. |
Рисование «Роспись фигурок». | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | |
10. | Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. |
Декоративное рисование «Ваза с цветами» (Городецкая роспись) | Знакомим детей с техникой рисования городецкого розана и ромашки, закрепляем умение украшать листья чёрными тоненькими закруглёнными штрихами. Развиваем воображение. | |
11. | Декоративное рисование «Жостовские цветы». | Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. |
Декораное рисование «Жостовские цветы». | Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. | |
12. | Рисование «Украшение мезенскимским орнаментом одежды». | Расширить знания детей об искусстве народов севера, украшать свою одежду мезенским орнаментом. Предложить украсить одежду с помощью печатанья штампом. Воспитывать любовь к туду, аккуратность в работе. |
13. | Декоративное рисование «Что за дивные узоры». | Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм. |
14. | Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). | Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. |
15. | Лепка «Животные нашего края». | Воспитывать любовь у детей к животным нашего края, вызвать у них стремление передать их характерные особенности (шаловливые, неуклюжие и т.д.); лепить животных из целого куска, передавать движение (сидит, бежит, повернул голову и т.д.), пользоваться стекой. |
16. | По замыслу. | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей. |
Перспективный план работы изостудии
по декоративно-прикладному искусству
(6-7 лет)
№ | Тема | Программное содержание |
1. | Народные промыслы | Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно-эстетическое качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. |
2. | Лепка «Дымковский индюк». | Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. |
Рисование «Барышня и кавалер». | Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурки людей. | |
Рисование+конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». | Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. | |
3. | Лепка «Филимоновские красавицы». | Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству. |
Рисование «Филимоновский хоровод». | Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновской росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. | |
4. | Лепка «Полкан-кентавр». | Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству. |
Рисование «Могучий Полкан-богатырь». | Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору.... Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. | |
5. | Лепка «Богородский медведь». | Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность. |
6. | Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрёшек). | Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию. |
7. | Рисование «День рождения Ушастика» (роспись силуэтов посуды). | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. |
Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). | На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. | |
8. | Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза). | Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. |
Декоративное рисование «Гжельская снегурочка». | Закрепляем умение передавать гжельскую роспись при выполнении работы. Воспитываем уважительное отношение к мамам, девочкам. Развиваем воображение. | |
9. | Рисование «Украсим кукольную мебель Городецким узором» (коллективная работа). | Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы. |
Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа). | Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться о разном содержании работы. | |
10. | Декоративное рисование «Жостовские подносы» (подносы из папье-маше). | Обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме ( круг, овал и т.д.). |
11. | Лепка «Абашевская игрушка». | Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности декоративных абашевских птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы - овоида. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы. |
12. | Русский народный костюм. | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. |
13. | Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» (рисование нитками на клейкой бумаге). | Воспитывать уважение к мастерам. Учить аккуратно, плести кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию. |
14. | Декоративное рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа, узелковый батик). | Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей. |
15. | Рисование «Сюжеты родного края». | Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка). |
Лепка «Родные мотивы». | Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего края (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.); развивать умение лепить человека в движении (охотник, рыбак).Воспитывать любовь к родному краю. | |
16. | По замыслу. | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей. |
Анализ произведений народных промыслов:
- Выделение материала, из которого выполнено изделие (глина, дерево и т.д.).
- Выяснение доминирующего фонового цвета.
- Определение основных элементов.
- Выяснение композиции узора.
- Характер цветового исполнения.
- Стиль, манера «письма».
Варианты анализа рисунков по декоративному рисованию:
- Выбрать самый красивый узор и рассказать про него, определяя колорит.
а. Выбрать узор, на котором бутоны крупные, красиво расположены.
б. Еще раз уточнить, какие мастера составляют такие узоры.
- Рассказать про свой узор.
а. Отметить красочность узора по мотивам росписи.
- Найти узоры, одинаковые и разные по цвету и композиции.
а. Выбрать самый красочный узор и рассказать про него.
б. Отметить сказочность узоров по мотивам росписи.
- Предложить рассказать про свой узор.
а. Отметить красочность узора.
б. Выбрать узор, который заполняет всю площадь.
- Выбрать рисунки с самыми яркими сказочными фигурами, компонентами, отметить их композицию, цвет.
а. Уточнить, в чем необычность сказочных фигур.
- Выбрать самый красочный узор и предложить рассказать о нем.
- Предложить рассказать про свой узор.
б. Отметить красочность узоров по мотивам росписи.
Рассказ о смысле узора помогает детям:
- Пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;
- Создать яркий эмоциональный фон декоративно орнаментальной деятельности;
- Наполнить повествовательным смыслом общую композицию;
4. Сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.
В процессе выполнения коллективных работ вырабатываются:
- Договариваться о совместной работе, её содержании;
- Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнение;
- Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся:
общаться друг с другом и с взрослыми; разговаривать друг с другом; планируют; договариваются; спрашивают; подсказывают; радуются; хвалят товарища и пр.
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
- Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
- Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
- Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
- Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
- Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
- Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
- Использует несколько нетрадиционных техник;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:
- Способность рисования по замыслу;
- Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для
получения разных цветов и оттенков;
- Отсутствие изобразительных штампов;
- Уровень воображения, фантазии;
- Использование в работе разных способов лепки.
Ожидаемые результаты 5-6 лет.
1. Иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, хохломская, жостовская гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская глиняная игрушки, деревянная богородская и семёновская матрёшка, вологодские кружева, Повлово - Посадские шали и др.).
2. Выделять элементы узора и составлять из них композицию.
3. Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.
4. Подбирать и передавать колорит нужной росписи.
5. Пользоваться несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный).
6. Передавать выразительные особенности в лепке.
7. Самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях.
Ожидаемые результаты 6-7 лет.
1. Иметь представление о народных промыслах (городецкая, хохломская, жостовская гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская глиняная игрушки, деревянная богородская и семёновская матрёшка, вологодские кружева, Повлово - Посадские шали и др.).
2. Уметь различать изделия разных народных промыслов.
3. Выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен симметричный узор композиции.
4. Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта; вылепленные детьми.
5. Использовать в лепке разные способы (пластический, комбинированный, конструктивный, ленточный, кругового налепа, выбирание глины стекой).
6. Уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству.
7. Уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением
Библиографический список:
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
- Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
- Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
- Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
- Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"
Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....
Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"
Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....
Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"
Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...
Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...
Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".
Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...
Методическая разработка.Программа изодеятельности "Цветные ладошки"
Цель программы – познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; ввести ребенка в мир цвета и формы, живописной образно...