Разноцветные фантазии
рабочая программа по рисованию по теме

Яковлева Юлия Владимировна

                      Программа

  «Разноцветные фантазии»

кружок по изобразительной деятельности детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muranova.docx72.41 КБ

Предварительный просмотр:

                      Программа

  «Разноцветные фантазии»

кружок по изобразительной деятельности детей с ЗПР

                      (для детей 6-7 лет)

                         

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка. Обоснование.

3

  1. Цель. Задачи.

4

  1. Методы и приёмы работы.

5

  1. Содержание программы.

5

  1. Организация работы кружка.

6

  1. Ожидаемые результаты.

6

  1. Способы проверки результатов.

7

  1. Тематическое распределение занятий по диагностике для выявления уровня сформированности навыков и умений.

7

  1. Критерии уровня сформированности умений и навыков к каждому разделу программы.

8

  1. Примерный учебный план.

18

  1. Календарно-тематический план

24

  1. Список литературы.

25

  1. Приложение № 1. Перечень необходимого оборудования по каждому разделу.

26

  1. Приложение № 2. Отзывы на программу кружка по изобразительной деятельности «Разноцветные фантазии».

27

  1. Приложение № 3. Заключение экспертного совета УО Администрации ЗАТО Северск.

30

  1. Приложение № 4. Фотомонтаж.

31

1.Пояснительная записка. Обоснование.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная  деятельность, она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития ребенка.  

Для  обучения  детей с задержкой психического развития (ЗПР)  рисованию применяемая нами программа предлагает учить формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а потом более сложных, используя как инструмент – кисти  и карандаши.  Тут и возникает  проблема детей с ЗПР. Кому-то действие с этими инструментами даётся легко, а у кого-то это вызывает затруднения в силу особенностей развития. А часто возникающие трудности, неудачи, разочарования отбивают у маленького человека само желание рисовать, творить.

Использование только карандаша и кисти как инструмента изображения резко сужает круг возможностей ребёнка с ЗПР реализоваться как творческая личность, обедняет его сенсорный опыт. Именно по этому его (ребёнка) необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями – с   «пальцевой живописью», тестопластикой, работой с бумагой,  так как это полезно для   развития ребёнка с ЗПР. В процессе  манипуляции   с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на  ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка.   Формируется   общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому  приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, при выполнении действий с предлагаемыми нетрадиционными материалами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорей он перейдёт  к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному – и будет оперировать уже не предметами, а их образами. В свою очередь это положительно сказывается на развитии творческих способностей детей с ЗПР. (Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное).

 Создавая  изображение с использованием нетрадиционных технологий, ребёнок с ЗПР приобретает, обогащает, уточняет и углубляет различные знания и представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает различные качества обследуемых предметов, овладевает новыми изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать в своей творческой деятельности.

Задача педагога, работающего с детьми с ЗПР, дать им возможность выбрать технологию,   не заставляющую испытывать чувство неудовлетворённости, неловкости, дискомфорта при сравнении своих работ с работами более способных детей. Взрослый должен  помочь таким детям найти себя, раскрыть свои способности, реализовать свои потребности в творчестве, используя различные, доступные его возрасту нетрадиционные технологии для самовыражения. Рано или поздно ребёнок выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.  

Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.

Таким образом, изодеятельность можно рассматривать не только как один из любимых видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития для детей с ЗПР.

2. Цель: развивать художественно-творческие способности детей с ЗПР используя нетрадиционные технологии изображения и на их основе закреплять знания и представления об окружающем мире, совершенствовать речь, психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение).

Задачи:

  1. Воспитывать у детей с ЗПР интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
  2. Поощрять комбинирование ранее известных способов изодеятельности с новыми, нетрадиционными.
  3. Развивать у детей с ЗПР чувство композиции, пропорции, сочетания цветов.  Формировать художественный вкус.
  4. Учить эстетично оформлять свою работу, украшать отдельными элементами и деталями, создавая завершенный образ изображаемого предмета или явления.
  5. Расширять и закреплять представления об окружающем мире, о предметах и явлениях знакомых детям.
  6. Развивать речь детей с ЗПР, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
  7. Развивать у детей с ЗПР все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, фантазию. Формировать разнообразные сенсорные эталоны.
  8. Развивать общую и мелкую моторику.
  9. Формировать у детей с ЗПР адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
  10. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

3. Методы и приемы работы.

  1. Наглядные методы:

-  показ способов действия с инструментами и материалами.

  1. Словесные методы:

- анализ выполненных работ;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).

  1. Практические методы:

- обучение способам нетрадиционного изображения;

- индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

- тестопластика.

  1. Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа, мячики «Су-Джок»

4. Содержание программы.

Программа состоит из 3 разделов, работа по которым продолжается в течение года, т. е. с детьми подготовительной к школе группы.

1 раздел: «Рисование с использованием  нетрадиционных технологий» - направлен на формирование у детей с ЗПР устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Он способствует обогащению сенсорного опыта. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, поролона и т.д.), Здесь продолжается, помимо занятий, работа с детьми ЗПР по развитию чувства формы, цвета, пропорции, художественного вкуса.

2. раздел: «Бумажная фантазия» - это объёмное художественное конструирование, в котором художественные образы, конструкции создаются из доступного, послушного, пластичного материала – бумаги. Дети с ЗПР знакомятся с разными техниками работы с ней: сминание, разрывание, скручивание, сгибание.

Знакомство с данными техниками позволяет закрепить у детей с ЗПР представление о цвете, форме (прямоугольник, треугольник и т.д.), пространственных характеристиках (высота, длина, ширина, части и изображение в целом), местоположении (сверху, снизу, назад, под и т.д.).                  Работа по этому разделу развивает у детей с ЗПР умение выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение; формирует обобщённые представления о конструируемых объектах.

3. раздел: «Увлекательная тестопластика» -  знакомит детей с новым материалом – солёным тестом, с различными способами и приёмами работы с ним. Дети с ЗПР закрепляют умение действовать со стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, прямоугольника и др. Продолжается работа по  формированию умения воспринимать красоту пластичной формы предметов, соотношение их частей. Действуя, манипулируя с тестом, дети с ЗПР используют различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т.д. так же при этом развивается мелкая моторика, гибкость кончиков пальцев. Для раскрашивания и росписи изделий дети используют разные водорастворимые краски: акварель, гуашь.

5. Организация работы кружка.

  1. Занятия проводятся  1 раз в неделю в подготовительной группе.
  2. Продолжительность занятия – 30 минут, во вторую половину дня.
  3. Оптимальное количество детей на занятии – 5 человек.
  4. Занятие по одной теме проводится в течение двух недель, сначала с одной подгруппой, а затем с другой.
  5. Для занятий по разделам «Увлекательная тестопластика» и «Рисование с использованием  нетрадиционных технологий» для детей предусмотрена специальная одежда: фартуки и налокотники для защиты одежды от загрязнения.

6. Ожидаемые результаты.

В результате работы кружка  у детей предполагаются следующие результаты:

  1. Расширение и закрепление у детей ЗПР знаний и представлений об окружающем мире.
  2. Обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.
  3. Развитие у детей ЗПР всех психических процессов: восприятия  (зрительного, слухового, тактильного и.т.д.), памяти, мышления, воображения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Совершенствование у детей ЗПР умений и навыков работы с различными материалами (красками, солёным тестом, бумагой).
  6. Формирование художественного вкуса, умение эстетично оформлять свою работу, украшать её отдельными деталями (рамкой, кантом и т.д.), проявление творчества.
  7. Предполагается продолжать воспитывать у детей ЗПР аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  8. Добиваться эмоциональной отзывчивости детей ЗПР на занятиях, не стесняясь высказывать свои мысли, чувствовать себя на занятии свободно.

7. Способы проверки результатов.

Диагностика проводится два раза в год – первая неделя сентября и четвертая неделя мая на специально разработанных занятиях. Навыки и умения определяются по разработанным для каждого раздела критериям.

8. Тематическое распределение занятий по диагностике для выявления уровня сформированности навыков и умений у детей подготовительной группы.

Месяцы и время проведения.

Разделы программы.

Темы занятий.

Сентябрь.

Первая неделя

месяца.

1раздел. 

«Рисование с использованием нетрадиционных технологий».

Тема: «Сказочные цветы, необычной красоты» (рисование ладонями).

2раздел.

 «Увлекательная тестопластика».

Тема: «Ласковое солнышко» (лепка из соленого теста).

3раздел.

«Бумажные фантазии».

Тема: «Память о лете» (аппликация: обрывание + оригами)

Май.

Последняя неделя месяца.

1раздел. 

«Рисование с использованием нетрадиционных технологий».

Тема: «Потерялись кисти» (использование знакомых способов).

2раздел.

 «Увлекательная тестопластика».

Тема: «Мой портрет» (барельеф из соленого теста).

3раздел.

«Бумажные фантазии».

Тема: «Клумба с ирисами» (оригами).

9. Критерии уровня сформированности навыков и умений

к разделу «Увлекательная тестопластика» (подготовительная группа).

1

Умение

скатывать колбаску.

Выше среднего: Имеет хорошо сформированный навык скатывания колбаски. При выполнении работы регулирует силу нажима на материал. Изготавливаемая форма получается необходимого заданного размера (по длиннее и толщине). Чётко следуют инструкции взрослого и выполняют без дополнительных повторений и указаний. Деталь скатывается между ладонями без применения дощечки.

Средний: Имеет  навык скатывания колбаски. В основном раскатывает в ладонях, как правило, регулируя силу нажима на исходный материал, но может воспользоваться и дощечкой. Требуется дополнительная инструкция о толщине и длине требуемой детали (длинная и тонкая, толстая и короткая и т.д.), но при однократном напоминании взрослого самостоятельно исправляет  ошибки.

Ниже среднего: Навыки сформированы не устойчиво. Ребёнок не регулирует силу нажима на исходный материал (нажим или слишком слабый, или слишком сильный). Первоначальная  инструкция взрослого понимается плохо, требуется повторить несколько раз, какая по длине и ширине необходима колбаска для данного изделия. Ошибки пытается исправить сам. Но это ему удаётся не всегда.  Во время работы ребёнок достаточно быстро устаёт.

Низкий: Несмотря на то, что формообразующие движения ребёнок выполняет, но силы нажима на исходный материал мала или практически отсутствует, он просто механически перемещает руки вперёд-назад (независимо от того, где это делается, в ладонях или на доске). Взрослому приходится брать руки ребёнка и вместе с ним выполнять соответствующие движения. Инструкция ребёнку не понятна.

2.

Умение

 скатывать округлую форму.

Выше среднего: Имеет хорошо сформированный навык скатывания округлой формы. При выполнении работы регулирует силу нажима на материал. Изготавливаемая форма получается хорошей округлой формы, так как ребёнок владеет формообразующими круговыми движениями ладоней.  Чётко следуют инструкции взрослого и выполняют без дополнительных повторений и указаний. Деталь скатывается между ладонями без применения дощечки.

Средний: Имеет навык скатывания округлой формы. В основном раскатывает в ладонях, как правило, регулируя силу нажима на исходный материал и выполняя круговые движения руками, но может воспользоваться и дощечкой. Требуется дополнительная инструкция о размере и форме требуемой детали, но при однократном напоминании взрослого самостоятельно исправляет  ошибки.

Ниже среднего: Навыки сформированы не устойчиво. Ребёнок не точно владеет формообразующими движениями, часто сбивается (с круговых движений, которые достаточно сложные, переходит на движение «вперед-назад»), не регулирует силу нажима на исходный материал (нажим, как правило, слишком слабый), вследствие чего необходимая деталь получается далеко не округлой формы. Первоначальная  инструкция взрослого понимается плохо, требуется повторить несколько раз, как правильно необходимо выполнить задание. Ошибки пытается исправить сам, но это ему удаётся не всегда.  Во время работы ребёнок достаточно быстро устаёт.

Низкий:  Формообразующими движениями для создания округлых форм не владеет. Сила нажима на исходный материал мала или практически отсутствует, он просто механически и хаотично перемещает руки   (независимо от того, где это делается, в ладонях или на доске). Взрослому приходится брать руки ребёнка и вместе с ним выполнять соответствующие движения. Инструкция ребёнку не понятна.

3.

Владение приёмом – сглаживания.

Выше среднего: Имеет сформированные, устойчивые навыки сглаживания неровных поверхностей. Хорошо понимает инструкцию воспитателя без дополнительных разъяснений. В зависимости от ситуации, приём может выполнять любым пальцем, как ему удобно (но, в основном это – большой, указательный и средний). Умеет самостоятельно по необходимости применять этот приём в работе.

Средний: Имеет навык сглаживания неровностей поверхности изделия. Инструкцию воспитателя понимает, но порой требуется её повторить, для большей ясности поставленной задачи. Порой плохо регулирует силу нажима на поверхность изделия, в результате чего возникают незначительные неровности сглаживаемой поверхности, которые он пытается исправлять после указаний взрослого.

Ниже среднего: Имеет неустойчивый навык сглаживания неровностей поверхности изделия. Инструкцию воспитателя  слушает не внимательно,  требуется её неоднократное повторение для большей ясности поставленной задачи. Плохо регулирует силу нажима на поверхность изделия. В результате чего возникают значительные неровности, которые он пытается исправлять, но в силу плохого развития мелкой мускулатуры пальцев рук это получается не всегда.

Низкий: Навыки сглаживания сформированы очень плохо или практически отсутствуют. Ребёнок не видит самостоятельно необходимость сгладить, выровнять поверхность изделия. Он не регулирует силу нажима (она или слишком сильная или слишком слабая вследствие плохо развитой мелкой мускулатуры пальцев), поэтому поверхность получается не ровной. Взрослому приходиться брать пальцы ребёнка и манипулировать ими, показывая необходимое действие, чтобы ребёнок почувствовал и увидел результат того, что от него требуют.

4.

Владение приёмом – прищипывание.

 Выше среднего: Имеет сформированные, устойчивые навыки прищипывания. Хорошо понимает инструкцию воспитателя без дополнительных разъяснений. Выполняет приём без затруднений, используя большой и указательный пальцы ведущей руки, регулирует силу нажима на изменяемую поверхность в зависимости от поставленной цели. Умеет самостоятельно (по необходимости) применять этот приём в работе.

Средний: Имеет навык прищипывания. Инструкцию воспитателя понимает, но порой требуется её повторить, для большей ясности поставленной задачи. Порой плохо регулирует силу нажима на поверхность изделия, в результате чего образ создаваемого объекта не получается. Эти недочеты   он пытается исправить после указаний взрослого.

Ниже среднего: Имеет неустойчивый навык прищипывания.  Инструкцию воспитателя  слушает не внимательно,  требуется её неоднократное повторение для большей ясности поставленной задачи. Плохо регулирует силу нажима на поверхность изделия. В результате чего возникают значительные искажения создаваемого образа, которые он пытается исправлять, но в силу плохого развития мелкой мускулатуры пальцев рук это получается не всегда.

Низкий: Навыки  прищипывания сформированы очень плохо или практически отсутствуют. Ребёнок не видит самостоятельно необходимость его применения в работе. Он не регулирует силу нажима (она или слишком сильная или слишком слабая вследствие плохо развитой мелкой мускулатуры пальцев). Взрослому приходиться брать пальцы ребёнка и манипулировать ими, показывая необходимое действие, чтобы ребёнок почувствовал и увидел результат того, что от него требуют.

5.

5.

Владение приёмами вдавливания и сплющивания.

Владение приёмами вдавливания и сплющивания.

 Выше среднего: Имеет сформированные, устойчивые навыки сплющивания и вдавливания. Хорошо понимает инструкцию воспитателя без дополнительных разъяснений. Выполняет приёмы без затруднений, регулирует силу нажима на изменяемую поверхность в зависимости от поставленной цели. Умеет самостоятельно (по необходимости) применять эти приёмы в работе, добиваясь желаемого результата.

Средний: Имеет навыки вдавливания и сплющивания. Инструкцию воспитателя понимает, но порой требуется её повторить, для большей ясности поставленной задачи. Порой плохо регулирует силу нажима на поверхность изделия, в результате чего образ создаваемого объекта не получается. Эти недочеты   он пытается исправить после указаний взрослого. Работу выполняет аккуратно.

Ниже среднего: Имеет неустойчивые навыки вдавливания и сплющивания.  Инструкцию воспитателя  слушает не внимательно,  требуется её неоднократное повторение для большей ясности поставленной задачи. Плохо регулирует силу нажима на поверхность изделия. В результате чего возникают значительные искажения создаваемого образа, которые он пытается исправлять, но в силу плохого развития мелкой мускулатуры пальцев рук это получается не всегда.

Низкий: Навыки вдавливания и сплющивания сформированы очень плохо или практически отсутствуют. Ребёнок не видит самостоятельно необходимость их применения в работе. Он не регулирует силу нажима (она или слишком сильная или слишком слабая вследствие плохо развитой мелкой мускулатуры пальцев). Работу выполняет вместе со взрослым.

6.

Умение

составлять поделку из нескольких частей и пользоваться стеками различной конфигурации.

Выше среднего: Ребёнок имеет устойчивые навыки и умения составлять поделку из нескольких частей. В работе использует различные способы лепки: пластический, конструктивный и комбинированный (без затруднений). Умеет пользоваться стекой,  нанося рельефный узор, имитируя чешую рыбы, фактуру шерсти животного и т.д. В работе использует стеки различной конфигурации. Может применять и без дополнительного указания со стороны взрослого. Поделки выполняет аккуратно, старательно.

Средний: Ребёнок имеет   навыки и умения составлять поделку из нескольких частей. В работе использует     конструктивный и комбинированный способы лепки. Умеет пользоваться стекой, но требуется некоторая помощь со стороны взрослого (дополнительный показ или инструкция). В работе использует, как правило, предложенный взрослым инструмент, самостоятельность проявляет редко. Иногда путается в выборе необходимого способа соединения деталей поделки, но при повторном объяснении исправляет свои ошибки. Работа выполняется в основном аккуратно.

Ниже среднего: Ребёнок имеет плохо сформированные навыки по изготовлению поделку из нескольких частей. В работе использует только показанные (несколько раз) взрослым приёмы лепки, детали соединяет путём простого придавливания одной к другой(в случае с солёным тестом, соединяемую поверхность необходимо смочить небольшим количеством воды). Стекой пользуется после напоминания взрослого, требуется помощь (неоднократный показ), часто отсутствует ритмичность в нанесении узора на поверхность. В работе использует, как правило, предложенный взрослым инструмент, самостоятельность проявляет редко. Работа выполнена порой не совсем эстетично.

Низкий: Навыки изготовления поделки из нескольких частей минимальны, частичны. Ребенок соединяет детали непоследовательно, путём простого придавливания или наложения одной части на другой (поверхность не смачивается или наоборот, воды слишком много). Стекой пользуется хаотично, беспорядочно, только при напоминании взрослого

Критерии уровня сформированности навыков и умений

к разделу «Бумажная фантазия» (подготовительная группа).

1.

Умение

составлять из частей целое, наклеивать изображение.

Выше среднего: Ребёнок умеет составлять изображение из нескольких частей, которые располагает точно, совмещая по смыслу, соблюдая пропорции. Изображение наклеивает на середину листа, самостоятельно дополняя его мелкими деталями по логике содержания работы.

Средний: Ребёнок умеет составлять изображение, но при выполнении имеются незначительные искажения, смещения; изображаемый предмет располагается в основном в середине листа. Мелкими деталями свою работу дополняет после напоминания взрослого.

Ниже среднего: Изображение составляет после того, как несколько раз проговорили инструкцию (что сначала, что потом). Необходимо раза два три повторить с ребёнком последовательность выполнения работы (но в дальнейшем  делает сам). Изображение имеет существенные искажения в пропорциях частей и их форме.

Низкий: Изображение без помощи взрослого из частей составить самостоятельно не  может. Не запоминает последовательность наклеивания деталей. На листе бумаги ориентируется плохо, не видит середину, верх, низ, лево, право.

2.

Умение

работать с клеем.

Выше среднего: Имеет навык работы с клеем. Аккуратно набирает его на кисть, убирает лишнее о край розетки. Намазывает всю форму, промакивает лишний клей, оставшийся на работе, салфеткой.

Средний: Умеет работать с клеем. Правильно держит кисть. Набирая клей, почти никогда не забывает убирать лишний о край розетки. Намазывает форму на клеёнке. Форма промазывается практически вся, но порой остаются сухие места, которые подмазывает уже на самой работе (или наоборот,  форма в некоторых местах очень сильно промазана клеем). Салфеткой пользуется, но иногда необходимо напоминание взрослого. В ходе работы забывает ставить кисть на подставку, в результате она лежит на столе и марает рабочее место.

Ниже среднего: Умение работать с кистью закреплено слабо, необходимо периодически напоминать о том, что лишний клей необходимо убирать о край розетки. Клеёнкой пользуется не регулярно. Форму намазывает, оставляя сухие места или наоборот, большое количество клея. Салфетку в работе использует, однако не промакивает, а вытирает или растирает место, где наклеено. Кисть во время работы редко ставит на подставку.

Низкий: Держит кисть не правильно, набирая клей, не обращает внимание на то, сколько остаётся на кисточке. Хаотично намазывает форму, не видит её границ, не пользуется клеёнкой (только после напоминания взрослого). Забывает использовать салфетку для промакивания наклеенной детали. Работа получается грязная, вся в клею или детали плохо наклеены и отлетают о основы.

3.

Умение

пользоваться ножницами.

Выше среднего: Выработан навык пользования ножницами. Умеет правильно их держать и пользоваться. Соблюдает технику безопасности (ножницы держит от себя, заканчивая работу, кладёт их на поднос).

Средний: Умеет пользоваться ножницами. В основном правильно их держит, но иногда бывают ошибки, требуется напоминание («Возьми ножницы правильно»). Случаются незначительные нарушения техники безопасности работы с ножницами (оставляет их на столе после работы), при напоминании исправляется.

Ниже среднего: Умение работать с ножницами развито слабо (плохо развита мелкая мускулатура пальцев), но ребёнок старается и при напоминании, показе исправляет ошибки (напоминать приходится часто, редко берёт ножницы правильно).

Низкий: Взрослому приходится самостоятельно ставить  пальцы ребёнка в кольца ножниц, так как самостоятельно он этого при показе сделать не может (слабые мышцы пальцев кистей рук).

4.

Умение

обрывать бумагу в разных направлениях, придавая ей необходимую форму.

Выше среднего: Ребёнок имеет хорошо сформированные навыки изготовления деталей из бумаги способом обрыва: как крупных, так и мелких. Движения пальцев рук скоординированы, чётко направлены по контуру намеченной формы. Инструкцию слушает и понимает, дополнительных повторений не нужно.

Средний: Навыками изготовления деталей способом обрывания владеет не плохо.  Изготовленная таким образом форма в основном соответствует требованиям (по величине и размеру). Однако это получается после незначительной помощи взрослого (словесное указание или показ). Движения в  как правило скоординированы, но имеются незначительные огрехи. Инструкцию взрослого понимает, однако порой её требуется повторить.

Ниже среднего: Навыки обрывания сформированы плохо. Процесс происходит в основном механически (ребёнок не ведёт движения по контуру предполагаемой формы),в основном обрывает бумагу по прямой, округлые края получаются за счёт многократного повторения однообразных, прямых обрываний (форма за счёт этого получается меньшего размера, чем необходимо). Движения пальцев рук плохо скоординированы.

Низкий: Ребёнок механически рвёт бумагу, не соблюдая никакой закономерности. Инструкцию не понимает. Движения рук не скоординированы, т.к.мелкая моторика развита плохо. Нет никакой ориентации на листе бумаги.

5.

5.

         

Умение

работать с бумагой,

 изготовлять поделки в технике оригами.

Умение

работать с бумагой, изготовлять поделки в технике оригами.

Выше среднего: Ребёнок умеет сгибать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, при этом аккуратно и точно совмещает углы и стороны (где это необходимо по инструкции), вся работа выполняется на столе. Чётко ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т.д.). Знает понятие «линия сгиба»,   без напоминания проглаживает её. Мелкая моторика развита хорошо. Понимает инструкцию взрослого без дополнительных повторений. Полученную  в результате складывания форму самостоятельно украшает соответствующими по смыслу элементами аппликации, подбирая цвета и оттенки. Проявляет творчество и фантазию.

  Средний: Ребёнок умеет сгибать предложенную форму пополам, вчетверо, в разных направлениях,  но с незначительными погрешностями (один край листа чуть-чуть выглядывает из–под другого, углы немного расходятся), вся работа в основном выполняется на столе.  Ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т.д.), но иногда бывают ошибки, которые он сам же и исправляет после дополнительной инструкции. Знает понятие «линия сгиба», может показать, проглаживает её, редко, но может забыть об этом в спешке или по невниманию. Мелкая моторика развита  не плохо. Слушает инструкцию взрослого внимательно, понимает, но все действия выполняет медленно, не всегда уверен в своих силах, порой переспрашивает. Полученную  в результате складывания форму   украшает   элементами аппликации, опираясь на  предложенный образец взрослого. Творчество  и фантазию проявляет редко.

Ниже среднего: Ребёнок очень старается складывать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, но получается не всегда точно. Приходится по несколько раз исправлять ошибки под  контролем взрослого. В основном умеет ориентироваться на листе бумаги (показывает названные углы и стороны), но при непосредственном выполнении указаний по изготовлению поделки часто испытывает затруднения. Линию сгиба показать может, но во время работы, получив указание: - «Возьмите деталь за линию сгиба», путается, требуется соответствующая корректировка взрослого. Словесные инструкции по изготовлению поделок для него требуется повторить (или показать) несколько раз, чтобы он понял и сделал. Мелкая моторика развита не достаточно. Основу заполняет аппликацией после напоминания

Низкий: Сложить лист бумаги пополам, вчетверо или в заданном направлении у ребёнка вызывает трудности. Он не понимает инструкции. Лист сгибает беспорядочно. Трудно даётся понятие «линия сгиба», проглаживает в воздухе, а  не на столе (из-за чего бумага иногда рвётся или надрывается). Требуется постоянная помощь взрослого. Мелкая моторика развита слабо.

 

Критерии уровня сформированности навыков и умений

к разделу «Рисование с использованием нетрадиционных технологий»(подготовительная группа).

1.

Умение

использовать нетрадиционные техники в рисовании.

 

 Выше среднего: Ребёнок заинтересован в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. При показе и рассказе о новом способе изображения внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками, печатками, штампами или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы, если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в  самостоятельной творческой деятельности.

Средний: Ребенок охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способа изображения, так как он (ребёнок) не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев при рисовании руками, штампами и т.д.). цветовое решение в основном идёт по подражанию образцу взрослого, инициативу в выборе цвета проявляет не часто. Пытается  применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Ниже среднего: Ребёнок охотно слушает и наблюдает за показом новых, нетрадиционных способов изображения, которые демонстрирует воспитатель. Однако, повторить показанное приёмы самостоятельно затрудняется (плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика). Плохо понимает инструкцию. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляют самостоятельности, подражают в основном образцу и показу взрослого, это касается и цветового решения рисунка. Творчество проявляют редко.

Низкий: Несмотря на то, что ребёнок проявляет интерес к окружающему его миру, отразить это в рисунке предлагаемыми нетрадиционными способами изображения, он не может. Не понимает инструкцию. При изображении движения хаотичны, не скоординированы, поэтому взрослому приходится манипулировать руками ребёнка, чтобы на листе бумаги получился определённый результат, изображение. Творчества ребёнок никакого не проявляет.

2.

Навыки ритмичного повторения

однородных движений.

Выше среднего: При рисовании декоративных узоров ритмично повторяет однородные движения, внимательно следит за последовательностью элементов, их чередованием, как по цвету, так и по форме. Ошибок не допускает.

Средний: При рисовании, как декоративных узоров, так и другого рода изображений(например, чешуи у рыбы, печатание листьями) , требующих ритмично повторяющихся движений, этот ритм в основном соблюдает (не зависимо от количества различных элементов в одном узоре). Однако в рисунке имеются частичные искажения или перемена местами элементов узора.

Ниже среднего: Допускает большое количество ошибок при повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со стороны взрослого выполнить задание правильно. Путается, если необходимо повторить узор или рисунок, состоящий из нескольких различных элементов. А когда идёт чередование однородных элементов, ребёнок справляется легче.

Низкий: Не понимает предложенного задания. Ритм рисунка или узора ему не ясен. Порой справляется только с однородно чередующимися элементами, и то не всегда выстраивая их в один ряд.

3.

Умение

рисовать по представлению.

Выше среднего: Ребенок проявляет устойчивый и постоянный интерес и потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Самостоятельно может придумать сюжетную композицию на предложенную тему. Изображение располагается на всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между изображаемыми предметами. Цветовое решение соответствует замыслу рисунка, богатая цветовая гамма.

Средний: ребёнок проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире. Испытывает радость от встречи с ним. Сюжет и тема рисунка предварительно обговаривается с воспитателем. Изображение чаще всего располагается на одной полосе внизу листа, но может быть и по всей его поверхности. По величине предметы изображаются в основном точно, но имеются незначительные искажения.

Ниже среднего: Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, не всегда замечают общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Затрудняется в выборе сюжета своего рисунка, приходится наводящими вопросами подводить ребёнка к выполнению работы. Изображение располагается на линии внизу листа. Ребёнок путается в передаче соотношения предметов по величине(дерево и цветок могут быть одинаковыми по величине). Используемая цветовая гамма однообразна, отсутствуют оттенки цветов.

Низкий: Сюжет для изображения выбрать самостоятельно не может. Расположение изображаемых предметов носит случайный характер. Пропорциональность реальных предметов передаётся не верно. У ребёнка полное безразличие к цвету, изображение может быть выполнено полностью одним цветом или случайно взятыми красками.

10. Примерный учебный план.

Виды

 деятельности.

Программные

задачи.

Материал и

оборудование.

Содержание занятий

1 квартал (сентябрь-ноябрь).

1 раздел.

 « Рисование с использованием нетрадиционных технологий».

Занятия:

  1. «В траве сидел кузнечик».  

(рисование руками)

  1. «Вспоминая о лете».  

(коллективная работа, рисование руками)

  1. «Осенний ковёр».  

(печатание листьями)

1. Познакомить детей с новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира.

2. Учить различным расположениям рук на листе бумаги для создания новых изображений.

3. Учить детей навыкам печатания листьями: намазывать весь лист гуашью, плотно прижимать его окрашенной стороной к поверхности листа.

4. Воспитывать аккуратность при выполнении данного вида работ.

5. Продолжать учить придумывать и создавать сюжетные композиции на предложенную тему с использованием нетрадиционных способов изображения.

6. Выявить умения подбирать цветовое решение к предложенной теме рисунка.

-Рассказ с показом на фланелеграфе «Что случилось?»;

-Загадки;

-Динамическое  стихотворение «Утром солнышко...»;

-Гимнастика для глаз с листьями «Листочки»;

-Гуашь разных цветов, ёмкости для краски, таз с водой, полотенца, клеёнки, настоящие листья, кисти,  

- мячики «Су-джок»

2 раздел.

 «Увлекательная тестопластика».

Занятия:

  1. «Ветка рябины».

(барельеф из солёного теста).

1.  Вызвать интерес к лепке из солёного теста.

2. Познакомить со свойствами нового материала.

3.  Обучать приёмам лепки из солёного теста.

4.  Учить соединять детали с помощью воды.

5. Развивать навыки лепки простых форм (шар, колбаска, диск и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста более сложные предметы.

6. Познакомить с новой основой для размещения поделки – пластиной.

7. Развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представления о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.

8.Учить детей разукрашивать готовое, высохшее изделие, для придания ему эстетически привлекательного вида.

-Динамическая гимнастика «Ветки рябины...»;

-Ветка рябины, солёное тесто, доски, скалки, салфетки, чашки с водой, кисточки.

- мячики «Су-джок»

3 раздел.

 «Бумажные фантазии».

Занятия:

  1. «Транспорт». (оригами)
  2. «Осень за окном».

 (коллаж с элементами аппликации)

1. Учить детей сгибать лист пополам, в разных направлениях.

2. Аккуратно и точно совмещать углы и стороны, всю работу выполнять на столе.

3.Дать понятие «линия сгиба», проглаживать её.

4. Учить слушать и понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней.

5.Обратить внимание на уровень сформированности умения пользоваться ножницами.

6.Учить создавать коллективные работы, в ходе их выполнения учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

-Логоритмическое стихотворение «Мы – шофёры»;

-Д/игра «Летает, плывёт, едет»;

-Лист ватмана с изображением улицы, листы цветной бумаги для складывания, фломастеры, клей, кисти, клеёнки, салфетки.

-Дыхательное упражнение «Ветер и листья»;

-Массаж спины «Дождь»;

-Акварельные краски, альбомные листы, рамка с натянутыми нитями.

- мячики «Су-джок»

2 квартал (декабрь-февраль).

1 раздел.

 « Рисование с использованием нетрадиционных технологий».

Занятия:

  1. «В лесу родилась ёлочка». (рисование руками)

1. Продолжать знакомить детей с новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира.

2. Закреплять умение располагать  ладони на листе бумаги в разных направлениях для создания новых изображений.

3. Воспитывать аккуратность при выполнении данного вида работ.

4. Продолжать учить придумывать и создавать сюжетные композиции на предложенную тему с использованием нетрадиционных способов изображения.

5. Развивать навыки и  умения подбирать цветовое решение к предложенной теме рисунка, использовать различные оттенки зелёного.

-Гимнастика для глаз «Наряжаем ёлочку»;

-Динамическое упражнение «Прогулка в лес»;

- На каждого ребенка половина ватмана со схемой елки, гуашь разного оттенка зелёного цвета,

тазик с водой, полотенце, фартуки и нарукавники на каждого ребёнка, искусственная ёлка, маленькие, картонные ёлочки на палочке по количеству детей.

- мячики «Су-джок»

2 раздел.

 «Увлекательная тестопластика».

Занятия:

  1. «Деревья».

 (барельеф)

1.  Продолжать развивать интерес к лепке из солёного теста.

2.  Закреплять знания о свойствах нового материала, о приёмам лепки из солёного теста, о способе соединения  деталей с помощью воды.

3.  Совершенствовать навыки лепки простых форм (шар, колбаска, диск и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста более сложные предметы.

4. Уточнить представление о пластине, как основе для размещения поделки.

5.  Продолжать развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представления о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.

6.Продолжать учить детей разукрашивать готовое, высохшее изделие, для придания ему эстетически привлекательного вида.

 -Динамический массаж от простуды;

-Физминутка «Ветер дует нам в лицо...»

 -Иллюстрации с изображением различных деревьев, солёное тесто, доски, скалки, салфетки, чашки с водой, кисточки, фартуки и нарукавники по количеству детей.

- мячики «Су-джок»

3 раздел.

 «Бумажные фантазии».

Занятия:

  1. «Дед Мороз». (открытка)
  2. «Аквариум для рыб».

(коллективная аппликация)

«Разноцветные рыбки». (оригами + аппликация)

  1. Изготовление объёмной открытки для мам.

1. Продолжать учить детей сгибать лист пополам, в разных направлениях, аккуратно и точно совмещать углы и стороны, всю работу выполнять на столе.

2.Закрепить  понятие «линия сгиба», проглаживать её.

3. Учить составлять изображение из нескольких частей. Располагать их точно, совмещая по смыслу.

4. Учить слушать и понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней.

5. Совершенствовать  умения пользоваться ножницами, клеем.

6. Показать новый способ  изготовления деталей способом обрывания. Добираться скоординированного, чётко направленного движения пальцев по заданному контуру формы.

7. Продолжать учить создавать коллективные работы, в ходе их выполнения учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

 - Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер»;

 -Листы цветного картона, листы цветной бумаги для складывания, фломастеры, клей, кисти, клеёнки, салфетки, конфетти, образец открытки.

-Физкультминутка «Рыбки»;

-Логоритмическое стихотворение «Золотая рыбка»;

-лист ватмана голубого цвета, цветная бумага фантики от конфет, обёрточная бумага, ножницы, клей.

- мячики «Су-Джок»

3 квартал (март-май).

1 раздел.

 «Рисование с использованием нетрадиционных технологий».

Занятия:

  1. «Пасха».

 (роспись яиц)

1. Совершенствовать умения использовать новые нетрадиционные способы изображения предметов и явлений окружающего мира.

2. Закреплять умение  поворачивать кисть руки в разном направлении

3. При рисовании декоративных узоров ритмично повторять одинаковые движения. Внимательно следить за последовательностью элементов, их чередованием по цвету, форме и т.д.

4. Воспитывать аккуратность при выполнении данного вида работ.

5. Развивать навыки и  умения подбирать цветовое решение к предложенной теме рисунка.

 -Закличка «Солнышко-вёдрышко»;

-Гуашь разных цветов, ёмкости для краски, таз с водой, полотенца, клеёнки,  печатки различной формы.  

- мячики «Су-Джок»

2 раздел.

 «Увлекательная тестопластика».

Занятия:

  1. «Бусы для любимой мамочки».
  2. «Подснежник».

 (барельеф)

1.  Закреплять у детей устойчивый   интерес к лепке из солёного теста.

2. Совершенствовать знания о свойствах нового материала, о приёмам лепки из солёного теста, о способе соединения  деталей с помощью воды.

3.Поощрять использование разнообразных приёмов лепки при создании новых изделий из солёного теста.

4. Совершенствовать умение пользоваться стеками различной конфигурации и наносить рельефный рисунок, соблюдая ритм выбранного узора.

5.  Продолжать развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представления о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.

6. Поощрять умение самостоятельно разукрашивать высохшее изделие, находить новое сочетание красок и оттенков.

 - Пальчиковая гимнастика «Всё, что только захотим...»;

- Игра «Бусинки»;

- Динамический этюд «Подснежник»;

 - Образец для показа (барельеф с подснежниками), солёное тесто, доски, скалки, салфетки, чашки с водой, кисточки, пуговицы с рельефной поверхностью, колпачки от фломастеров, трубочки от коктейлей.

- мячики «Су-Джок»

3 раздел.

 «Бумажные фантазии».

Занятия:

  1. «Грачи прилетели».

(оригами)

  1. «Весёлый щенок»

(оригами+аппликация)

  1. «Солнышки весны».

(аппликация из скрученных жгутов бумаги)

1. Закреплять умение работать в технике оригами. Совершенствовать умение сгибать лист в разных направлениях, чётко совмещая стороны и углы, проглаживая линии сгибов.

2.  Познакомить с новой техникой выполнения объёмной аппликации – создания изображения с помощью скрученных полос бумаги

3. Продолжать учить составлять изображение из нескольких частей. Располагать их точно, совмещая по смыслу.

4. Учить слушать и понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней.

5.  Развивать умение пользоваться ножницами, клеем

6. Продолжать учить создавать коллективные работы, в ходе их выполнения учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

-Физкультминутка «Грачи прилетели»;

-квадратные листы плотной бумаги  тёмного цвета, ватман с изображением берёзы, репродукция И.Саврасова «Грачи прилетели», ножницы, клей.

- Массаж ушных раковин «На посту»;

-Шерстяные нитки, листы квадратной формы для складывания, клей, ножницы.

-Логоритмическое упражнение «Одуванчики»;

-Образец, бумажные салфетки разных цветов, клеё ПВА (густой), клеёнки, кисти, салфетки.

- мячики «Су-Джок»

 

11. Календарно-тематический план  (подготовительная группа)

Месяцы

Темы занятий

Занятие 1

Занятие 2

Осень

Сентябрь

«В траве сидел кузнечик»

(рисование руками)

«Вспоминая о лете»

(коллективная работа)

Октябрь

«Осень за окном»

(коллаж с элементами аппликации)

«Осенний ковер»

(печатание листьями)

Ноябрь

«Ветка рябины»

(барельеф из соленого теста)

«Машины на перекрёстке»

( оригами)

Зима

Декабрь

«В лесу родилась ёлочка»

(рисование руками)

«Дед Мороз»

(открытка)

Январь

«Деревья»

(лепка из соленого теста)

«Аквариум для рыб»

(коллективная аппликация)

Февраль

«Разноцветные рыбки»

(оригами)

Изготовление объемной

открытки-коллажа для мам

Весна

Март

«Бусы для любимой мамочки»

(лепка из соленого теста)

«Грачи прилетели»

(оригами)

Апрель

«Пасха»

(роспись яиц)

«Подснежник»

(лепка из соленого теста)

Май

«Весёлый щенок»

(оригами+аппликация)

«Солнышки весны»

(аппликация из скрученных жгутов бумаги)

12. Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 146с.
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачёв, 2007. – 78 с.
  3. Гранкина М.В. Нетрадиционные изобразительные технологии. // Воспитатель ДОУ. 2008. № 5, с. 88-91.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие.  – Спб.: КАРО, 2008. – 336 с.
  5. Захарова Ю.В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 3, с. 23-27.
  6. Казанцева  М. Опускаем пальцы в краску. // Обруч. 2007. №5, с.20-23.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
  8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005. 140 с.
  9. Корнилова С.Н., Галанова А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. – М.: Рольф, 2000. – 160.
  10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
  11. Петрова И.М.  Объемная аппликация. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 80 с.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  13. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк.учреждений/ Авторы: Авйнерман С.М., Большев А.С. и др. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  14. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Часть I. – М.: Скрипторий 2000, 2004. – 60 с.
  15. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 47 с.

Приложение № 1.

Перечень необходимого оборудования.

1 раздел.

« Рисование с использованием нетрадиционных технологий».

2 раздел.

«Увлекательная тестопластика».

3 раздел.

«Бумажные фантазии».

Гуашь, ёмкости для краски, салфетки, тазик для воды, листы ватмана, альбомные листы (белые и тонированные), натуральные (не сухие) листья с деревьев.

Мука, скалки, доски, стеки разной конфигурации, гуашь для раскрашивания изделий, кисти, баночки для воды.

Цветная бумага (односторонняя и двухсторонняя), клей, ёмкости для клея, клеевые кисти, клеёнки, салфетки, листы ватмана, ножницы, подносики.

    Для этих двух разделов:

фартуки и нарукавники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы кружка "Разноцветная фантазия"

План работы кружка на год и фото-отчет о выполеной работе....

Конспект мастер-класса по кружковой работе "Разноцветная фантазия" с коллегами.

Мастер-класс провела с педагогами ДОУ с использованием нескольких техник нетрадиционного рисования....

АВТОРСКАЯ ИГРА «Разноцветные фантазии»

Образовательная область "Художественное творчество"...

Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (средняя группа)

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают...

Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (старшая и подготовительная группа)

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.Делая что-то своими руками, дети разви...

Программа творческого объединения "Разноцветные фантазии"

Занятия по нетрадиционной технике рисования...

Конспект занятия " Разноцветные фантазии"

Конспект занятия по бисероплетению в старшей группеКонспект занятия «Разноцветные фантазии»Цель занятия: Разработать и исполнить творческую работу из бисера.Задачи занятия:Образовател...