Проблема развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра -основной вид деятельности ребёнка-дошкольника.Посредством игры дети получают новые знания,совершенствуют разнообразные навыки,учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми,формируют представления об окружающем...Работая с детьми много лет, выявила проблему развития игровой деятельности у современных детей.Они лучше разбираются в гаджетах, а договариться, уступить, разобраться в конфликтной ситуации не могут.Совместная игра и чуткое руководство педагога помогут справиться с любыми трудностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_razvitiya_igrovoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель МБДОУ №338
Сураева Ольга Борисовна.
г. Самара 2020 г.
«Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Сухомлинский.
Ведущим видом деятельности в детском саду является игра. В игре формируются все стороны личности ребёнка. Усваивать знания в игре легче. Игра имеет 2 аспекта: познавательный и воспитательный. Педагог своими эмоциями вовлекает ребёнка в игру, становится центром притяжения. Игры в детском саду помогают получить радость от общения, поддерживают инициативные действия других детей, побуждают действовать самостоятельно, развивают самоконтроль, внимание. Игра - способ самореализации детей. Необходимо учить детей игровым действиям. Сюжетно-ролевая игра деятельность отражённая. Основной источник, питающий игру ребёнка-это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых, сверстников. Основой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Сюжетная игра-это игра по правилам, поэтому необходимо, чтобы интерес к игре был у всех детей. Интерес возникает, когда у ребёнка существует определённый уровень знаний и умений. В творческой игре ребёнок выполняет символические действия и на развитие сюжета влияет расширение представлений об окружающей действительности. Совместная игра способствует формированию у детей организованности, ответственности, умение контролировать свои действия. Расцвет сюжетно-ролевой игры происходит к 4годам, наивысшее развитие в 5-6лет, игры с правилами формируются к 7 годам.
Смысл игры для детей разных возрастных групп: для малышей в действиях того лица, роль которого выполняют, для среднего возраста - в отношениях этого лица к другим людям, для старших – в отражении отношений взрослых. Так, во 2 младшей группе, играя в уголке «Семья», дети отражают жизнь семьи эпизодически, их действия непоследовательны, однообразны, то в среднем возрасте наблюдается цельность сюжета, взаимосвязанность и длительность игры увеличивается. В старших группах дети имеют предварительный план, обсуждают свои действия, готовят атрибуты самостоятельно, игра более длительная (неделя, месяц).
Коллективное планирование: выбор темы, распределение ролей, обсуждение правил, изготовление атрибутов.
Если ребёнок не отвлекается от игры, то игровой интерес устойчив. В младших группах – игры рядом, в средней группе - игры группами, в старших - коллективные. Основная роль в сюжетных играх отводится воспитателю. Воспитатель должен стремиться к созданию в процессе игры активной самостоятельной личностной позиции каждого ребёнка, предупреждать пассивность. Педагог предлагает тему игры, но не навязывает её. Игрой следует увлечь, вызвать положительное отношение к ней, обогатить, насытить действиями, при распределении ролей удовлетворить интересы всех детей. Существуют виды игр: бытовые, производственные, героико-патриотические, на темы литературных произведений, режиссёрские. При руководстве игрой перед педагогом стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики, углубление содержания), использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. От воспитателя требуется такт, он должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самостоятельный творческий характер.
Существуют косвенные приёмы руководства игровой деятельностью - без вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приёмы - непосредственное включение воспитателя в игру (ролевое участие, участие в сговоре детей, помощь, совет по ходу, предложение новой темы). Воспитатель оказывает влияние на выбор темы, развитие сюжета, помогает распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Приёмы косвенного руководства - обогащение реального опыта в активной деятельности. Перед игрой необходима предварительная работа: чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, беседы, напоминание об интересных фактах жизни. Чтобы игра состоялась необходимо наличие предметно - развивающей среды. Она должна быть мобильной, насыщенной, вариативной, соответствовать возрастным требованиям.
Вторая младшая группа.
Воспитатель главное действующее лицо, который вовлекает в игру, предоставляет возможность выбора вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к использованию предметов - заместителей, способствует эмоционально - насыщенной атмосфере в игре.
Задачи:
Развивать умения выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий, стимулировать к совместным играм с взрослыми и детьми. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4 года жизни являются следующее:
-развёртывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей,
-парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее название своей роли, ролевое общение, короткий диалог. Самостоятельная игра детей зависит от организации предметно- развивающей среды, подбора игрового материала.
Средняя группа.
Задачи:
Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образы поведения взрослых и детей.
Роль воспитателя:
-при сговоре на игру помогает распределить роли, развивать новые сюжетные линии в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни и вносить в игру.
- при обсуждении содержания игры - репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.
-включается в игру во второстепенной роли участника, партнёра детей в творческом процессе. Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, замыкает детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Старшая и подготовительная к школе группа.
Задачи:
-учить организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор,
вариативно использовать атрибуты, игрушки, предметы, распределять их между детьми в соответствии с ролями. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.
-формировать умение организовать совместные с другими детьми сюжетные игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты и их варианты, согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, обсуждать, планировать действия всех желающих, объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей. Роль педагога в игре -второстепенная. Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр. Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушкой, соблюдать очерёдность. Включает в игру застенчивых детей, способствует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.
Задачи:
-развитие игры как деятельности, использование игры в целях воспитания. Детей надо учить играть. Игра – это специфическая, объективно развивающая способности деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.
Проблемы развития сюжетной игры:
-дети играют сами по себе,
-не хотят и не умеют делиться игрушками,
-не знают, как обыграть игрушку, которая понравилась,
- у детей нет взаимопонимания между собой.
Причины:
Дети домашние, не привыкли подчинять свои интересы, интересам коллектива, ненасыщенная развивающая среда, неумелое руководство игрой, недостаточная предварительная работа, не учтены интересы детей.
Советы воспитателям:
не быть равнодушным зрителем игры, уметь понимать их игровые замыслы, давать детям не только знания, но и эмоции, помочь каждому найти своё место в игре, поддержать интерес, сохранять радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)...
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Сообщение на педсовет....
: « Роль семьи в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»
"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по меревашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. " ...
Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
1. Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2. Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития игровой деятельности в дошкольном возрасте»
Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития игровой деятельности в дошкольном возрасте» воспитателя первой категории ГБДОУ №41 Пушкинского районаг. Санкт- Петербурга....