Критерии оценивания декоративно - прикладного искусства
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Сагитова Гульмира Махмутовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_ocenivaniya_dek-prikladnogo_iskusstva.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского изобразительного творчества на занятиях    декоративным рисованием                                                                             

Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием

 

СОДЕРЖАНИЕ:  

1. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием

1.1.Введение

2.Теоретические  основы   развития  детского  изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием.

Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием

1.1.Введение

2.Теоретические  основы   развития  детского  изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием.

2.1. Творчество, как педагогическая проблема

2.2. Особенности организации занятий в детском саду по декоративному рисованию с целью развития детского творчества

2.3. Виды   росписей   декоративно-прикладного   искусства   доступные   детям

  1. Анализ педагогического опыта работы по развитию детского творчества на занятиях декоративным рисованием и выявление уровня развития детского творчества

Введение

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в формировании творческих основ личности. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.

Творчество - не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается актуальной и на современном этапе. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Развитие творчества - одна из главных задач дошкольного возраста. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развития творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе.

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, А.П.Усова, Р.Н.Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе. На занятиях
изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в
коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
Целью работы послужила разработка системы занятий декоративным рисованием с целью развития творчества у детей дошкольного возраста, разработка методических рекомендаций для педагогов.

В опыте представлены методические разработки: перспективные планы, конспекты, игры, физкультминутки, шаблоны, иллюстрации и наглядные пособия, консультации для педагогов, консультации для родителей.

 

Виды росписей декоративно-прикладного искусства доступные детям 

Виды   росписей   декоративно-прикладного   искусства доступные   детям

В задушевной русской песни, которую исполняет Сибирский народный хор, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вяткой игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному.

Виды   росписей   декоративно-прикладного   искусства доступные   детям 

 

В задушевной русской песни, которую исполняет Сибирский народный хор, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вяткой игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая ,талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному.

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества. Любая вещь могла стать художественным произведением.

Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойствами ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.

Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений.

 

К  наиболее ярким особенностям народного  прикладного  искусства, прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большей выразительностью, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная
трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто конкретные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.

Исследователь русского народного прикладного искусства М.Н. Каменская, отмечает, что в декоративно-прикладном искусства народных мастеров четко выделяются два вида изображений - сюжетные и орнаментные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т.д. помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас - получеловек-полузверь, единорог-конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и др. созданные народной фантазией. Они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в тоже время сохраняли черты традиционной условности.

Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. 

Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом они, очевидно. Олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные его элементы.

Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм- повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм — основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой узор, и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графи-ческое и скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации, по элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные.


По самоорганизации различают узор бесконечный, то есть неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным отно-сится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого, различа-ют ограниченный узор ( в круге, в ромбе, в квадрате).

Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета. В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятия.

А.П.Усова, Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых о Родине, чувства любви к ней. Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В тоже время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства — самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип: воспитание детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Национальное искусство — тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности 

Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. 

Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказки ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они в детстве окружают ребенка. В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от общения людей между собой, от общения с природой. В роскошных узорах Хохломы — разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты Городецких купавок, ромашек, розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого народа Руси.

Поэтому декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирную известность дымковской игрушки, если не знать русскую деревню. Ее историю. Нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком, и в статной горделивой красавице-водоноске.

Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и туманами, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские  праздники с их буйным весельем, песнями, плясками. Частушками, вечерние  «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного художника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его довольство собой, стремление покрасоваться.

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Отечественные педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, В.М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

Образы фантастических птиц, зверей, растений изображенных на тканях, пряничных досках. В росписях прялок, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц, растений, потому, что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия».

Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы на
родные мастера не редко используют в создании особой выразительной фор
мы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, с узорчатым орнаментом на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благородным материалом, развивающим их фантазию.

В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствуют иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главным, существенными признаками.

Образы народного творчества способствует развитию в детях умения декоративно работать с цветом. Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного. В любом предмете, будь то керамический кувшин, народный костюм, бытовое, практическое назначение вещи находиться в удивительном соответствии с ее декором.

Расписывая цветами берестяной туесок художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства. Известная мысль К. Маркса о том, что человек формирует материю также и по законам красоты», находит в произведениях народных мастеров свое конкретное воплощение

Яркий, радостный мир детства всегда находил неиссякаемый источник для творчества в изделиях народных мастеров, в народном искусстве. Только необходимо помнить, что задача воспитателя — не подготовка будущих мастеров городецкой, хохломской или какой-нибудь другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства. Нужно чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку, почувствовать радость творчества. Материал сгруппировать отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан).

Декоративное искусство по своим свойствам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и обобщением стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким — дошкольникам.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.

Наше национально русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения — всего и не счесть. На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты.

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов — места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства,    где народные мастера создают изумительные по

красоте и оригинальности предметы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей  группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

«Декоративно-прикладное искусство. Декупаж (декоративно-прикладное искусство)»

Задачи:Образовательные: - познакомить детей с техникой «декупаж», дать представление о последовательности изготовления поделок в этой технике;-  учить детей создавать аппликацию в тех...