Программа кружка "Чудо-ладошки".
рабочая программа (средняя группа)

Программа кружка по рисованию с применением нетрадиицонных техник в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_v_sredney_gruppe.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы

по рисованию с применением нетрадиционных техник

в средней группе

«Чудо-ладошки».

Разработала Московская С. В.   воспитатель средней группы

МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирск.

2022-2023 учебный  год.

                        

Пояснительная записка.

1.                Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

                                                                В.И.Сухомлинский.

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и необыкновенное в обыкновенном.

Дени Дидро.

             Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Так как многие дети боятся своих ошибок и часто отказываются рисовать, объясняя это просто «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения  в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления. В нетрадиционном рисовании трудно ошибиться, здесь можно рисовать чем угодно и как угодно, что раскрепощает ребенка, помещает его в «ситуацию успеха», а также стимулирует к созданию своего неповторимого образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Данная техника расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявляя самостоятельность, инициативу и выражая индивидуальность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике, в реальной жизни.

2.  Актуальность и новизна.

        Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку и карандаш, испытывают трудности в застегивании пуговиц и шнуровании ботинок. Им бывает трудно работать с пазлами и счетными палочками. В дальнейшем это приводит к трудностям в освоении письма. Нетрадиционное рисование и оригами – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

        Новизна заключается в новом подходе к художественно-творческому развитию ребенка, в котором сочетается классика и современность, традиции и новаторство. В работе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

2. Цели и задачи.

Цель: помогать раскрывать творческий потенциал детей через использование нетрадиционных техник рисования.

        Задачи:

  • знакомить с нетрадиционными техниками рисования
  • привлекать детей к работе с различными материалами
  • упражнять в применении различных способов рисования
  • развивать технические навыки рисования
  • развивать интерес к процессу рисования через использование нетрадиционных техник
  • формировать умение следовать устным инструкциям
  • знакомить с многообразием нетрадиционных техник рисования
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
  • воспитывать аккуратность, умение экономно и бережно расходовать рабочий материал, содержать в порядке рабочее место
  • повышать уровень самооценки детей.

4. Возраст детей, на которых составлена программа: 4-5 лет.

5. Срок реализации программы: 1 учебный год.

6. Формы обучения: фронтальные занятия, выставки.

    Методы: наглядные, практические, игровые, словесные (беседа, художественное слово, загадки, совет, напоминание о последовательности работы).

7. Количество занятий общее 35, в неделю-1, длительность-20 минут.

8. Ожидаемые результаты:

  • Дети создают оригинальные образы и композиции изобразительно-выразительными средствами, умеют свободно выражать творческий замысел.
  • Умеют экспериментировать с изобразительными материалами.
  • Проявляют фантазию в художественном творчестве.
  • Улучшение цветовосприятия.
  • Развитие мелкой моторики, мышления, пространственного воображения.
  • Умеют следовать устным инструкциям.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Дети аккуратны, умеют экономно расходовать материалы, содержать в порядке рабочее место.
  • Повышение уровня воображения и самооценки.
  • Появление стремления развиваться дальше и достичь еще больших успехов в области рисовании.

9. Работа с родителями.

        Если ребенок тянется к творчеству, нельзя ограничивать его стандартными формами листов бумаги, карандашами и фломастерами. Творчество ребенка не должно страдать от отсутствия каких-либо материалов. Даже если родители не умеют рисовать, фантазировать, все равно они могут содействовать развитию творческих способностей ребенка, создавать условия, поддерживать, воспитывать у него любовь и стремление к прекрасному. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и оригами, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добиваюсь через:  

        -индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графомоторных навыков;

-оформление папок-передвижек «Зачем детям рисовать? Советы родителям».

-оформление консультаций «Значение использования техник нетрадиционного рисования и оригами в психомоторном развитии ребенка», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;

-подготовку и проведение мастер-класса для родителей на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;

-подготовка и проведение анкетирования;

-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».

                                                        

10. Форма подведения итогов в конце реализации программы:

        - организация итоговой выставки работ;

        -создание фотоальбома детских работ.

11. Программа составлена на основе литературы:

  1. Давыдова Г.Н. – Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – 2007г.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение техническим навыками умениям. // Дошкольное воспитание.,1991, №2.
  3. Погодина С.  Художественные техники – классические и неклассические.//Дошкольное воспитание.,2009, №10.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.:Карапуз-дидактика,2007г.
  5. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. –М.: Айрис-пресс, 2011г.
  6. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. –М.: Айрис-пресс,2009г.
  7. Тарабарина Т.И. Оригами в развитии ребенка./Т.И.Тарабарина. -Ярославль.: Академия развития, 1997.
  8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития.2007г.
  9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос, 2006г.  

Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:

-беседы с родителями, анкетирование, с помощью которого удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность;

-беседы с ребенком: чем он увлекается и чем хотел бы заниматься;

-желание детей и родителей;

-способности детей к изобразительному искусству.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы.

      Октябрь.

Тема, техника.

Цель.

Материалы.

Вихрь осенних листьев (печать листьями).

Познакомить с техникой рисования на листьях, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях.

Лист черной бумаги, кисточки, гуашь, разнообразные листья.

Осеннее дерево (печать поверхностью детали конструктора)

Знакомить с новой техникой рисования.

Листы белой бумаги с силуэтом дерева без листьев, детали конструктор, кисти, гуашь.

Ёжик. (Рисование ребром картона).

Познакомить с новой техникой рисования, учить заполнять пространство трафарета, учить дополнять рисунок походящими деталями.

Лист белой бумаги с изображением ежей без иголок, картон, кисти, гуашь, иллюстрации с изображением ежей.

Волшебная ладошка- рыбки в аквариуме (рисование ладошкой)

Знакомить с новой техникой, развивать творческое воображение, фантазию, развивать умение дополнять рисунок необходимыми деталями.

Листы белой бумаги, кисти, гуашь, восковые мелки.

Ноябрь.

Первый снег (рисование губкой и пальчиками)

Знакомить с техниками рисования губкой и пальчиками, развивать чувство прекрасного, наблюдательность.

Листы синей бумаги с силуэтом дерева, белый гуашь, губки, салфтки.

Украсим шарфик (рисование пальчиком и оттиск печатью)

Знакомить с новой техникой, развивать внимательность.

Шарфик, вырезанный из бумаги, гуашь, печатки из поролона.

Волшебная ладошка- петушок (рисование ладошкой)

Знакомить с новой техникой, развивать творческое воображение, фантазию, развивать умение дополнять рисунок необходимыми деталями.

Листы белой бумаги, кисти, гуашь, восковые мелки.

Птички клюют ягодки (оттиск печати, рисование пальчиком)

Знакомить с новой техникой, закреплять умение использовать технику рисования оттиск печати, развивать творческое воображение.

Листы голубой бумаги, гуашь, поролоновые печати круглой формы.

Декабрь.

Мои рукавички (оттиск печатками и рисование пальчиком)

Упражнять в технике печатания, закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно.

Листы бумаги, вырезанные в форме варежки, печатки, гуашь, кисточки.

Леденец на палочке (пластилинография)

Знакомить с новой техникой, учить скручивать пластилин жгутом, приклеивать на лист бумаги, дорисовывать необходимые детали восковым карандашом.

Листы картона, пластилин разного цвета, восковые карандаши.

Елочная игрушка (рисование ватной палочкой и пальчиком)

Упражнять в рисовании пальчиком и ватной палочкой, развивать воображение и фантазию.

Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц), ватные палочки, гуашь.

Елочка нарядная (рисование тычком полусухой жесткой кистью и пальчиками).

Формировать умение заполнять пространство трафарета, нанося краску полусухой жесткой кистью, добиваться выразительности, используя контрастные цвета. Украшать шарами и бусами, используя технику рисования пальчиком. Развивать цветовосприятие, художественный вкус.

Листы бумаги, губка, жесткие кисти, гуашь, трафарет елочки, картинки с изображением новогодних елок, елочные игрушки.

Январь.

Морозные узоры. (Раздувание капли).

Познакомить с техникой изображения морозных узоров путем раздувания капли, способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, развивать ассоциативное мышление, воображение.

Листы бумаги синего цвета, гуашь, пипетка.

Снеговик (оттиск смятой бумагой, рисование ватной палочкой)

Закреплять навык рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, сминание бумаги и рисование. Упражнять в умении дорисовывать картинку необходимыми деталями.

Листы бумаги темного цвета, салфетка целая на каждого ребенка, гуашь, кисточка.

Февраль.

Снегопад. (Рисование мазками +ватой +губкой).

Содействовать выразительному отражению впечатлений о зиме, закреплять знания о пейзаже, познакомить с техникой создания образа мазками жесткой кисти, закреплять умение создавать фон с помощью ваты, снег-с помощью печатания губкой, учить создавать светотень,  развивать наблюдательность, художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги синего цвета, жесткие кисти, вата, завернутая в марлю,  губки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей

Красивые снежинки (ниткография)

Знакомить с новой техникой, учить приклеивать нитку к картону на контурное изображение.

Шерстяные нитки, лист картона синего цвета, клей ПВА, шаблоны рисунка.

Снегири (тычок жесткой полусухой кистью)

Упражнять в рисовании жесткой полусухой кистью, воспитывать интерес к рисованию и миру птиц.

Листы бумаги с контуром птиц, жесткая кисть, гуашь, восковые мелки.

Аквариум (рисование пузырчатой пленкой)

Знакомить с новой техникой рисование пузырчатой пленкой, развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Листы бумаги синего цвета с изображением аквариума, пузырчатая пленка, гуашь белого и голубого цвета, кисточки.

Март.

Цветы для мамы. (Рисование пальчиками +оттиск печати).

Совершенствовать умение рисовать различными техниками и совмещать их в одном рисунке, воспитывать аккуратность, развивать воображение, усидчивость.

Листы бумаги, гуашь, кисточки, поролоновые печати.

Цыплята (рисование ватными палочками по ватным дискам)

Закреплять умение аккуратно приклеивать ватный диск, раскрашивать его в нужный цвет с помощью ватной палочки, дорисовывать детали восковым мелком.

Ватные диски, ватные палочки, гуашь, кисточки, листы бумаги.

Красивые цветы (рисование пластилином)

Упражнять в использовании способа скручивания пластилина жгутом, изготавливать таким способом цветы.

Листы картона, пластилин, открытки с цветами.

По небу тучи бежали… (смятая бумага)

Закреплять умение рисовать смятой бумагой, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Листы бумаги, газетные листы для сминания, гуашь.

Апрель.

Добрый дождик (свечой, акварелью и восковым карандашом)

Знакомить с техникой рисования свечой (полоски дождя), аккуратно закрашивать весь лист жидкой краской. Закреплять умение рисовать тучку с помощью воскового карандаша. Воспитывать художественный вкус.

Весеннее солнышко (рисование ладошкой)

Закреплять умение рисовать ладошкой, учить смешивать краски желтого и оранжевого цветов прямо на ладошке, закреплять навык коллективной деятельности.

Лист ватмана, гуашь, салфетки, кисточки.

Радуга.  (Рисование по-сырому).

Закреплять знания о цветовом спектре радуги, учить рисовать  кистью по сырой бумаге, развивать цветовосприятие.

Гуашь, широкая кисть, листы бумаги, вата, иллюстрации с изображением радуги.

Одуванчики (печать трафаретом из поролона)

Закреплять умение выполнять оттиск печатью, дорисовывать необходимые детали восковыми мелками.

Листы бумаги голубого цвета, гуашь, поролоновые печати, восковые мелки.

Май.

Весенняя полянка. (Рисование губкой и пальчиком).

Закреплять умение рисовать губкой и пальчиком различные образы (облака, листву деревьев, одуванчики), дорисовывать кисточкой необходимые детали, обогащать изобразительный опыт детей, развивать воображение.

Листы голубой бумаги, гуашь, губки, кисти, иллюстрации с изображением весеннего пейзажа.

Насекомые (бабочки, божья коровка, паук, гусеница) (пальчиками и карандашами)

Формировать умение рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей гаммой красок, воспитывать умение работать индивидуально.

Листы бумаги, гуашь, цветные карандаши.

Коллективный рисунок по замыслу «Мой мир». (Использование любых знакомых техник).

Совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях, закрепить умение использовать различные техники на усмотрение детей, развивать умение работать коллективно, договариваться, развивать творческую фантазию и воображение.

Большой лист белой бумаги, кисти, гуашь, мелки, зубные щетки, вата, губки, шампунь, коктейльные трубочки.

Организация рабочего места ребенка в домашних условиях.

  • Выделите дошкольнику определенное место, где он мог бы в любое время помастерить.
  • Приобретите акварельные краски, гуашь, различные кисточки, восковые мелки, бумаги разного цвета и фактуры. Пусть все это находится в доступном для ребенка месте.
  • Почаще рисуйте с детьми разными способами и предметами, делайте рисунки в подарок близким, открытки, маски для карнавалов и др.

Творите вместе!

Творите дружно!

Творите весело!

Правила для родителей:

  1. Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребенком!
  2. У ребенка не должно быть недостатка в разнообразии материала для творчества.
  3. Давайте ребенку возможность поэкспериментировать.
  4. Работа ребенка не должна подвергаться критике.
  5. Сделайте выставку работ, выбранных ребенком.
  6. Приучайте ребенка самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...