Самообразование «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
рабочая программа

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gayutinskaya_rospis.docx465.78 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

НА ТЕМУ:

«Изучение

народных промыслов России

с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Picture background

Ярославль 2024

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна и отличительная особенность в системе работы: использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Темы НОД дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель:
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования и развития основ художественной культуры ребенка

Задачи:

  1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
  2. Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
  3. Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
  4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  5. Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, принадлежность узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  6. Познакомить с Гаютинской росписью, техникой росписи родного края.
  7. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Индивидуальная работа по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

  1. Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  2. Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  3. Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Этапы работы: Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

  • Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
  • Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятия, мастер-классы, выставки детского творчества .

Ожидаемый результат:

Подготовительная группа 6 – 7 лет:

  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Формой подведения итогов реализации являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду.

Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству
с использованием нетрадиционных техник
(подготовительная группа)

п/п

Тема

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

«Путешествие по народным промыслам . Знакомство с народным искусством».

Расширять представление о многообразие изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с разнообразными народными промыслами России. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства

иллюстрации и изделия декоративно-прикладного искусства.

Октябрь

1.

Знакомство с разнообразием русской матрешки.

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки.

Выставка матрешек из разных городов России. Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек

2.

Рисование «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»

Печатки, «тычки»

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.

Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».

3.

Роспись «Дымковской лошадки»

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими;

У воспитателя 2-3 дымковские игрушки, таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки».

Ноябрь

1.

Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла.

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.

Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.

2.

Хохломские узоры. Лепка.

Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованныых народных узорах. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

таблицы с элементами хохломской росписи, пластилиин, черный картон.

Декабрь

1

Роспись «Филимоновский петушок»

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. самостоятельно Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Таблицы с элементами филимонвской росписи, альбомные листы, краски.

2.

Изготовление тряпичных кукол – оберегов.

Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.

Кусочки ткани, нитки, разнообразные куклы – обереги.

Январь

1.

Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле.

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства.

2.

Роспись «Расцветай Гжель васильковая»

Ватные палочки, «тычки»

Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита , использовать приёмы кистевой росписи.

таблицы с элементами гжельской росписи, краска, кисти, ватные палочки, «тычки»

Февраль

1

Веселый Городец. Рассказ об истории промысла.

Рисование пальчиками, «тычком»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства.

2.

Роспись элементов городецкой росписи.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

март

1.

Знакомство с вологодскими кружевами.

Ватные палочки, «тычок»

Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.

Кружевные изделия вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

2.

Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

Черно-белый граттаж.

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц.. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж.

Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки.

Апрель

1.

Искусство Жостова. Рассказ о промысле.

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции.

Выставка изделий жостова.

2.

Прорисовка элементов жостовской росписи на трафаретах

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции.

Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти, вода

Май

1.

Гаютинская роспись.

Рассказ о промысле.

Познакомить детей с Гаютинской росписью. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы гаютинской росписи и составлять несложные композиции.

Альбомные листы,карандаши, ластик, краски.

2.

Роспись деревянных заготовок (открытое занятие)

Учить составлять и прорисовывать композицию на своём изделии. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе над эскизом..

Деревянные заготовки. краски, кисти, вода.

4.

Итоговая ярмарка Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Чтение стихов, исполнение песен, танец.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Тема самообразования  воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

САМООБРАЗОВАНИЕНА ТЕМУ:«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ«Самым высоким видом искусства,самы...

Консультации для родителей «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»Знакомство детей с бытом и традициями русского народа им...

Самообразование на тему: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. КалининП...

План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста" (средняя группа)...