Проблема развития экспериментирования у детей дошкольного возраста
статья по рисованию по теме

В современном обществе все большую востребованность приобретают профессии и специальности, связанные с умением преобразовывать пространство. Творческие проявления человека, связанные с нестандартным видением объектов, дизайнерским видением мира, сегодня приобретают особое значение. Значит, и развитие соответствующих способностей у детей  становится наиболее актуальным и созвучным сегодняшнему дню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bez_ssylok.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития экспериментирования у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. При формировании познавательной активности  экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, которые рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками.

Из исходного смысла греческого «experimentum» (проба, опыт) видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения .  Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.  Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении [39,29].

Экспериментирование  может выступать как

  1. метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
  2. один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

И.П. Подласый определяет сущность исследовательского метода обучения таким образом : 

1)  педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;

2)  знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами дети;

3)   деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4)   процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

В экспериментировании можно выделить следующие компоненты: цель,  содержание, средства (модели), действия (обследование), результат - получение новой информации, обобщение.

В современных исследованиях принято использовать термин "экспериментирование", трактуемое как "исследовательское поведение".

Детское экспериментирование – это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты ( Н.Н. Поддъяков). «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н.Н. Поддъяков, 1981г.)

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова  отмечает достоинства метода экспериментирования:

  1. он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
  2. формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  3. происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;
  4. осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка; развитие его творческих способностей; на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Особую роль играет экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности .

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Основная цель экспериментирования – способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.

Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте [59]. 

Ими  было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Ключевые положения данного направления:

  1. творческое усвоение дошкольниками общественного опыта, общечеловеческой культуры,
  2. детское экспериментирование как ядро творчества дошкольников,
  3. взаимосвязь саморазвития и развития,
  4. эвристическая структура личности ребенка как исходная основа всех разнообразных проявлений творчества детей.

Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г. : детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

Н.Н. Поддьяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства :

1.  Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2.  В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.  Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999).

         По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями» .

         Обязательным компонентом детского экспериментирования Н.Н. Поддьяков считает этап «проб и ошибок» . Становясь истинно деятельностью дошкольника, экспериментирование способствует возникновению «позиции маленького исследователя-экспериментатора». Такой позиции психолог отводит ведущую роль в структуре личности ребенка, называя ее «активно-наступательной», «положительно влияющей на развитие всех сфер психики ребенка». Развивается новая сторона мыслительной деятельности – умение оперировать неясными знаниями .

  Жизненный и реалистичный способ познания – экспериментирование – позволяет проявить врожденные стремления человека к красоте – любоваться, созерцать, наслаждаться красотой, жить с ней и творить по ее законам; к творчеству – учиться творить, исследовать, искать все новое.

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.

Интенсивное развитие экспериментирования осуществляется в раннем и дошкольном возрасте.  Исходной формой экспериментирования, из которой развиваются все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский). Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего – примерно в 3-3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребёнку. Ребёнок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом. Способности детей к комбинированным манипуляциям проявляются примерно в 1,5 года. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остаётся манипулированием. В данный период происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока ещё не связанных между собой в какую-то систему [60].

Появляется социальное экспериментирование – экспериментирование детей в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно или неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребёнок глубже познаёт себя и внутренний мир других людей. После трёх лет ребёнок переходит в следующий период – период любопытства («А что там?»). На четвёртом году жизни манипулирование предметами разделяется на три направления: первое направление разовьётся в игру; второе – в экспериментирование; третье – в труд.

К пяти годам – при условии правильного воспитания – ребёнок вступает в следующий период – период любознательности. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, хотя ещё похожа на игру. Дети данного возраста затрудняются в выделении и постановке проблемы, выдвижении гипотез, предлагают, не всегда адекватные, решения, не умеют анализировать условия, делать обобщения и выводы. Н. Андерсон c сотрудниками показал, что уже с пяти лет дети способны учитывать взаимодействие двух факторов, оцениваемых по непрерывной линейной шкале (например, оценивать площадь прямоугольника по его длине и ширине). Наличие у детей и универсальных, и конкретных знаний позволяет им лучше понимать системы конкретных предметных взаимодействий и переносить это понимание на системы различной степени сходства и обобщенности, расширяя и совершенствуя тем самым систему исходных знаний [60].  

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как,  не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Тут на помощь педагогу может придти творческое экспериментирование [21].  

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе  которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Исследователи А.Бакушинский,  К.Лепилов, Е.Разыграев, В.Бейер, а также зарубежные исследователи К.Риччи (Италия) и Л.Тэдд (США), подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество  не развивается, оставаясь на одном и том же уровне.

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами.

В исследованиях С.К. Кожохиной, Р.М. Чумичевой выделены интересные методы и приемы, техники создания изображения.

  Таким образом, творческое экспериментирование на материале рисования хорошо прослеживается в применении нетрадиционных техник рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

  1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  3. Внимания и усидчивости;
  4. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  5. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  1. игра, которая является основным видом деятельности детей;
  2. сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  3. просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  4. музыкальное сопровождение и  т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Огромное влияние на развитие творчества у младших дошкольников оказывают нетрадиционные приёмы рисования [19,192]. Такие как:

  1. Рисование пальцем (пальцевая живопись);
  2. Печать ладошкой;
  3. Монотипия;
  4. Штамповка рисунков;
  5. Рисование нитками (“Волшебные нитки”);
  6. Кляксография;
  7. Рисование по-сырому.

Белобрыкина О.А. рекомендует строить занятия по нетрадиционным приёмам рисования с учётом следующих правил [1,62]:

  1. Учить и обучать, не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребёнком в процессе работы. Стараться пробудить фантазию ребёнка, а для этого обратить занятия в увлекательную игру.
  2. Радоваться вместе с ребёнком. Устраивать соревнования: кто больше увидит фантастических животных или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю (методы кляксографии, монотипии, “цветные нитки”).
  3. Почаще устраивать с детьми выставки. Выставка – важный момент сравнения ребёнком своих работ с чужими.
  4. Работы  разложить на полу – получится большая разноцветная мозаика, или развесить на бельевой верёвке для всеобщего обозрения, или составить большой настенный ковёр, наклеив работы на лист ватмана.
  5. Ребёнок испытывает радость от каждого занятия. Следовательно, задачи, которые ставятся перед ним, должны быть доступны ему, и усложнять их можно постепенно.
  6. Неудачи способны привести к развитию у ребёнка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Почаще хвалить ребёнка за его усердие, не оставлять без внимания ни одной его работы.
  7. Ребёнку будет интереснее, если каждый раз будет предлагаться новая задача. Удачное её решение приносит удовлетворение, и это вполне естественно. Немаловажно и то, что таким образом способности детей к самоорганизации и целенаправленной трудовой деятельности. Основная цель этих игровых занятий научить ребёнка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности. Дети могут многое, если им интересно.

К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н.Н. Поддьяков относит [40,29]:

1) наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействий,

2) тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора,

3) особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов.

Развитие экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с учетом комплекса следующих педагогических условий [60]: 

  1. создание соответствующей образовательной среды, компоненты которой должны обеспечивать возможность организации разнообразных видов детской деятельности по экспериментированию  в сочетании с возможностью уединения; развивающую предметно-пространственную среду, нужно рассматривать и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта [23];
  2. совокупность отношений участников образовательного процесса: активизация детского познания, самостоятельности, инициативы посредством использования разнообразных методов и приемов, развивающего диалога, образовательных и проблемных ситуаций и т.п.;
  3. наличие дидактических условий, необходимых для адекватного протекания процесса экспериментирования:         
  1. подбор или разработка специальных объектов для экспериментирования (доступных, безопасных, наглядно представляющих основные явления и закономерности мира, интересных современным дошкольникам, обогащающих представления в «зоне ближайшего развития»);
  2. содержательная связь с практической деятельностью, которая  находится в прямой зависимости от знания и учета тех или иных особенностей предметов и материалов, выбираемых ребенком для практического преобразования;
  1. активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности:  усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это достигается тем, что ребенок ставится в позицию учителя, учащегося и другого (игрового персонажа).

Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста  О.В. Афанасьевой включает несколько этапов:

  1. установление эмоционально – положительного контакта между членами группы и пробуждение интереса дошкольников к самостоятельному и совместному с партнёрами экспериментированию;
  2. обогащение опыта использования детьми различных разновидностей экспериментирования: с водой, цветом, светом, воздухом, статическим электричеством, техническими приспособлениями и т.д.;
  3. приведение содержания экспериментирования в соответствие с развивающимися интересами детей (взрослый, как полноправный член нескольких групп, поддерживает интерес детей к экспериментированию при помощи вопросов проблемно-поискового характера, ответственен за пополнение центра экспериментирования новыми материалами, соответствующими изменяющимся интересам дошкольника) .

В настоящее время раздел «Экспериментирование» включён в большинство дошкольных образовательных программ.

«Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.)

Программа развития и воспитания «Детство» предусматривает экспериментирование с различными материалами.  В разделе «Экологическое воспитание» определены опыты в живой и неживой природе для установления детьми различных зависимостей. В разделе «Математическое развитие» предусмотрено формирование представления о принципе сохранения, например: неизменность размера, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда.  

Программа «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)  

В разделе  «Сенсорное развитие» данной программы (подраздел «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») как задачи развития дошкольников младшего возраста названы:

поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений;

учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется).

Программа «Из детства в отрочество» (Автор Т.Н. Доронова) 

Программа «Из детства в отрочество» задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов.

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н.Н. Поддьякова).

Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

В программе «Из детства – в отрочество» отмечено , что для реализации цели «формировать познавательное отношение к окружающей действительности» авторы программы предлагают применять элементы экспериментирования.

В современном обществе все большую востребованность приобретают профессии и специальности, связанные с умением преобразовывать пространство. Творческие проявления человека, связанные с нестандартным видением объектов, дизайнерским видением мира, сегодня приобретают особое значение. Значит, и развитие соответствующих способностей у детей  становится наиболее актуальным и созвучным сегодняшнему дню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проблеме развития двигательной сферы детей дошкольного возраста

Движение - это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье.Хорошее здоровье - один из основных источников счастья и радости человека,его неоценимое богатство,которо...

Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.     Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2.     Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...

Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

        Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...

Проблема развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра -основной вид деятельности ребёнка-дошкольника.Посредством игры дети получают новые знания,совершенствуют разнообразные навыки,учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми,формируют пред...

Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Проблемы развития ЭИ у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста — это важный процесс, требующий внимания со стороны родителей и воспитателей.Применяя различные методы и подходы, можно создать ус...