Игры и упражнения с элементами экспериментирования
материал по рисованию (младшая группа) по теме
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_s_elementami_eksperimentirovaniya.docx | 18.36 КБ |
palchikovaya_gimnastika.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с элементами экспериментирования .
- Игра «Твердая и мягкая бумага» - дети знакомятся с различными видами бумаги по мягкости, трогают образцы, мнут, пытаются скомкать, свернуть; определяют на ощупь, твердая или мягкая бумага; дуют на нее, определяют какая бумага полетит, а какая нет.
- Упражнение – игра с элементами экспериментирования «Какая бумага плавает?» - несколько видов бумаги (салфетка, для рисования мягкая, картон) предлагаются детям для проведения эксперимента: какая бумага как себя поедет при опускании ее в воду; детей надо подвести к выводу: картон плохо намокает, не тонет, плавает; салфетка сразу намокает и тонет; бумага для рисования плавает, но постепенно намокает.
- Игра «Веселые кораблики» – детям предлагают несколько видов бумаги для запускания в тазике с водой: бумагу для рисования, салфетки, бумагу твердую, картон, бумагу цветную для творчества; дети наблюдает, делают «волны», «ветер», дуют; делают с помощью педагога выводы, что можно сделать кораблик из скомканной бумаги для рисования, он плавает, если не него подуть, не тонет; картон смять сложно, чтобы плавал, надо сильно подуть; салфетка тонет, сделать из нее кораблик невозможно.
- Упражнение с элементами экспериментирования «Нырки» - детям предлагают несколько предметов: детскую пластиковую игрушку, игрушку из резины, щепочку, шарики для пинг – понга, бумагу нескольких видов; дети вместе с воспитателем топят из по очереди в тазике с водой; наблюдая, делают вместе вывод: если предмет опустить в воду и разжать под водой пальцы, то одни предметы «выпрыгивают» из воды, а другие – нет; бумага при намокании из воды не «выпрыгивает», она остается на дне тазика.
- «Чем мы станем рисовать?» - дети знакомятся с различными материалами для создания изобразительного образа: фломастерами, карандашами (простыми и цветными), восковыми мелками, гуашевыми красками;
- «Что рисует ярче?» - дети экспериментальным путем определяют, что рисует ярче из предложенных материалов; можно предложить сравнить изоматериалы по парам; например, «Сравните, что нарисует ярче – цветной карандаш или краска? Простой карандаш или восковой мелок?» и т.д.
- «Чем рисовать проще? Чем рисовать интереснее?» - дети самостоятельно пробуют рисовать любыми материалами из предложенных, пытаются найти для себя наиболее интересные, любопытные, понятные. Можно задавать детям вопросы:
- Чем тебе больше всего понравилось рисовать?
- А чем было интереснее всего рисовать?
Игровые упражнения:
1. Направленные на развитие технических умений :
а) Упражнение «Дирижирование» (выработка плавных движений ведущей рукой);
б) Упражнение «Рисуем по воздуху» (раскрепощение ведущей руки; подготовка к рисованию);
в) Упражнение «Птички клюют» (развитие умения правильно держать карандаш (фломастер) и выполнять «клюющие» движения по бумаге);
- Пальчиковая гимнастика
Методические рекомендации – пальчиковая гимнастика, являясь одним из основных средств развития мелкой моторики у детей младшего возраста; способствует формированию следующих формообразующих движений: плавные круговые движения кисти, плавные круговые движения руки, нерезкие движения руки вверх – вниз, справа – налево и слева – направо; развивает точные координированные движения пальцев, необходимые для правильного держания киски, карандаша и т.д.
- Игровые упражнения и приемы, способствующие развитию технических навыков рисования (раскрепощение руки, формирование плавных движений и т.д.)
а) Прием рисования хаотичных узоров
Задачи:
- раскрепощение рисующей руки;
- формирование умения свободно проводить кривые линии любых конфигураций.
б) Прием рисования упорядоченных узоров
Задачи:
- учить свободно проводить линии различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями в разном их сочетании), разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного);
- раскрепостить рисующую руку;
- показать возможность рисования обеими руками параллельно (кисточкой или пальцами).
в) Игровое упражнение «Линия на прогулке» (И.А. Лыкова)
Задачи:
- раскрепощение рисующей руки;
- формирование умения проводить линию в заданном направлении;
- развитие воображения, творчества.
Методика проведения:
-Мой фломастер отправился на прогулку. Вот он гуляет по белому листу и нигде не останавливается. Весь лист обошёл, ни одного уголка свободного не оставил. Устал и кисточку на помощь позвал. А кисточка тут как тут. Прибежала и за дело взялась. Все зимние краски с собой взяла - синюю, голубую, фиолетовую, белую. Давайте поможем ей нарисовать зимнюю картину.
г) Игровое упражнение «Кисточка танцует» (на основе упражнения И.А. Лыковой)
Задачи:
- раскрепощение рисующей руки;
- формирование умения свободно проводить кривые линии любых конфигураций;
- формирование навыка рисования спиралевидных линий.
Методика проведения:
-Моя кисточка попросилась танцевать. Посмотрите, какие легкие и медленные движения делает она в этой части листа! А теперь кисточка танцует все быстрее и кружится-кружится! А теперь покажите, как танцуют ваши кисточки.
Методические рекомендации:
При выполнении данного упражнения может быть использована музыка.
д) Игровое упражнение «Мы катались на волнах» (на основе приема И.А. Лыковой)
Задачи:
- раскрепощение рисующей руки;
- формирование умения свободно проводить разнообразные линии;
- способствовать развитию умения проводить кривые линии заданных конфигураций;
- развивать воображение и представление детей.
Методика проведения:
- Сегодня мы с нашей кисточкой отправимся на море. Кисточка очень любит кататься на волнах, от этого она становится чистой, веселой и красивой. Посмотрите, как она катается на высокой волне, а вот так на низкой волне. А вот по волне побежали барашки, они кудрявые, мелкие, а вот эти – крупные.
Далее педагог комментирует, а дети стараются следовать словам педагога и рисовать в соответствии с ними («волны низкие, волны высокие, круги, улитки, завитки, спирали, петли» и т.д.).
Педагог напоминает, что кисточка любит «пить» - тогда очень быстро и весело рисует, поэтому её нужно почаще окунать в чистую воду.
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика
Солнышко
Вот как солнышко встаёт, Выше, выше, выше, | Поднять руки вверх. Подтянуться. |
К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. | Присесть на корточки. Руки опустить на пол. |
Хорошо, хорошо, Солнышко смеётся. А под солнышком нам Весело живётся. | Хлопать в ладоши. Улыбаться. |
Погода
Холодно. Осень. Пальцы мои дружно ругают холодные дни. | Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием. |
Пальчик – малыш жалуется: «Ой-ой-ой! Холод-то какой!» | Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец (на обеих руках). |
Указательный палец шепчет тихонько: «Эх-эх-эх! А вдруг пойдёт снег?» | Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец. |
Средний палец ворчит: «Ох-ох-ох! От ветра я оглох!» | Сгибать и разгибать средний палец. |
Безымянный палец кричит: «Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!» | Сгибать и разгибать безымянный палец. |
Здоровяк большой палец восклицает: «Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах! Ух-ух-ух! Дайте мне кожух! » | Сгибать и разгибать большой палец. |
Мой домик
Пусть мой домик кос и крив, Посмотри, как он красив! Видишь – из окошка выглянула кошка! | Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на домик со всех сторон. |
Ветер воет: «У-у-у! в клочья домик разорву!» | Сильно подуть на «домик». |
Но он крепкий, домик мой, Хоть косой он и кривой! | Соединить ладони, покачать ими влево - вправо. |
Пусть неделю ветер воет- Домик мой меня укроет! | Поднять «крышу» над головой. |
Лодочка
Две ладони я прижму И по речке поплыву. | Соединить ладони лодочкой. |
Две ладони, друзья,- Это лодочка моя. | Выполнять волнообразные движения руками. |
Паруса я подниму, Синим морем поплыву. | Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой. |
А со мною по волнам Плывут рыбки тут и там. | Выполнять волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн. |
Цветки
Наши алые цветки | Соединить ладони лодочкой перед собой («молитвенная поза»). |
Распускают лепестки, | Разводить, начиная с большого, пальцы в стороны. Запястья оставить соединёнными. |
Ветерок чуть дышит, | Подуть на руки- «цветки». |
Лепестки колышет. | Подвигать пальцами вперёд-назад. |
Наши алые цветки Закрывают лепестки, | По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой («молитвенная поза»). |
Головой качают, | Покачать ладонями влево – вправо. |
Тихо засыпают. | Положить голову на сложенные ладони. |
Зарядка для пальцев
Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в альбомах Будут снова рисовать. | Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулаки. |
Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт. | Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу. |
Следом за папой мама идёт. | Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу. |
За мамой следом детишки идут. Вслед за ними самые малышки бредут. | «Шагать» обеим руками вместе. |
Красные юбочки носят они, | Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу. |
Юбочки с точками чёрненькими. | Постучать указательными пальцами по столу. |
Папа семью в детский садик ведёт, После занятий домой заберёт. | Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу. |
Ёжик колкий
Ёжик, ёжик колкий, Покажи иголки. | Пальцы обеих рук сплетены в замок. Движения кистями влево – вправо. |
Вот они. Вот они. Вот они. | Пальцы выпрямляются (кисти сложены в замок). |
Ёжик, ёжик колкий, Спрячь свои иголки. | Движения кистями (с выпрямленными пальцами) влево – вправо. |
Раз, и нет иголок. | Пальцы складываются в замок. |
Тучки
Мы наши пальчики сплели | Дети стоя сплетают пальцы. |
И вытянули ручки. | Вытягивают руки ладонями вперёд, |
Ну а теперь мы от земли Отталкиваем тучки. | Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше. |
Пальчики уснули
Пальчики уснули, В кулачки свернулись. | Сжать пальцы обеих рук в кулаки. |
Один, два, три, четыре, пять Захотели поиграть. | Пошевелить пальцами правой руки. |
Разбудили дом соседей, | Постучать одним кулачком о другой. |
Там проснулись шесть и семь, Восемь девять десять – | Разгибать поочерёдно пальцы левой руки. |
Веселятся все. | Пошевелить пальцами обеих рук. |
Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся, Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим. | Сгибать поочерёдно пальчики сначала на левой руке, потом – на правой. |
Дождик
Дождик бегает по крыше – Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! | Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине. |
Дома, дома посидите – Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите – Бом! Бом! Бом! | Постукивание пальчиками. |
Почитайте, поиграйте – Бом! Бом! Бом! А уйду, тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… | Поколачивание кулачками. |
Дождик бегает по крыше – Бом… Бом… Бом… По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! | Поглаживание ладошками. |
Птичка
Птичка крылышки сложила, | Переплести пальцы. |
Птичка пёрышки помыла, | Сделать ими «качельку». |
Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла. | Выпрямить и соединить мизинцы и большие пальцы. |
Птичка зёрнышки поела | Соединённые мизинцы стучат по столу. |
Птичка песенку запела, | Разъединить мизинцы. |
Птичка крылышки раскрыла, Полетела, полетела. | Кисти скрестить и помахать ими как крыльями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с элементами экспериментирования.
Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...
План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования
Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Пирожки для Мишки"...
План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее. Занятие развивает познаватель...
Тематический час с элементами экспериментирования "Наши верные помощники."
Конспект по закреплению знаний детей об органах зрения, слуха, обоняния и ухода за ними....
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений....
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.
Игры эстафеты с разными видами упражнений с элементами спорта и спортивных упражнений.Подготовила: Захарова М.А. 01.07.22 Игра-эстафета: «Баскетболисты»Возраст...