Программа кружка "Чудо-ладошки".
рабочая программа (средняя группа)
Программа кружка по рисованию с применением нетрадиицонных техник в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_sredney_gruppe.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
по рисованию с применением нетрадиционных техник
в средней группе
«Чудо-ладошки».
Разработала Московская С. В. воспитатель средней группы
МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирск.
2022-2023 учебный год.
Пояснительная записка.
1. Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В.И.Сухомлинский.
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и необыкновенное в обыкновенном.
Дени Дидро.
Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Так как многие дети боятся своих ошибок и часто отказываются рисовать, объясняя это просто «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления. В нетрадиционном рисовании трудно ошибиться, здесь можно рисовать чем угодно и как угодно, что раскрепощает ребенка, помещает его в «ситуацию успеха», а также стимулирует к созданию своего неповторимого образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Данная техника расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявляя самостоятельность, инициативу и выражая индивидуальность.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
2. Актуальность и новизна.
Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку и карандаш, испытывают трудности в застегивании пуговиц и шнуровании ботинок. Им бывает трудно работать с пазлами и счетными палочками. В дальнейшем это приводит к трудностям в освоении письма. Нетрадиционное рисование и оригами – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Новизна заключается в новом подходе к художественно-творческому развитию ребенка, в котором сочетается классика и современность, традиции и новаторство. В работе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
2. Цели и задачи.
Цель: помогать раскрывать творческий потенциал детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- знакомить с нетрадиционными техниками рисования
- привлекать детей к работе с различными материалами
- упражнять в применении различных способов рисования
- развивать технические навыки рисования
- развивать интерес к процессу рисования через использование нетрадиционных техник
- формировать умение следовать устным инструкциям
- знакомить с многообразием нетрадиционных техник рисования
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
- воспитывать аккуратность, умение экономно и бережно расходовать рабочий материал, содержать в порядке рабочее место
- повышать уровень самооценки детей.
4. Возраст детей, на которых составлена программа: 4-5 лет.
5. Срок реализации программы: 1 учебный год.
6. Формы обучения: фронтальные занятия, выставки.
Методы: наглядные, практические, игровые, словесные (беседа, художественное слово, загадки, совет, напоминание о последовательности работы).
7. Количество занятий общее 35, в неделю-1, длительность-20 минут.
8. Ожидаемые результаты:
- Дети создают оригинальные образы и композиции изобразительно-выразительными средствами, умеют свободно выражать творческий замысел.
- Умеют экспериментировать с изобразительными материалами.
- Проявляют фантазию в художественном творчестве.
- Улучшение цветовосприятия.
- Развитие мелкой моторики, мышления, пространственного воображения.
- Умеют следовать устным инструкциям.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Дети аккуратны, умеют экономно расходовать материалы, содержать в порядке рабочее место.
- Повышение уровня воображения и самооценки.
- Появление стремления развиваться дальше и достичь еще больших успехов в области рисовании.
9. Работа с родителями.
Если ребенок тянется к творчеству, нельзя ограничивать его стандартными формами листов бумаги, карандашами и фломастерами. Творчество ребенка не должно страдать от отсутствия каких-либо материалов. Даже если родители не умеют рисовать, фантазировать, все равно они могут содействовать развитию творческих способностей ребенка, создавать условия, поддерживать, воспитывать у него любовь и стремление к прекрасному. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и оригами, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добиваюсь через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графомоторных навыков;
-оформление папок-передвижек «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Значение использования техник нетрадиционного рисования и оригами в психомоторном развитии ребенка», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;
-подготовку и проведение мастер-класса для родителей на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;
-подготовка и проведение анкетирования;
-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».
10. Форма подведения итогов в конце реализации программы:
- организация итоговой выставки работ;
-создание фотоальбома детских работ.
11. Программа составлена на основе литературы:
- Давыдова Г.Н. – Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – 2007г.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение техническим навыками умениям. // Дошкольное воспитание.,1991, №2.
- Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические.//Дошкольное воспитание.,2009, №10.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.:Карапуз-дидактика,2007г.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. –М.: Айрис-пресс, 2011г.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. –М.: Айрис-пресс,2009г.
- Тарабарина Т.И. Оригами в развитии ребенка./Т.И.Тарабарина. -Ярославль.: Академия развития, 1997.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития.2007г.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2006г.
Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:
-беседы с родителями, анкетирование, с помощью которого удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность;
-беседы с ребенком: чем он увлекается и чем хотел бы заниматься;
-желание детей и родителей;
-способности детей к изобразительному искусству.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы.
Октябрь.
Тема, техника. | Цель. | Материалы. |
Вихрь осенних листьев (печать листьями). | Познакомить с техникой рисования на листьях, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях. | Лист черной бумаги, кисточки, гуашь, разнообразные листья. |
Осеннее дерево (печать поверхностью детали конструктора) | Знакомить с новой техникой рисования. | Листы белой бумаги с силуэтом дерева без листьев, детали конструктор, кисти, гуашь. |
Ёжик. (Рисование ребром картона). | Познакомить с новой техникой рисования, учить заполнять пространство трафарета, учить дополнять рисунок походящими деталями. | Лист белой бумаги с изображением ежей без иголок, картон, кисти, гуашь, иллюстрации с изображением ежей. |
Волшебная ладошка- рыбки в аквариуме (рисование ладошкой) | Знакомить с новой техникой, развивать творческое воображение, фантазию, развивать умение дополнять рисунок необходимыми деталями. | Листы белой бумаги, кисти, гуашь, восковые мелки. |
Ноябрь.
Первый снег (рисование губкой и пальчиками) | Знакомить с техниками рисования губкой и пальчиками, развивать чувство прекрасного, наблюдательность. | Листы синей бумаги с силуэтом дерева, белый гуашь, губки, салфтки. |
Украсим шарфик (рисование пальчиком и оттиск печатью) | Знакомить с новой техникой, развивать внимательность. | Шарфик, вырезанный из бумаги, гуашь, печатки из поролона. |
Волшебная ладошка- петушок (рисование ладошкой) | Знакомить с новой техникой, развивать творческое воображение, фантазию, развивать умение дополнять рисунок необходимыми деталями. | Листы белой бумаги, кисти, гуашь, восковые мелки. |
Птички клюют ягодки (оттиск печати, рисование пальчиком) | Знакомить с новой техникой, закреплять умение использовать технику рисования оттиск печати, развивать творческое воображение. | Листы голубой бумаги, гуашь, поролоновые печати круглой формы. |
Декабрь.
Мои рукавички (оттиск печатками и рисование пальчиком) | Упражнять в технике печатания, закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно. | Листы бумаги, вырезанные в форме варежки, печатки, гуашь, кисточки. |
Леденец на палочке (пластилинография) | Знакомить с новой техникой, учить скручивать пластилин жгутом, приклеивать на лист бумаги, дорисовывать необходимые детали восковым карандашом. | Листы картона, пластилин разного цвета, восковые карандаши. |
Елочная игрушка (рисование ватной палочкой и пальчиком) | Упражнять в рисовании пальчиком и ватной палочкой, развивать воображение и фантазию. | Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц), ватные палочки, гуашь. |
Елочка нарядная (рисование тычком полусухой жесткой кистью и пальчиками). | Формировать умение заполнять пространство трафарета, нанося краску полусухой жесткой кистью, добиваться выразительности, используя контрастные цвета. Украшать шарами и бусами, используя технику рисования пальчиком. Развивать цветовосприятие, художественный вкус. | Листы бумаги, губка, жесткие кисти, гуашь, трафарет елочки, картинки с изображением новогодних елок, елочные игрушки. |
Январь.
Морозные узоры. (Раздувание капли). | Познакомить с техникой изображения морозных узоров путем раздувания капли, способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, развивать ассоциативное мышление, воображение. | Листы бумаги синего цвета, гуашь, пипетка. |
Снеговик (оттиск смятой бумагой, рисование ватной палочкой) | Закреплять навык рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, сминание бумаги и рисование. Упражнять в умении дорисовывать картинку необходимыми деталями. | Листы бумаги темного цвета, салфетка целая на каждого ребенка, гуашь, кисточка. |
Февраль.
Снегопад. (Рисование мазками +ватой +губкой). | Содействовать выразительному отражению впечатлений о зиме, закреплять знания о пейзаже, познакомить с техникой создания образа мазками жесткой кисти, закреплять умение создавать фон с помощью ваты, снег-с помощью печатания губкой, учить создавать светотень, развивать наблюдательность, художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги синего цвета, жесткие кисти, вата, завернутая в марлю, губки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей |
Красивые снежинки (ниткография) | Знакомить с новой техникой, учить приклеивать нитку к картону на контурное изображение. | Шерстяные нитки, лист картона синего цвета, клей ПВА, шаблоны рисунка. |
Снегири (тычок жесткой полусухой кистью) | Упражнять в рисовании жесткой полусухой кистью, воспитывать интерес к рисованию и миру птиц. | Листы бумаги с контуром птиц, жесткая кисть, гуашь, восковые мелки. |
Аквариум (рисование пузырчатой пленкой) | Знакомить с новой техникой рисование пузырчатой пленкой, развивать мелкую моторику рук, глазомер. | Листы бумаги синего цвета с изображением аквариума, пузырчатая пленка, гуашь белого и голубого цвета, кисточки. |
Март.
Цветы для мамы. (Рисование пальчиками +оттиск печати). | Совершенствовать умение рисовать различными техниками и совмещать их в одном рисунке, воспитывать аккуратность, развивать воображение, усидчивость. | Листы бумаги, гуашь, кисточки, поролоновые печати. |
Цыплята (рисование ватными палочками по ватным дискам) | Закреплять умение аккуратно приклеивать ватный диск, раскрашивать его в нужный цвет с помощью ватной палочки, дорисовывать детали восковым мелком. | Ватные диски, ватные палочки, гуашь, кисточки, листы бумаги. |
Красивые цветы (рисование пластилином) | Упражнять в использовании способа скручивания пластилина жгутом, изготавливать таким способом цветы. | Листы картона, пластилин, открытки с цветами. |
По небу тучи бежали… (смятая бумага) | Закреплять умение рисовать смятой бумагой, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Листы бумаги, газетные листы для сминания, гуашь. |
Апрель.
Добрый дождик (свечой, акварелью и восковым карандашом) | Знакомить с техникой рисования свечой (полоски дождя), аккуратно закрашивать весь лист жидкой краской. Закреплять умение рисовать тучку с помощью воскового карандаша. Воспитывать художественный вкус. | |
Весеннее солнышко (рисование ладошкой) | Закреплять умение рисовать ладошкой, учить смешивать краски желтого и оранжевого цветов прямо на ладошке, закреплять навык коллективной деятельности. | Лист ватмана, гуашь, салфетки, кисточки. |
Радуга. (Рисование по-сырому). | Закреплять знания о цветовом спектре радуги, учить рисовать кистью по сырой бумаге, развивать цветовосприятие. | Гуашь, широкая кисть, листы бумаги, вата, иллюстрации с изображением радуги. |
Одуванчики (печать трафаретом из поролона) | Закреплять умение выполнять оттиск печатью, дорисовывать необходимые детали восковыми мелками. | Листы бумаги голубого цвета, гуашь, поролоновые печати, восковые мелки. |
Май.
Весенняя полянка. (Рисование губкой и пальчиком). | Закреплять умение рисовать губкой и пальчиком различные образы (облака, листву деревьев, одуванчики), дорисовывать кисточкой необходимые детали, обогащать изобразительный опыт детей, развивать воображение. | Листы голубой бумаги, гуашь, губки, кисти, иллюстрации с изображением весеннего пейзажа. |
Насекомые (бабочки, божья коровка, паук, гусеница) (пальчиками и карандашами) | Формировать умение рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей гаммой красок, воспитывать умение работать индивидуально. | Листы бумаги, гуашь, цветные карандаши. |
Коллективный рисунок по замыслу «Мой мир». (Использование любых знакомых техник). | Совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях, закрепить умение использовать различные техники на усмотрение детей, развивать умение работать коллективно, договариваться, развивать творческую фантазию и воображение. | Большой лист белой бумаги, кисти, гуашь, мелки, зубные щетки, вата, губки, шампунь, коктейльные трубочки. |
Организация рабочего места ребенка в домашних условиях.
- Выделите дошкольнику определенное место, где он мог бы в любое время помастерить.
- Приобретите акварельные краски, гуашь, различные кисточки, восковые мелки, бумаги разного цвета и фактуры. Пусть все это находится в доступном для ребенка месте.
- Почаще рисуйте с детьми разными способами и предметами, делайте рисунки в подарок близким, открытки, маски для карнавалов и др.
Творите вместе!
Творите дружно!
Творите весело!
Правила для родителей:
- Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребенком!
- У ребенка не должно быть недостатка в разнообразии материала для творчества.
- Давайте ребенку возможность поэкспериментировать.
- Работа ребенка не должна подвергаться критике.
- Сделайте выставку работ, выбранных ребенком.
- Приучайте ребенка самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...