Консультации для родителей по изобразительной деятельности.
материал по рисованию (младшая группа) по теме
данные консультации помогут родителям в работе с детьми во время рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
Как научить ребенка рисовать?
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с окружающими его людьми. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что он увидел, что ему понравилось, взволновало его, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
К полугоду опыт вашего малыша невероятно обширен. К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом, пробует делать первые шаги, всего и не перечислить! Почему бы не заняться рисованием?
Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкость, без труда, все это запомнит.
Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения.
С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши. Убедительная просьба: не ждите от своего "маленького художника" сразу полотен Репина или Левитана. Помните, что, начав рисовать, он уже является самым лучшим Художником во Вселенной. Для первого раза его надо похвалить не меньше 20 раз. Не зря говорит русская поговорка: "кашу маслом не испортишь". Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины мира.
Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.
Часто происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой. Дело в том, что малыши все предметы захватывают не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.
Первый рисунок малыша будет состоять из горизонтальных линий, через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе.
К 1,5 годам ребенок начинает рисовать сюжетные рисунки. Важно давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично.
Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3: 30x40 см), так как ребенок начинает рисовать "от локтя".
К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие предметы, например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву – нарисовать листочки. Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки, глазки, клюв (это занятие для детей 1,5-2 лет).
Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым – стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.
Практические упражнения
Пальчиковая гимнастика как средство укрепления мелкой моторики рук ребенка»
Упражнения на расслабление кистей рук:
1. "Потряси руками"
2. "Пальчики здороваются" Для того, чтобы пальчики дружили и
помогали друг другу, пусть все они поздороваются друг с другом.
(Объясняю, обращаю внимание на ровные, натянутые пальцы ладошек).
3. "Разогреем ладошки" (Потереть друг о дружку).
4. "Надеваем перчатки" (Каждый пальчик потереть сверху вниз).
5. "Снимаем перчатки" (Трем каждый пальчик снизу вверх).
6. Покатать горох, фасоль, орехи (между ладошками, пальцами).
7. Покатать карандаш ( между ладошками, двумя пальцами, тремя
пальцами).
8. Перекладывание фасоли ( справа налево, слева направо, правой и
левой рукой).
9. Нанизывание бус на ниточку.
10. Шнуровки разных форм.
11. Рисование прямых, волнистых линий в воздухе карандашом
(Солнышко).
«Нетрадиционными техники рисования с детьми раннего и
младшего дошкольного возраста».
1. "Пальчиковая палитра"
Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. "Чем не палитра?"
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать!
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
Раз, два, три, четыре, пять
Продолжаем их считать!
Пальцы очень быстрые
Проверьте, все ли чистые!
«Чайник»
Чайник с крышечкой,
Крышечка с шишечкой.
В носике дырочка.
Чайник кипит..
«Пальчики».
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
По очереди загибаем пальчики на правой руке.
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
Загибаем поочередно пальчики на левой руке.
Покрутить ладошками и посмотреть пальчики.
Обеими руками рисуем в воздухе круг.
Правой рукой показываем крышку ладонью вниз.
Большим и указательным пальцем - колечко.
Помахать кистями рук.
Пальцы зажаты в кулак.
Дети поочередно показывают пальцы, начиная с большого.
Игры для детей младших групп
1. "Рассыпались мамины бусы"
2. "Посыпался весёлый горох". Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в
пространстве).
3. "Кто здесь прошёл"
Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные
следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить
рисовать сразу двумя пальцами).
4. "Разноцветный дождик".
5. "Одуванчики".
6. "Падает пушистый снег".
7. "Украсить ёлку к Новому году".
Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот приём, рисовать 2-3 пальчиками.
8. "Весёлые цыплята"
-У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят.
Приложим большой палец- это туловище, а теперь указательный- это голова.
Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!
2. "Печать от руки"
Обмакнём ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно "раскрасить" ладонь разной краской. Что получилось? Краску не
только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить
отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко,
потом всё смелее и смелее.
Игры:
1. "Потеряли котятки свои перчатки"
Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь левая рука будет рисовать - вторая нашлась.
2. "Кузька (или Гном) заблудились"
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на часть лица, осталось взять
кисточку и добавить необходимые детали.
3. Плывёт "Утка" ("Лебедь", "Гадкий утёнок")
Четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой палец-шея. Подрисовывай, фантазируй.
3. "Печатка"
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет,
составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими
пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные,
а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать
всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики,
стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к
подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий
отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или
дополнить изображение недостающими деталями.
1. "Идёт телепередача"
2. "Зайцы гуляют по лесу"
3. "Красивая поляна"
4. "Тампонирование"
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона.
Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким
прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное,
лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с
удовольствием используют эту технику с техникой "Трафарет".
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо!
Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д.
5. "Монотипия"
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии,
воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании
красок. Знакомство с этой техникой во второй младшей группе проводим на
занятиях на тему:
1. "Шары Вини Пуха"
2. "Высокий забор"
3. "Самолёты летят"
6. "Кляксография"
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу
движений, фантазию и воображение. Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!
Значение рисования
«Нам стоит меньше говорить и больше рисовать», — сказал Гете.
На самом деле, рисование — очень полезное для ребенка занятие. Когда он рисует картинки, копирует их, обводит и раскрашивает, он таким образом разбирается в окружающем мире, а также развивает воображение, ведь он рисует не только предметы, которые существуют на самом деле, но и те, что живут только в его воображении. Красивые рисунки могут стать не только украшением праздника, но и замечательным подарком ко дню рождения или к Новому году. Нарисованные ребенком чудища и привидения помогают ему избавляться от настоящих и надуманных страхов. Кроме того, рисование развивает визуальное мышление, а также чувство красоты и гармонии.
Рисуя, малыши проявляют свои творческие способности. Некоторые дети удивительно свободно владеют формой и цветом и пользуются ими, чтобы выражать свои мысли и чувства.
В этом смысле их работы можно считать настоящими шедеврами.
Пикассо сказал: «Когда я был ребенком, я умел рисовать, как Тициан, но мне потребовалась вся жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок».
Сам процесс рисования важнее, чем то, что именно рисует малыш.
Предварительный просмотр:
Некоторые популярные среди детей техники рисования:
Монотипия – ребенок складывает бумагу пополам. На одной половине от сгиба рисует половину изображаемого предмета. Пока краска не высохла, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
Оттиск – ребенок прижимает ластик, пробку, пенопласт печатку с краской к листу бумаги. Так же можно печатать сухими листьями от различных деревьев.
Кляксография – ребенок обильно кладет гуашь разных цветов на бумагу в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом, прижимается. Верхний лист снимается, полученное изображение рассматривается, ребенок ищет в нем сходство с реальными предметами, дорисовывает детали.
Рисование по сырому листу – намочите губкой или кистью лист альбома. Теперь пускай ребенок кистью наносит акварельные краски на мокрый лист. Краски струятся, перетекают друг в друга, создавая узор.
Значение рисования в жизни ребенка.
Многие родители, глядя на художества ребёнка, зачастую
перекочевывающие на стены и другие поверхности в детских комнатах,
возмущаются до глубины души. А ведь рисование имеет поистине огромное
значение в развитии личности малыша. Поэтому перед тем, как шуметь на
ребенка, попытайтесь направить его искусство в нужное направление.
Давно нашел свое научное подтверждение тот факт, что личность
ребенка формируется в самые первые годы жизни. Именно в первые три
года можно раскрыть огромный потенциал творческих способностей
ребенка, его воображение, фантазию, что послужит базой для формирования
его как личности. Однако этот процесс не происходит сам по себе.
Творческие способности ребенка формируются при определенных условиях, созданных окружающими его взрослыми людьми. Они обуславливаются не только воспитанием в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в различных специализированных дошкольных учреждениях. Важно помнить, что творческие способности ребенка формируются под влиянием различных видов искусств и в первую очередь рисования.
Рисование имеет огромное значение для развития ребенка.
• Во-первых, развивается мышление малыша.
• Во-вторых, развивается память, внимание, совершенствуется мелкая
моторика ребенка. Малыш учится думать, анализировать, сравнивать и
воображать. Формирование словарного запаса ребенка происходит в
процессе расширения его кругозора. А многообразие существующих
оттенков цветов, разнообразие предметов окружающего мира способствуют
обогащению знаний ребенка, а соответственно, и словарного запаса. В
процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность малыша. Для создания рисунка требуется вложить
усилия, стараясь овладевать определенными умениями. Первоначально у
первого ребенка возникает заинтересованность, лишь только понемногу появляется тяга к творчеству — жажда приобрести результат, сотворить определенный рисунок.
Фантазия и воображение — это важнейшая сторона жизни малыша. А
развивается творческая фантазия особенно насыщенно в возрасте от 5 до 15
лет. Совместно с уменьшением способности выдумывать, у ребенка
обедняется личность, понижается и гаснет потенциал творческого мышления,
также как и заинтересованность к искусству, к творческой деятельности. Для
того чтобы совершенствовать творческую фантазию у ребенка, необходима
особая стратегия формирования художественной деятельности.
• В - третьих, изобразительное искусство – первое искусство, которое
появилось на земле 3 тысячи лет назад, об этом свидетельствуют
наскальные рисунки «петроглифы». Человек во все времена хотел себя
выразить, поделится своими впечатлениями, такова природа человека. А для
маленького ребенка, который еще не умеет говорить и выразить себя
словесно – рисунок самая доступная форма выражения.
Рисование не только способствует развитию важнейших психических
функций – зрения, двигательной координации, речи и мышления, но и
связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно
усваиваемые знания, формирует и фиксирует представление о мире.
Наконец рисование - это важнейший информационный и коммуникативный канал.
• В - четвертых, по мнению ученых, рисование имеет особый
биологический смысл. В начале жизни особенно важно развитие зрения и
движения. Ведь детство можно рассматривать как период становления
физиологических и психических функций. Тогда, рисование - один из путей
выполнения программы совершенствования организма.
Начиная с 2-х лет и до подросткового возраста дети всех стран и
континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «кругов» и «головоногов». Изобразительная деятельность ребенка на первых порах осваивается линией, затем она замыкается, образуя окружность неправильной формы. Окружности «тиражируются», замыкают сами в себе окружности меньшего диаметра. Затем окружности вступают во
взаимодействие друг с другом, образуя различные композиции.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во
мнении: осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем
накопление слов и ассоциаций. Поэтому рисовать ребенку так же
необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл
рисование «графической речью».
• В - пятых, по рисунку ребенка мы можем диагностировать его
психическое и физическое состояние. Современный метод психодиагностики
по рисунку основан на работах известного русского ученого И. Сеченова,
который изучал психомоторные связи в организме. Он считал, что всякое
представление, возникающее в психике, любая ассоциация, связанная с этим
представлением, заканчивается движением. Так, мышцы руки через
движение «запечатлевают» на листе бумаги отношение рисующего к себе и к
окружающему миру, его психическое и физическое состояние. Изображая
любого человека, ребенок, подсознательно изображает себя. Анализируя
изображение, мы можем констатировать личность ребенка по компоновки
относительно центра листа, его самооценку. По рисунку, анализируя
отдельные части лица и тела можно определить интеллектуальную сферу
ребенка, что движет действиями ребенка – разум (при большой голове) или
эмоции (при маленькой). Определить эстетические наклонности ребенка.
Цветовые характеристики рисунка могут указать на здоровье или не
здоровье ребенка, укажет на его склонности и т.д.
• В - шестых, современная школа использует интегрированные методы в обучения. Почти во всех предметах начальной школы требуются
изобразительные навыки. И если ребенок не владеет элементарными навыками рисования, то и плохо запоминает.
• В - седьмых: рисование за мольбертом, владение кистью и красками -
развивает каллиграфию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультации для родителей...
Консультация для родителей Тема: « Изобразительная деятельность дошкольников»
Консультация для родителей Тема: « Изобразительная деятельность дошкольников»...
Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности дошкольников"
Автором представлен теоретический материал по развитию творческих способностей дошкольников средней группы....
Консультация для родителей по изобразительной деятельности.
Ребенок через рисунок, часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. По этому взрослому надо внимательно всмотреться в то, что изобразил малыш, и по...
Консультация для родителей по изобразительной деятельности. "Ребёнок рисует с мамой"
Как помочь ребёнку чтобы изобразительное искусство было любимым и желанным занятием....
Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на всесторонне развитие ребёнка"
Рассказывается родителям о роли изобразительной деятельности в развитие дошкольника...
Консультация для родителей: "Совместная изобразительная деятельность родителей и детей".
Совместное творчество сплачивает и помогает в развитии дружеских отношений между ребенком и его родителями, ребенок чувствует себя нужным и любимым, когда мама и папа принимают активное участие ...