НОД "Экскурсия в музей народно-прикладного творчества"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Экскурсия в музей народно-прикладного искусства". Закроепление знаний детей о народных промыслах: Гжель, Хохлома. История появления Матрешки на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ekskursiya_v_muzey_nar_prikl_tvorch.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

                    БДОУ г. Омска «Детский сад №148»

НОД в подготовительной группе

 «Экскурсия в музей народного творчества»

Воспитатель:                        

Николаева Елена Анатольевна

Задачи:  Закрепление и обобщение знаний детей о русском народном прикладном искусстве, об особенностях каждого вида искусства,об  изделиях народных мастеров и способах их изготовления;  познакомить  детей  с историей создания русских матрешек; формировать интерес к русскому прикладному искусству.

Развивать эстетическое восприятие и творческие способности детей, связную речь, внимание, фантазию.

Обогащать словарный запас новыми словами (Даруму, муфта, плошка, скоропись).

Воспитывать  любовь к родине ,уважение к труду народных умельцев, к русскому народному искусству.

Материалы и оборудование: изделия и игрушки народных умельцев (матрешки, Хохлома, Дымковские игрушки), мнемотаблицы, иллюстрации с изображением русских матрешек, музыкальные инструменты для шумового оркестра(ложки,), заготовки для росписи матрешек, кисти, краски, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, настольная игра «Русские узоры».

Предварительная работа:

Беседы о русском народном прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий, изделий народных мастеров.

Рисование и лепка по теме народных промыслов,  оформление выставки детских  работ.

Заучивание стихов, загадок, частушек о матрешках, пословиц о труде.

Беседа о правилах поведения на экскурсии, на выставках.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться на экскурсию в музей народного творчества. Но прежде вы должны приобрести билеты на выставку, для этого нужно вспомнить правила поведения в музее (дети говорят правила поведения в музее, на выставке и получают билеты).

 Пройдемте в 1 зал. Что представлено в этом зале?

Д: Изделия народных умельцев, игрушки.

В: Ребята, а кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода и рассказать нам об этих изделиях? Возьмите каждый то изделие, о котором вы хотите рассказать (дети берут понравившиеся изделия и рассказывают о них).

  1. Дымковская игрушка.
  2. Хохлома.

В: Ребята, не все виды росписей представлены на выставке, но вы сейчас поиграете в игру, которая поможет вспомнить другие народные промыслы. Для этого вы разделитесь на 2 команды и будете собирать пазлы определенного  вида росписи (задание усложнено тем, что у детей будут элементы других росписей,  лишние, которые дети не должны использовать, чтобы собрать картинку, и должны объяснить, почему они их не взяли).

Игра «Русские узоры»

В: Молодцы!

Но еще на выставке представлена русская матрешка! (дети рассматривают матрешек). Ребята, а что вы знаете о матрешке? Расскажите.

Рассказ детей о матрешках.

В: Матрешки очень веселые, любят петь и плясать. Давайте и мы, как матрешки, попляшем и споем(дети поют частушки о матрешках, танцуют).

В: А вы знаете, как впервые появилась матрешка?  Оказывается, впервые разъемную куклу-игрушку придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Даруму. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из 5 фигурок, вставленных одна в другую. Даруму- это бог счастья и долголетия. А 5 фигурок внутри-это его помощники.

   В 1890г. эту фигурку привезли в подмосковную усадьбуМамонтово. По средам в усадьбе собирались художники, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Она очень понравилась художнику Сергею Малютину, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, а сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. А внутри ее должны были поместиться дочки-помощницы.Одна с серпом в руке, другая с караваем хлеба, следующая с плошкой, еще девчушка с куклой,малышка в слюнявчике, младенец в пеленке. Как же сестрицам без братца - он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Всего было в 1 матрешке 8 кукол.

   Изготовить свою небывалинку Сергей Малютин заказал лучшему токарю Василию Звездочкину. Первую матрешку хранит ныне музей в Сергиевом-Посаде.

   Вот мы все матрешка да матрешка. Но ведь у этой куклы и названия то не было. А когда токарь ее сделал, а художник расписал, то и название пришло само собой- Матрена, а ласково –Матрешка. Переберите хоть тысячу имен, но ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

  Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, также были очарованы русской многоместной куклой. В Москву посыпались заказы на большие партии матрешек. И сегодня русские матрешки желанные гости в каждом доме. Ее с удовольствием покупают и увозят в разные страны туристы. В Лондоне даже есть музей матрешек!

   После того как матрешка стала популярна, ее стали изготавливать в разных районах нашей страны. Но самые знаменитые это Семеновские, Загорские, Полхово-Майдановские. Но чем же они отличаются?

Рассказ детей:

Загорская матрешка - одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.

Семеновская отличается от Загорской большим букетом цветов, который украшает всю фигуру игрушки. Мастера не скупятся на краски, лучшими признают красную, малиновую, желтую, васильковую, лиловую.

Полхов-Майдановская матрешка более стройная, вытянутая по форме. Ее украшают буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев, обязательно цветок шиповника, который цветет под окнами мастериц, расписывающих матрешек.

В: Ребята, а почему все матрешки такие разные?

Д: Потому что их делали и расписывали разные мастера, которые живут в разных городах и селах. Там разная природа, растительность. Настроение мастеров тоже может быть разное, что отражается в росписи матрешек.

В: Самая большая матрешка-Семеновская, ее диаметр 0,5 м, высота 1м, состоит из 72 кукол.  Семеновская фабрика не стоит на месте. Меняются времена, меняются и матрешки, их форма, роспись. Художники разработали матрешку «Сувенир для первоклассников», «Космический сувенир», авторучку-матрешку, сувенирные шахматы-матрешки, матрешки в современных джинсовых сарафанах. Есть даже матрешки - сказки: «Колобок» (демонстрация), с помощью которых можно разыгрывать эти сказки.

В: Ребята, теперь мы пройдём в следующий зал. Но чтобы туда попасть, вы должны вспомнить пословицы о труде.

Д: Говорят пословицы о труде. (Проходят в следующий зал)

В: Что это, как вы думаете? Правильно, мастерская, где работают народные умельцы над своими изделиями. Скажите, как можно сказать об умельцах, какие они?

Д: Трудолюбивые, умелые, талантливые, терпеливые….

В:Правильно, не даром мы с вами вспомнили пословицы о труде. А сегодня вы будете народными умельцами и придумаете свой эскиз матрешки. Приступайте к работе.

Дети расписывают заготовки для матрешек (придумывают собственные узоры).

В: Молодцы, ребята. Понравилась вам наша экскурсия? Вы были прекрасными экскурсоводами, сделали замечательные эскизы матрешек, и я предлагаю оформить этими матрешками выставку в группе и пригласить детей из младших групп к нам на выставку. Спасибо всем, экскурсия закончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"

В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...

Презентация Музей народного прикладного искусства

Презентация "Музей народного  прикладного искусства" поможет провести НОД по музыке  в форме мини-экскурсии....

МИНИ МУЗЕЙ народно- прикладного искусства

На базе детского сада создали мини музей народно- прикладного искусства. Поводом послужило то, что тема двух недель называлась "Народная культура и игрушка". Воспитатели сами принесли, все н...

«Музей народного прикладного искусства»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народ...