Конспект ООД «В музее народного прикладного искусства» для средней группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «В музее народного прикладного искусства» для средней группы
Программное содержание: Закрепить знания детей о предметах народного прикладного искусства, о промыслах и росписях. Уточнить знания о характерных особенностях разных видов росписи (дымка, городец, хохлома, гжель), о русской матрешке. Проявлять самостоятельность при выполнении творческого задания.
Ход занятия:
Группа оформлена изделиями прикладного искусства и фотографиями.
Восп.: Мы с вами посещали выставку, на которой вы познакомились с русскими народными костюмами и головными уборами – кокошниками. А сегодня я приглашаю вас в музей прикладного искусства. Здесь оформлено несколько экспозиций, на которых представлены различные народные промыслы: городецкая и хохломская росписи, гжель и фотоматериалы о дымковской игрушке, а также русские матрешки. Все эти промыслы имеют свои характерные особенности, о которых мы с вами говорили на предыдущих занятиях. А теперь мы все это вспомним.
Воспитатель загадывает загадку:
Что за кони расписные
Петухи и сундуки.
Украшают их бутоны,
Ярко-красные цветы.
А на листьях есть оживки –
Украшают их они.
Что же это за искусство?
Поскорее назови.
Восп.: О какой росписи эта загадка?
Дети: О городецкой. Это здесь есть бутоны и цветы. Здесь есть оживка на листьях – белая и черная.
Восп.: Верно. Давайте подойдем к этому стенду. Найдите его.
Дети подходят к экспозиции Городецкой росписи.
Восп.: По каким характерным особенностям мы узнаем изделия Городецких мастеров.
Дети их называют.
Восп.: А выполнены эти изделия из…
Дети: Из дерева – петушков, коней, сундуки, досочки.
Воспитатель читает загадку о гжельской росписи.
Что же это за такое
Чудо сине-голубое.
Синей краски лазурит
Только тронешь – зазвенит.
То ли снег, а то ли иней
Украшает блюдо синим,
Голубым и белым цветом.
Отвечайте – что же это?
Дети: Это о гжельской росписи.
Восп.: Она очень особенная. Скажите – чем?
Дети: Здесь используют белый цвет и синий, оттенки синего.
Восп: А украшают гжельской росписью изделия из….
Дети: глины – блюда, чайники, разную посуду, подсвечники.
Восп.: Все это верно. Мастера обжигают изделия в специальных печах, покрывают глазурью, от этого они блестя и выглядят очень красивыми. Однако, идет дальше. Здесь еще есть фотографии изделий, которые тоже делают из глины.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
А как наши барышни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни –
Кавалеры наши.
С лентами да бантами
Да под ручку с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем парами.
Мы игрушки знатные
Складные да ладные!
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Восп.: О чем я говорю?
Дети: Это дымковские игрушки: свистульки, кони, петухи, барыни.
Восп.: Их всегда украшали яркими красками. А как вы думаете – почему?
Дети: Их делали, чтобы продавать на ярмарках. А чтобы их заметили, чтобы они были красивыми – белые игрушки разрисовывали яркими красками: синими, красными, зелеными.
Восп.: Собираясь в музей Тоня с мамой выучила стихотворение об одной удивительной росписи. Послушайте.
Тоня: СТИХ-Е про хохлому
Восп,: Что же это за роспись и почему ее называют золотой?
Дети: Это про хохлому. В ней очень много теплых тонов, желтого цвета.
В ней есть золотистые цвета.
Восп.: Верно. А еще и потому, что хохломская полуда славится на весь мир. Ее везде знают и покупают люди из всех стран. Эти изделия богатство, достояние нашей Родины. Они наше золото.
Восп.: А вот теперь мы подойдем поближе к любимым нашим игрушкам. А игрушки эти особенные. Кто скажет, что за особенность такая есть у этих игрушек?
Дети: Эти игрушки из двух частей. А в каждой матрешке живет еще одна матрешка.
Восп.: Вот и давайте вспомним стихотворение, которое мы с вами учили:
СТИХ-е
Восп.: Матрешка – исконно русская игрушка. Вначале ее называли просто Матрена. Такое было имя. И платье у Матрены было очень скромное. Однако эта куколка так понравилась людям, что в каждой местности стали создавать свою матрешку: делали ее разной формы, украшали ей сарафан, косыночку. Теперь известно много матрешек, но мы вспомним тех, о которых я вам рассказывала.
Дети: Это матрешка семеновская – она яркая, на сарафане яркие цветы. А у калининской матрешки туловище удлиненное, а сарафан не очень яркий, чаше без цветочков. Зато самая яркая матрешка из Полхов Майдана. У нее нет сарафана, и вся она в ярких цветках, даже на голове цветочки.
Рассказывая, дети показывают кукол на фотографиях или берут настоящую игрушку.
Восп.: А вот это матрешка….А что же это за матрешка?
Дети: А у нее нет сарафана, она не раскрашена, ее и не узнаешь никак.
Восп.: Мы уже с вами говорили, что все изделия украшают мастерицы-художницы, и они становятся яркими, красивыми. Я хочу предложить вам тоже стать мастерицами. А заодно и поможем нашей куколке без платья. Вы же помните, как украшают русские сарафаны: рисунок размещают впереди посередине, по низу платья, вверху на кокетке.
Воспитатель предлагает подойти к столам. Здесь на тарелочках много всяких цветочков, листочков, завиточков, бутонов разного цвета и формы. Я загадаю загадку. Вы ее отгадаете.
Загадка
Восп.: Молодцы. Вот и выберите на тарелочках цветы и бутоны этой росписи и украсьте сарафаны своим куколкам. А потом мы вместе придумаем название нашей матрешке.
Дети выполняют аппликацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"
В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...
Презентация Музей народного прикладного искусства
Презентация "Музей народного прикладного искусства" поможет провести НОД по музыке в форме мини-экскурсии....
Конспект ООД "В музее народного прикладного искусства"
средняя группа...
МИНИ МУЗЕЙ народно- прикладного искусства
На базе детского сада создали мини музей народно- прикладного искусства. Поводом послужило то, что тема двух недель называлась "Народная культура и игрушка". Воспитатели сами принесли, все н...
«Музей народного прикладного искусства»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народ...
Проект по народно-прикладному искусству в старшей группе «Народные промыслы»
laquo;Народные промыслы»...
Мини музей " Народно-прикладного искусства"
Профиль мини-музея-исторически-познавательный, декоративно-художественный.Цель: познакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства и его местом в ДОУ.В музее представлены не только новые эк...